Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 21 декабря 2015 г. N 06-10/15-373
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС - Калитина Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Воронина К. Ф. - начальник отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
Лапеня Е.А. - главный специалист-эксперт Мурманского УФАС России,
при участии представителей:
муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево - <> (по доверенности N 24 от 21.12.2015),
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-СЕРВИС", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия (уведомление N185 от 21.12.2015),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-СЕРВИС" (далее по тексту решения - ООО "ГАЗ-СЕРВИС", Заявитель, Общество) на действия Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево (дале по тексту решения - Заказчик, МБУ УМС СЗ ЗАТО Видяево) при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, обеспечивающего услуги газоснабжения населению, проживающему в многоквартирных домах ЗАТО Видяево", номер закупки: 0349300040815000047 (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 17 декабря 2015 года по подведомственности поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ-СЕРВИС" на положение документации об электронном аукционе.
Из существа жалобы следует, что в аукционной документации Заказчиком было установлено требование к участникам о необходимости "обеспечивать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание газовой службы по телефону "04". В то время как указанный номер телефона, по мнению Заявителя, принадлежит ОАО "Мурманоблгаз".
Таким образом, Общество полагает, что указанные Заказчиком в аукционной документации требования приводят к ограничению конкуренции и необоснованному ограничению количества участников закупки, что нарушает требования Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Представитель Заказчика с доводами жалобы Общества не согласен и считает, что действия Заказчика соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 16 часов 00 минут 21 декабря 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу Общества, в которых Заказчик указывает, что действия МБУ "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения и пояснения представителя Заказчика исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 09.12.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Организация, осуществляющая закупку: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево. Наименование объекта закупки: выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, обеспечивающего услуги газоснабжения населению, проживающему в многоквартирных домах ЗАТО Видяево.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 818 123,58 руб.
09 декабря 2015 года документация об Электронном аукционе была утверждена начальником МБУ УМС СЗ ЗАТО Видяево - Ю. В. Сидиченко.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию документации об Электронном аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению") (далее по тексту - Правила).
Согласно требованиям, установленным в пункте 6 части 2 Правил, работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В пункте 4 части 2 Порядка установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Одновременно предусмотрено, что аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется специализированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами без заключения отдельного договора об аварийно-диспетчерском обеспечении.
В пункте 11 Технического задания Заказчиком установлено требование к Специализированной организации о наличии аварийно-диспетчерской службы на территории муниципального образования ЗАТО Видяево, либо наличие заключенного договора об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы на территории муниципального образования ЗАТО Видяево.
Таким образом, не включение услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию в перечень работ, предусмотренный Техническим заданием аукционной документации, а также предусмотренная Заказчиком возможность привлечения для оказания данной услуги подрядной организации, противоречит как действующему законодательству, так и пункту 10 Технического задания Аукционной документации, в котором Заказчиком установлено, что "специализированная организация не вправе привлекать к выполнению работ третьих лиц (субподрядчиков)".
Указанные противоречия приводят к неоднозначности определения требований Заказчика при описании объекта закупки, установленных в документации об электронном аукционе, что в свою очередь свидетельствует о необъективности при описании объекта закупки Заказчиком.
Установленное в Аукционной документации требование об обязанности Специализированной организации обеспечения круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания газовой службы по телефону "04" и доводы Заказчика о том, что данный номер телефона относится к телефонам экстренных служб, не нашло законного обоснования.
Как было установлено Комиссией Мурманского УФАС России, номер телефона "04" является номером аварийно-диспетчерской службы, принадлежащей ОАО "Мурманоблгаз". Следовательно, требование, установленное в аукционной документации, обязывающее участника обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание по данному конкретному номеру, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, допустив необъективное описание объекта закупки и установив в документации об электронном аукционе требование к наличию конкретного номера телефона для оказания услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, ограничивающее количество участников закупки, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного жалоба ООО "ГАЗ СЕРВИС" признается обоснованной.
По доводам, изложенным в жалобе ООО "ГАЗ СЕРВИС", Комиссия Мурманского УФАС России усматривает в действиях Заказчика признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ СЕРВИС" на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево" при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, обеспечивающего услуги газоснабжения населению, проживающему в многоквартирных домах ЗАТО Видяево", номер закупки: 0349300040815000047 обоснованной.
Признать заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела N 06-10/15-373 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Выдать Муниципальному бюджетному учреждению "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево", оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 06-10/15-373
21 декабря 2015 года
г. Мурманск
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС - Калитина Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Воронина К. Ф. - начальник отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
Лапеня Е.А. - главный специалист-эксперт Мурманского УФАС России,
на основании решения от 21 декабря 2015 года по делу N06-10/15-373 принятого по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГАЗ СЕРВИС" на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, обеспечивающего услуги газоснабжения населению, проживающему в многоквартирных домах ЗАТО Видяево", номер закупки: 0349300040815000047 (далее - Электронный аукцион), в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту предписания - Закон о контрактной системе), руководствуясь частями 22 и 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, предписывает:
Муниципальному бюджетному учреждению "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево устранить нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, путём:
1.1. отмены протоколов, составленных в ходе проведения Электронного аукциона,
1.2 внесения изменений в документацию об Электронном аукционе, либо аннулирования определения поставщика.
Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ", обеспечить возможность совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ", Муниципальному бюджетному учреждению "Управление муниципальной собственностью (служба заказчика)" ЗАТО Видяево" исполнить предписание и в срок до 18 января 2016 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 декабря 2015 г. N 06-10/15-373
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016