Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 30 декабря 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2008 года
Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2008 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 5-12/15 по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом администрации Советско - Гаванского муниципального района ст. 20 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По результатам контрольного мероприятия, проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, установлено, что Комитетом по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Комитет по управлению имуществом), на основании распорядительных актов администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Администрация) заключены:
1. С МУП "Теплоэнерго" договор от 29.05.2007 N 1 аренды казенного имущества (далее - договор N 1), на основании постановления Главы Советско-Гаванского муниципального района от 24.05.2007 N 87 "О переоформлении договоров безвозмездного пользования" (далее - постановление от 24.05.2007 N 87).
2. С ООО "Райводоканал" договор от 24.01.2008 N 29 аренды казенного имущества (далее - договор N 29), на основании распоряжения Главы Советско-Гаванского муниципального района от 15.01.2008 N 22-р "О передаче имущества казны в аренду ООО "Райводоканал" (далее - распоряжение от 15.01.2008 N 22-р);
3. С ООО "Тепловые сети" договор от 24.01.2008 N 30 аренды казенного имущества (далее - договор N 30), на основании распоряжения Главы Советско-Гаванского муниципального района от 15.01.2008 N 25-р "О передаче имущества казны в аренду ООО "Тепловые сети" (далее - распоряжение от 15.01.2008 N 25-р);
Согласно документам и сведениям, представленным администрацией Советско-Гаванского муниципального района (письмо от 14.11.2008 N 1-13/10619), договор N 1, договор N 29, договор N 30 на сегодняшний день являются действующими. От Администрации и Комитета по управлению имуществом, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте заседания комиссии по рассмотрению дела N 5-12/15, поступили ходатайства о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав в приоритетном порядке, является муниципальной помощью. Ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень целей предоставления муниципальной помощи, в том числе - обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановлением Совмина СССР от 03.12.1983 N 12 Советско-Гаванский муниципальный район приравнен к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. П. 4 ч.1 ст.14 названного закона организация в границах поселения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.
На основании Соглашений между Советско-Гаванским муниципальным районом и поселениями: "Рабочий поселок Заветы Ильича", городское поселение "Город Советская Гавань", городское поселение "Рабочий поселок Лососина", Гаткинское сельское поселение, городское поселение "Рабочий поселок Лососина" о передаче отдельных полномочий поселений району (в том числе вопросы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), с целью организации в границах указанных поселений теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения Комитетом по управлению имуществом с МУП "Теплоэнерго", с ООО "Райводоканал", с ООО "Тепловые сети" заключены договор N 1, договор N 29, договор N 30 аренды муниципального имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты коммунальной инфраструктуры), что в понятии п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции является муниципальной помощью, подлежащей контролю в порядке, установленном главой 5 данного закона. Ч.1 ст.20 Закона о защите конкуренции установлено, что муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Передача Комитетом по управлению имуществом в аренду объектов коммунальной инфраструктуры МУП "Теплоэнерго", ООО "Райводоканал", ООО "Тепловые сети", оказывающих услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, обусловлена обеспечением жизнедеятельности населения в границах поселений, что соответствует целям предоставления муниципальной помощи, поименованным в п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции. Ч.1 ст.20 Закона о защите конкуренции установлено, что муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В рамках рассмотрения материалов проверки установлено, что Администрация, Комитет по управлению имуществом, не обращались в антимонопольный орган с ходатайствами о получении предварительного согласия на предоставление муниципальной помощи МУП "Теплоэнерго", ООО "Райводоканал", ООО "Тепловые сети", путем передачи в аренду данным хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры. По данным фактам Комитетом по управлению имуществом представлены пояснения, согласно которым передача в аренду МУП "Теплоэнерго", ООО "Райводоканал", ООО "Тепловые сети" муниципального имущества проведена во исполнение постановления от 24.05.2007 N 87, распоряжения от 15.01.2008 N 22-р, распоряжения от 15.01.2008 N 25-р.
Согласно объяснению Администрации издание указанных распорядительных актов анализировалось только на соответствие положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.
Как установлено Законом о защите конкуренции, передача муниципального имущества органом власти или органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту возможна посредством трех основных способов:
1. Через решение представительного органа власти (решение о бюджете);
2. Через торги (в соответствии с действующим законодательством);
3. Через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции).
Несоблюдение порядка предоставления муниципальной помощи, а также осуществление передачи муниципального имущества в аренду МУП "Теплоэнерго", ООО "Райводоканал", ООО "Тепловые сети" в приоритетном порядке ограничило (исключило) возможность доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) аналогичную с МУП "Теплоэнерго", ООО "Райводоканал", ООО "Тепловые сети" деятельность на соответствующих товарных рынках.
Все три способа исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными. Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество, в данном случае, обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи, в установленном законом порядке, Комитет, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должен был соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).
Установленный порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка. Непредставление в антимонопольный орган ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.8 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст.39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать действия администрации Советско-Гаванского муниципального района, в части издания постановления Главы Советско-Гаванского муниципального района от 24.05.2007 N 87 "О переоформлении договоров безвозмездного пользования", распоряжения Главы Советско-Гаванского муниципального района от 15.01.2008 N 22-р "О передаче имущества казны в аренду ООО "Райводоканал", распоряжения Главы Советско-Гаванского муниципального района от 15.01.2008 N 25-р "О передаче имущества казны в аренду ООО "Тепловые сети", передачи в аренду МУП "Теплоэнерго", ООО "Райводоканал", ООО "Тепловые сети" муниципального имущества без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать действия Комитета по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района, в части заключения с МУП "Теплоэнерго" договора от 29.05.2007 N 1 аренды казенного имущества, с ООО "Райводоканал" договора от 24.01.2008 N 29 аренды казенного имущества, с ООО "Тепловые сети" договора от 24.01.2008 N 30 аренды казенного имущества без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением ст.20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать администрации Советско-Гаванского муниципального района, Комитету по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела N 5-12/15 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.8 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 22
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 30.12.2008 по делу N 5-12/15 о нарушении администрацией Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (г. Советская Гавань, ул. Ленина, 3), Комитетом по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района (г. Советская Гавань, ул. Ленина, 3) статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению имуществом администрации Советско-Гаванского муниципального района прекратить нарушение статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с целью чего впредь при передаче в арендное пользование объектов муниципальной собственности, в том числе при продлении (переоформлении) договорных отношений, соблюдать требования, установленные статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. В срок до 25.01.2009 сообщить в Хабаровское УФАС России о решении, принятом в целях исполнения настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 30 декабря 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016