Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 22 декабря 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2008 года
Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2008 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района и Администрации Ванинского муниципального района, рассмотрев дело N 5-12/11 по признакам нарушения Комитетом по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района и Комитетом жилищно - коммунального хозяйства администрации Ванинского муниципального района ст. 20 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По результатам контрольного мероприятия, проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, установлено, что Комитетом по приватизации и управлению имуществом (далее - Комитет по имуществу) и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства (далее - Комитет ЖКХ) администрации Ванинского муниципального района с ООО "Наш дом" заключен договор доверительного управления имуществом от 01.01.2008 (далее - договор). Согласно указанному договору Комитетом по имуществу переданы в доверительное управление ООО "Наш дом", объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (далее - объекты коммунальной инфраструктуры), являющиеся муниципальной собственностью Ванинского муниципального района и объекты жилого фонда п. Тулучи.
От Комитета ЖКХ и ООО "Наш дом", надлежащим образом извещеных о дате, времени и месте рассмотрения дела N 5-12/11, поступили ходатайства с просьбами рассмотреть настоящее дело в отсутствие своих представителей. Комиссия рассмотрела дело в отсутствие представителей Комитета ЖКХ и ООО "Наш дом". В ходе рассмотрения предоставленных документов и сведений, установлено следующее.
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав в приоритетном порядке, является муниципальной помощью. Комитетом по имуществу и Комитетом ЖКХ с ООО "Наш дом" заключен договор доверительного управления имуществом от 01.01.2008, что в понятии п. 20 ст. 4 Закон о защите конкуренции является муниципальной помощью, подлежащей контролю в порядке, установленном главой 5 данного закона.
Ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень целей предоставления муниципальной помощи, в том числе - обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановлением Совмина СССР от 03.12.1983 N 12 Ванинский муниципальный район приравнен к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. П. 3 ч.1 ст.15 названного закона владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Ч.1 ст.20 Закона о защите конкуренции установлено, что муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. В рамках рассмотрения материалов проверки установлено, что Комитет по имуществу, Комитет ЖКХ не обращались в антимонопольный орган с ходатайством о получении предварительного согласия на предоставление муниципальной помощи ООО "Наш дом", путем передачи в пользование объектов коммунальной инфраструктуры.
Согласно письменному пояснению (письмо Комитета по имуществу от 04.12.2008 N1-17944), передача объектов коммунальной инфраструктуры ООО "Наш дом" не является нарушением положений антимонопольного законодательства, так как в границах поселения отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с чем результат передачи муниципального имущества не повлиял на конкурентную среду данного товарного рынка. Заключение указанного договора не рассматривалось как предоставление муниципальной помощи (ст. 20 Закона о защите конкуренции). В заседании комиссии представитель Комитета по имуществу поддержал доводы, ранее изложенные в письменном пояснении.
Вместе с тем, данные доводы не основаны на положениях действующего законодательства по следующим основаниям. Как установлено Законом о защите конкуренции передача муниципального имущества органом власти хозяйствующему субъекту возможна посредством трех основных способов:
1. Через решение представительного органа власти (решение о бюджете);
2. Через торги (в соответствии с действующим законодательством);
3. Через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции).
Все три способа исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.
Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество, в данном случае, обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи, в установленном законом порядке, Комитет по имуществу и Комитет ЖКХ, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должны были соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).
Передача в приоритетном порядке прав на объекты коммунальной инфраструктуры одному хозяйствующему субъекту необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к таким объектам коммунальной инфраструктуры, следовательно препятствует развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Несоблюдение порядка предоставления муниципальной помощи, а также осуществление передачи муниципального имущества в доверительное управление ООО "Наш дом" в приоритетном порядке ограничило (исключило) возможность доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) аналогичную с ООО "Наш дом" деятельность на рассматриваемый товарный рынок. Установленный порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка. Непредставление в антимонопольный орган ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.8 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст.39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района, Комитета жилищно - коммунального хозяйства администрации Ванинского муниципального района, в части заключения договора доверительного управления имуществом от 01.01.2008 и передачи ООО "Наш дом" в доверительное управление муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры) без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Комитету по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района, Комитету жилищно - коммунального хозяйства администрации Ванинского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 5-12/11 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.8 КоАП РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 22.12.2008 по делу N 5-12/11 о нарушении Комитетом по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района (р.п. Ванино, пл. Мира, 1) и Комитетом ЖКХ администрации Ванинского муниципального района (р.п. Ванино, ул. Первая Линия, 9) статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Комитету по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района, Комитету ЖКХ администрации Ванинского муниципального района прекратить нарушение статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"с целью чего впредь при передаче в доверительное управление объектов муниципальной собственности, в том числе при продлении (переоформлении) договорных отношений, соблюдать требования, установленные статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. В срок до ___________ сообщить в Хабаровское УФАС России о решении, принятом в целях исполнения настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 декабря 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016