Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 1 декабря 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Акбашева З.Х. руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Заместитель председателя Комиссии - Ишбулатов Р.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
члены Комиссии: Хасанова Ф.Ш.- и.о.заместителя руководителя-начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы; Шакирьянова А.А.- начальник отдела контроля размещения государственного заказа; Борисов Н.Н. - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков; Алексеева Г.А.-заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа; секретарь комиссии - специалист- эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Гирфанов А.М.,
при участии представителей:
от МВД Республики Башкортостан и от ЗАО "КРОК инкорпорейтед"
рассмотрев жалобу ЗАО "КРОК инкорпорейтед" на действия Заказчика- МВД Республики Башкортостан по размещенному заказу проектно-изыскательские работы по внедрению правоохранительной системы "Безопасный город" по обеспечению общественной безопасности в Республике Башкортостан (далее -открытый конкурс). Начальная (максимальная) цена контракта -30 млн.рублей. Источник финансирования - бюджет Республики Башкортостан, бюджет городского округа г.Уфа. установила:
от ЗАО "КРОК инкорпорейтед" на действия Заказчика- МВД Республики Башкортостан по размещенному заказу на проектно-изыскательские работы по внедрению правоохранительной системы "Безопасный город" по обеспечению общественной безопасности в Республике Башкортостан (далее -открытый конкурс)
От других участников размещения заказа, чьи интересы затрагиваются по данному конкурсу, жалоб и возражений не поступало.
В соответствии с представленными материалами Заказчиком проведен открытый конкурс по размещенному заказу.
По мнению заявителя его права нарушены следующими действиями Заказчика.
Как указал Заявитель
17 октября 2008 года Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе к участию в конкурсе были допущены ЗАО "Открытые технологии 98" ООО "ТехноСерв АС" ЗАО "ЭнвижнГруп" ОАО МТУ "Кристалл" ЗАО "КРОК инкорпорейтед"
Протоколом оценки и сопоставления заявок от 18 ноября 2008 года победителем конкурса было признано ЗАО "ЭнвижнГруп"
В ходе организации и проведения открытого конкурса Заказчиком был допущен ряд нарушений норм Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон о размещении заказов), чем были нарушены права ЗАО "КРОК инкорпорейтед" и других участников открытого конкурса.
В разделе 15 Конкурсной документации определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, совокупная значимость критериев -100%. В качестве критериев используются: "цена контракта"- 55%, качество работ и квалификация участника" - 45%. В свою очередь критерий "качество работ и квалификация участника" подразделяется на три подгруппы: "степень соответствия предложений о выполняемых работах заданию на выполнение проектных изыскательских работ"- 25%, "срок выполнения работ"- 10%, "успешный опыт выполнения изыскательских и проектных работ по объектам, аналогичным предмету конкурса (распределенных комплексных систем безопасности, включающих подсистемы, указанные в техническом задании)" - 10%.
Установленные Заказчиком в конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок, их процентное соотношение противоречат требованиям пункта 2.1. статьи 22, пунктов 4 и 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о размещении заказов перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе, установленный пунктом 4 вышеуказанной статьи является исчерпывающим. При этом значимость критериев "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" и "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" не может составлять более двадцати пяти процентов, однако в конкурсной документации значимость данного критерия составляет сорок пять процентов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 28 Закона о размещении заказов критерий "срок (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" является самостоятельным критерием оценки конкурсных заявок.
Критерий "степень соответствия предложений о выполняемых работах заданию на выполнение проектных и изыскательских работ" отсутствует в перечне критериев указанных в пункте 4 статьи 28 Закона о размещении заказов. Кроме того, в Протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N7443725/3 от 18.11.2008 года вышеуказанный критерий не использовался Заказчиком. При оценке заявок Заказчик использовал критерий "детализация и проработанность предложения" с максимальным значением 25%, данный критерий также не содержится в перечне, указанном в пункте 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, таким образом, установление в качестве критерия оценки заявок "успешный опыт выполнения изыскательских и проектных работ по объектам аналогичным предмету конкурса" противоречит прямому запрету установленному законом.
Представители заказчика не признали довод Заявителя по поводу порядка оценки по критериям установленным конкурсной документацией и их разъяснений. В своих пояснениях указано на следующее.
Условия допуска к участию в конкурсе в конкурсной документации установлены в полном соответствии с данной статьей и ст. 11 Закона о размещении заказов. Следовательно, любой поставщик, соответствующий требованиям Федерального Закона, может принять участие в конкурсе. Никаких ограничений на участие в конкурсе по наличию опыта выполнения работ не наложено. В Конкурсной документации о порядке отклонения заявок не предусмотрено отклонение заявок по такому критерию как "успешный опыт выполнения работ по объектам, аналогичным предмету конкурса"
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о размещении заказов критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: 1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; 1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг"
В соответствии с конкурсной документацией "правоохранительная система "Безопасный город" по обеспечению общественной безопасности в Республике Башкортостан" представляет собой комплексную автоматизированную информационно-аналитическую систему высокого научно - технического уровня. В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о размещении заказов "_ в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ." значимость неценовых критериев не может превышать сорока пяти процентов.
В соответствии с разделом 15 конкурсной документации заявки оцениваются по следующим критериям: 1.Ценовой критерий "Цена контракта" - значимость 55%; 2.Не ценовые критерии "Качество работ и квалификация участника"- 45%, в том числе:
-2.1.степень соответствия предложений о выполняемых работах заданию на выполнение проектных и изыскательских работ - значимость 25%,
-2.2. срок выполнения работ - значимость 10%,
-2.3. успешный опыт выполнения изыскательских и проектных работ по объектам, аналогичным предмету конкурса (распределенных комплексных систем безопасности, включающих подсистемы, указанные в техническом задании) - значимость 10%.
Подкритерии 2.1-2.3 объединены в группу для удобства восприятия и, так как каждому из них присвоено числовое значение значимости, при оценке заявок являются самостоятельными критериями.
В соответствии с разделом 16 конкурсной документации "Критерий 2:
Оценка по подкритериям осуществляется на основе оценок членов конкурсной комиссии, в том числе путем сравнения между собой предложений о работах, квалификации участников, содержащихся в заявках на участие в конкурсе. При этом учитывается степень детализации и проработанности представленной участником размещения заказа концепции выполнения работ." Соответственно, оценка детализации и проработанности предложения тождественна оценке по критерию "степень соответствия предложений о выполняемых работах заданию на выполнение проектных и изыскательских работ" Критерии 2.1,2.3 введены в соответствии с подпунктами 1) "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" и 1.1) " качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" пункта 4 статьи 28 Закона о размещении заказов; критерий 2.2. в соответствии с подпунктом 4) "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" - пункта 4 ст.28 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного МВД РБ считает жалобу не обоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки на основании части 5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N379, Комиссия установила:
Заказчиком данный заказ размещен 10.10.2008 года на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов. Протокол вскрытия конвертов с конкурсными заявками N 7443725/1 размещен 11.11.2008 г., Протокол рассмотрения заявок на конкурс N 7443725/2 размещен 17.11.2008 г., Протокол оценки и сопоставления заявок на конкурс N 7443725/3 размещен 19.11.2008 г. Также Заказчиком размещены разъяснения конкурсной документации.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на конкурс N 7443725/2 от 17.11.2008 г., все участники размещения заказа допущены к участию в конкурсе.
Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок на конкурс N 7443725/3 от 19.11.2008 г. первый номер по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе присвоен ЗАО " Энвинж Групп" заявителю присвоен третий номер.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлен разделом 16, критерии оценки определены разделом 15 Конкурсной документации, а именно: критерий - цена контракта (максимальный ценовой бал=55) и качество работ и квалификации участника (максимальный бал=45). При этом критерий качества работ и критерий квалификация участника заказчик разбил по подкритериям.
Согласно ч.6 ст. 28 Закона о размещении заказов не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частью 4 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе. При этом значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 настоящей статьи в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, не может составлять более сорока пяти процентов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил: Техническим заданием к аукциону были применены Международный стандарт ГОСТ 21.101-97 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" согласно которого, общие правила выполнения графической и текстовой документации распространяются также на отчетную техническую документацию по инженерным изысканиям для строительства, Международный стандарт ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ" область применения которого распространяются на установление общих требований к организации и выполнению научно-исследовательских работ (НИР); порядок выполнения и приемки НИР; этапы выполнения НИР, правила их выполнения и приемки; порядок разработки, согласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР; порядок реализации НИР. Международный стандарт ГОСТ 34.003-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения" Данным стандартом устанавливает термины и определения основных понятий в области автоматизированных систем (АС) и распространяется на АС, используемые в различных сферах деятельности (управление, исследования, проектирование и т.п., включая их сочетание), содержанием которых является переработка информации. ГОСТ 2.102-68 ЕСКД- стандарт, устанавливающий виды и комплектность конструкторских документов на изделия всех отраслей промышленности; ГОСТ 34.201-89 и ГОСТ 34.601-90 - стандарты, распространенные на АС, используемые в различных сферах деятельности (управление, исследование, проектирование и т.д.), включая их сочетания. Кроме того, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (группа 72.60) определена как прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий и включает в себя разработку и поддержку информационных систем и сетей органов государственного управления всех уровней, в т.ч. автоматизированных систем управления специального назначения, диагностических и экспертных систем, систем для научных исследований, систем проектирования и управления, разработку технологических процессов, обработки данных, информационное обеспечение и др.
Таким образом, установление предмета заказа "Выполнение изыскательских и проектных работ по внедрению правоохранительной системы "Безопасный город" по обеспечению общественной безопасности в Республике Башкортостан" относится к технологическим работам.
В соответствии с ч.7 ст. 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 настоящей статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Согласно ч.7 ст. 65 Закона о размещении заказов до установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных или муниципальных нужд порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а при отсутствии таких нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - самостоятельно в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом заказчиком в конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, их содержание и значимость.
Таким образом, установление Заказчиком критериев оценки: ценового критерия "Цена контракта" - значимость 55% и не ценового критерия "Качество работ и квалификация участника"- 45%, в том числе: степень соответствия предложений о выполняемых работах заданию на выполнение проектных и изыскательских работ - значимость 25%, срок выполнения работ - значимость 10%, успешный опыт выполнения изыскательских и проектных работ по объектам, аналогичным предмету конкурса (распределенных комплексных систем безопасности, включающих подсистемы, указанные в техническом задании) - значимость 10% не противоречит действующему законодательству.
Следовательно Заявка на участие в конкурсе, согласно п/п "г" п.1 ч.3 ст.25 Закона о размещении заказов должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Таким образом, требования Заказчика к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, требования к функциональным характеристикам, к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы, а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта не противоречит п.2.1 ст.22 Закона о размещении заказов.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта в соответствии с ч.4 ст. 28 Закона о размещении заказов. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: 1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; 1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг; 4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии было пояснено, что предложения о работах, квалификации участников, содержащиеся в заявках на участие в конкурсе оценивалась путем сравнения между собой. При этом учитывается степень детализации и проработанности представленной участником размещения заказа концепции выполнения работ. Соответственно, оценка детализации и проработанности предложения тождественна оценке по критерию "степень соответствия предложений о выполняемых работах заданию на выполнение проектных и изыскательских работ"
Таким образом, установленные Заказчиком в конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок, их процентное соотношение не противоречат требованиям пункта 2.1. статьи 22, пунктов 4 и 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществлялось в соответствии с Конкурсной документацией, что не противоречит ч.2 ст.28 Закона о размещении заказов, согласно которой оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Вместе с тем согласно ч.1 ст.17 Закона о размещении заказов не подлежат проверке уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере размещения заказов результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 стать 28 настоящего закона.
В тоже время, Комиссия установила, Единой комиссией Заказчика все участники размещения заказа были допущены к участию в открытом аукционе, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе была произведена по значимости критериев установленных конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ЗАО "КРОК инкорпорейтед" на действия Заказчика- МВД Республики Башкортостан по размещенному заказу на проектно-изыскательские работы по внедрению правоохранительной системы "Безопасный город" по обеспечению общественной безопасности в Республике Башкортостан не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 декабря 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016