Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 15 января 2009 г. N 08-01-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления - начальник отдела государственного
заказа, председатель Комиссии;
Сухоплюев Д.В. - главный специалист-эксперт отдела государственного заказа, член
Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии,
в присутствии представителей:
от подателя жалобы ОАО "НЕФАЗ": <_> (по доверенности), <_>по доверенности);
от муниципального заказчика - Департамента транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска: <_> (по доверенности), <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
от участника размещения заказа ООО "НовосибирскМАЗсервис" - <_> (без доверенности);
от участника размещения заказа ЗАО "Новосибспецпроект" - <_> (без доверенности), - <_> (без доверенности);
рассмотрев жалобу ОАО "НЕФАЗ" на действия муниципального заказчика - Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска при проведении открытого аукциона на поставку автобусов, извещение размещено на сайте 05.12.2008 г., начальная максимальная цена 155476000,00 руб., установила
В Новосибирское УФАС России обратилось ОАО "НЕФАЗ" с жалобой на действия муниципального заказчика - Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска при проведении открытого аукциона на поставку автобусов.
Суть жалобы сводится к следующему. ОАО "НЕФАЗ" считает, что муниципальный заказчик нарушил ч.3.1 ст.34 ФЗ N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ N94-ФЗ), установив требования, которые привели к существенному ограничению конкуренции. А именно, технические характеристики, приведенные в техническом задании, соответствуют только одной марке автобусов, а именно, МАЗ; кроме того, муниципальный заказчик объединил в один лот все модели автобусов (большого класса городские, среднего и большого класса пригородные и междугородние), что ограничивает участие в аукционе производителей, не имеющих в своей линейке моделей автобусов всех классов.
На основании изложенного, ОАО "НЕФАЗ" просит Комиссию Новосибирского УФАС России выдать муниципальному заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
На жалобу поступило возражение от муниципального заказчика - Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
В ч.2 ст.34 ФЗ N94-ФЗ, сказано, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к функциональным и техническим характеристикам товара, к размерам товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Заказчик имеет право указывать любые требования к товару не противоречащие закону, а также самостоятельно определять, что является важной характеристикой закупаемого товара. Требования, касающиеся габаритных размеров, полной массы, пассажировместимости, максимальной скорости, а так же мощности двигателя являются потребностями заказчика. Они определены, исходя из размеров боксов, ширины дорог, технологического устройства смотровых ям, с учетом наибольшей комфортности пассажиров.
Муниципальный заказчик считает, что данные товары являются одноименными товарами, которые функционально и технологически связаны с предметом аукциона. В связи с этим он считает, что они включены в один лот законно и обосновано.
На основании вышеизложенного, муниципальный заказчик - Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска считает доводы жалобы ОАО "НЕФАЗ" необоснованными.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Довод жалобы ОАО "НЕФАЗ" относительно включения в один лот всех моделей автобусов (городские, пригородные и междугородние), был признан Комиссией Новосибирского УФАС России необоснованным, на основании того, что данные товары являются технологически и функционально связанными товарами, поставки которых являются предметом торгов. На основании вышеизложенного Комиссия Новосибирского УФАС России решила, что в данном случае факт нарушения ст.17 ФЗ N135-ФЗ и ч.6.1 ст.10 ФЗ N94-ФЗ, отсутствует.
Довод жалобы о нарушении ч.3.1 ст.34 ФЗ N94-ФЗ, а именно, что в документации об аукционе содержатся требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, был признан Комиссией Новосибирского УФАС России обоснованным. Как было установлено, в аукционной документации муниципальным заказчиком немотивированно были установлены ряд технических требований к товару, существенно ограничивающих круг участников размещения заказа. Указанные характеристики выражены в однозначных значениях. Для городских автобусов - высота сцепления над уровнем дороги - 340 мм, количество мест для сидения - 28, полная масса - 18000 кг, мощность двигателя - 231 л.с. Для пригородных и междугородних автобусов, высота сцепления над уровнем дороги - 340 мм, количество мест для сиденья - 31, полная масса - 12600 кг, мощность двигателя - 176 л.с., высота автобуса - 2930 мм, ширина автобуса - 2550 мм, пассажировместимость - 59, максимальная скорость - 105 км/ч. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска не смогли аргументировано объяснить данные требования к товару, сославшись на то, что они были вызваны тем, что в данный момент 47,1% парка автобусов состоит из автобусов с данными техническими характеристиками. Наличие эквивалентов данных товаров, подходящих под технические характеристики, указанные в аукционной документации, так же не нашло своего подтверждения, указанные в возражении на жалобу другие модели не подходят по тем или иным характеристикам. Таким образом, указанным техническим характеристикам будут соответствовать только автобусы МАЗ, что ограничивает количество участников размещения заказа.
На основании вышеизложенного Комиссия Новосибирского УФАС решила признать жалобу ОАО "НЕФАЗ" на действия муниципального заказчика - Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска при проведении открытого аукциона на поставку автобусов частично обоснованной.
При проведении на основании ч.5 ст.17 ФЗ N 94-ФЗ внеплановой проверки данного открытого аукциона было выявлено следующее нарушение законодательства о размещении заказов.
В техническом задании муниципальный заказчик указал автобусы МАЗ-103476, МАЗ-206, МАЗ-226060, МАЗ-152062, т.е. конкретные модели и модификации автобусов под товарным знаком "МАЗ", что является нарушением ч.3.1 ст.34 ФЗ N94-ФЗ, в которой указано, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Руководствуясь ч.6 ст.60, ч.5, ч.9 ст.17 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила
Выдать муниципальному заказчику - Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов с требованием об аннулировании результатов торгов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Д.В. Сухоплюев
С.Н. Растворцев
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-8
об устранении нарушения законодательства РФ о размещении заказов
"15" января 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления - начальник отдела государственного
заказа, председатель Комиссии;
Сухоплюев Д.В. - главный специалист-эксперт отдела государственного заказа, член
Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член Комиссии,
на основании своего решения N08-01-3 от 15.01.2009 г. по жалобе ОАО "НЕФАЗ" на действия муниципального заказчика - Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска при проведении открытого аукциона на поставку автобусов, предписывает
Муниципальному заказчику - Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска и аукционной комиссии устранить нарушение законодательства о размещении заказа.
Для устранения нарушения законодательства о размещении заказа аукционной комиссии муниципального заказчика - Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска необходимо:
Отменить решение аукционной комиссии, зафиксированное в протоколе рассмотрения заявок N3 от 12.01.09г.
Для устранения нарушения законодательства о размещении заказа муниципальному заказчику - Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска необходимо:
1. Прекратить нарушение ч.3.1 ст.34 ФЗ N94-ФЗ, а именно, не указывать в аукционной документации знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
2. Аннулировать результаты торгов.
Об исполнении предписания сообщить до 27.01.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Согласно ч.7 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Д.В. Сухоплюев
С.Н. Растворцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 15 января 2009 г. N 08-01-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016