Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 24 декабря 2015 г. N 05-06-43/2015
резолютивная часть решения оглашена "21" декабря 2015 года
решение в полном объеме изготовлено "24" декабря 2015 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
"_";
Члены комиссии:
"_";
"_",
в отсутствии представителя Администрации Сургутского района,
рассмотрев материалы дела N05-06-43/2015 по признакам нарушения Администрацией Сургутского района (ул. Энгельса, 10, г. Сургут, ХМАО-Югра, 628412) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 21.07.2015 N140 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N05-06-43/2015 по признакам нарушения Администрацией Сургутского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела N05-06-43/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.N05-06/ОТ-3823 от 21.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлении в подпрограмме по развитию малого и среднего предпринимательства муниципальной программы по созданию условий для экономического развития Сургутского района, утвержденной Постановлением администрации Сургутского района от 11.12.2013 N5418 "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для экономического развития Сургутского района" условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации Сургутского района истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением об отложении рассмотрения дела N05-06-43/2015 от 31.08.2015 рассмотрение назначено на 12.10.2015 г., у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.
Определением об отложении рассмотрения дела N05-06-43/2015 от 12.10.2015 рассмотрение назначено на 15.12.2015 г., у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.
15.12.2015 г. в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции, Комиссией объявлен перерыв в заседании комиссии до 21.12.2015 г.
Изучив материалы дела N05-06-43/2015, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства это - деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства)
Пунктом 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включающих в себя: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).
Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Сургутского района от 11.12.2013 N5418 утверждена муниципальная программа "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для экономического развития Сургутского района" (далее - Программа).
Пунктом 3.3 раздела 3 Программы предусмотрены 3 (три) вида поддержки: информационная поддержка, имущественная поддержка, финансовая поддержка.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N749-нпа "Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района" (далее - Порядок) установлен порядок оказания имущественной поддержки Субъектам.
Пунктом 4 статьи 15 Порядка предусмотрены случаи предоставления муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства:
- по результатам проведения торгов на право заключения договора аренды;
- без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;
- без проведения торгов, в случае предоставления муниципальных преференций, в соответствии с Законом о защите конкуренции (осуществляется по итогам положительного согласования проекта постановления администрации района с антимонопольным органом).
Вместе с тем, с 06.01.2012 г. вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции упраздняющие согласование с антимонопольным органом предоставление преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальными и межмуниципальными программами их развития и поддержки (пункт 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, введенный Федеральным законном от 06.12.2011 N 401-ФЗ).
Таким образом, учитывая то, что Порядок разработан в рамках реализации Программы, то решение о направлении заявлений о даче согласия на предоставление преференции в антимонопольный орган будет противоречить части 2 статьи 16, части 4.1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства, а также пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, из Программы следует, что по состоянию на 11.12.2013 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Сургутского района составило 3,3 тысячи ед. При таком количестве хозяйствующих субъектов предоставление определенному хозяйствующему субъекту муниципального имущества в аренду в соответствии с нормами статьи 17.1 Закона о защите конкуренции исключающих проведение торгов будет невозможно, поскольку предоставление имущества обеспечит такому хозяйствующему субъекту более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, сведения и количество которых подтверждены самой Программой.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Устава Сургутского района в полномочия Думы района входит, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 32.1 Устава Сургутского района в полномочия главы района по руководству деятельностью администрации района входит внесение проектов решений в Думу района.
Следовательно, разработка нормативно-правового акта регламентирующего порядок управления и распоряжения имуществом относится к полномочиям Администрации Сургутского района.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Администрации Сургутского района, выразившееся в не разработке нормативно-правового акта регламентирующего порядок предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающего требованиям Закона о развитии предпринимательства, нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Администрацией Сургутского района приняты меры по устранению нарушения действующего законодательства до вынесения решения антимонопольным органом, путем направления в Думу Сургутского района проекта решения "О внесении изменений в решение Думы Сургутского района от 23.09.2015 N749-нпа "Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района".
В рамках рассмотрения настоящего дела Администрацией предоставлено, решение Думы от 17.12.2015 N 797-нпа "О внесении изменений в решение Думы Сургутского района от 23.09.2015 N749-нпа "Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района" которым, в пункт 4 статьи 15 Порядка внесены изменения.
В новой редакции пунктом 4 статьи 15 Порядка был установлен новый порядок предоставления муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Так, новым порядком установлено, что одним из случаев предоставления муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, является предоставление муниципального имущества без проведения торгов, в случае предоставления муниципальных преференций в соответствии с постановлением Администрации Сургутского района от 11.12.2013 N5418 "Об утверждении муниципальной программы "Создание условий для экономического развития Сургутского района", согласно подпункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, подпункт 4.2 пункта 4 статьи 15 Порядка "без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции" признан утратившим силу.
Рассмотрев указанные изменения, Комиссия приходит к выводу, что новый порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества в аренду, отвечает требованиям Закона о развитии предпринимательства и Закона о защите конкуренции.
Таким образом, данные документы подтверждают, что Администрацией Сургутского района были приняты необходимые меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 45, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Администрации Сургутского района, выразившиеся в не разработке нормативно-правового акта регламентирующего порядок предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающего требованиям Закона о развитии предпринимательства, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела N05-06-43/2015 прекратить, в связи с добровольным устранением Администрацией Сургутского района нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в Думу Сургутского района проекта решения "О внесении изменений в решение Думы Сургутского района от 23.09.2015 N749-нпа "Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района".
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 декабря 2015 г. N 05-06-43/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016