Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 21 января 2009 г. N 71
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов Александр Александрович - заместитель руководителя управления,
председатель Комиссии;
Камнева Наталья Петровна - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Тропин Геннадий Викторович - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
член Комиссии,
в присутствии представителя администрации Татарского района Новосибирской области: <_> (по доверенности);
в отсутствие представителя от ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (ОАО "Россельхозбанк"), представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
рассмотрев дело N 71 от 19.12.2008 г. по признакам нарушения администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО "Россельхозбанк" статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее Федерального закона N 135-ФЗ), установила
При рассмотрении соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", заключенного 15 августа 2008 года между администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО "Россельхозбанк", направленного в Новосибирское УФАС России в соответствии с ч.9 ст.35 Федерального закона N135-ФЗ, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В п.3 указанного соглашения установлены обязательства сторон. Согласно пп.3.1.2 администрация района обязуется:
- оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;
- оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;
- информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.
Из вышеизложенного следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО "Россельхозбанк" помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. С другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО "Россельхозбанк" предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.
ОАО "Россельхозбанк" находится в г.Москве. В г.Новосибирске находится филиал ОАО "Россельхозбанк". Вышеуказанные соглашения заключались в г.Новосибирске. Со стороны ОАО "Россельхозбанк" лицом, заключившим соглашение, выступал директор Новосибирского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" <_>Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона N 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения. Так как соглашение было заключено в г. Новосибирске, местом совершения нарушения является г.Новосибирск. Таким образом, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Новосибирским УФАС России.
В объяснении по существу дела администрация Татарского района сообщает, что соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" не содержит положений, которые могут привести к ограничению конкуренции. Администрация Татарского района указывает, что в п.1.2 указанного соглашения установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района.
ОАО "Россельхозбанк" в своем объяснении указывает, что деятельность банка в рамках заключенного соглашения не ограничивает доступ на товарный рынок других хозяйствующих субъектов. Учитывая требования антимонопольного законодательства, пунктом 1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района. Тем самым, по мнению банка, исключается ограничение, недопущение, устранение конкуренции.
Изучив представленные материалы и объяснения сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В пп.3.1.2 соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" следующие обязательства администрации района приводят или могут привести к ограничению конкуренции:
- оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;
- оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;
- информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.
Из вышеизложенных обязательств следует, что администрация района обязалась оказывать ОАО "Россельхозбанк" помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности. В районе осуществляют деятельность несколько банков, они осуществляют кредитование предприятий, организаций и сельских жителей. Однако с другими банками подобные соглашения не заключались. Таким образом, ОАО "Россельхозбанк" предоставлено на территории данного района преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями, оказывающими аналогичные услуги по кредитованию. Следовательно, происходит или может произойти ограничение конкуренции на рынке банковских услуг на территории района.
Согласно ст.16 Федерального закона N135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, ОАО "Россельхозбанк" заключило с администрацией Татарского района Новосибирской области соглашение о сотрудничестве по реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", с нарушением статьи 16 Федерального закона N135-ФЗ, которое выразилось во включении в соглашение положений о том, что администрация района обязывается оказывать банку помощь в привлечении клиентов и помощь в возврате задолженности.
В государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" нет положений, которые обязывают органы местного самоуправления оказывать ОАО "Россельхозбанк" помощь в привлечении клиентов и в возврате задолженности.
Пункт 1.2 вышеуказанного соглашения, в котором установлено, что оно не направлено на ограничение сотрудничества с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории района, носит декларативный характер и не может препятствовать ограничению конкуренции, которая может быть ограничена другими пунктами этого соглашения.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила
1. Признать ОАО "Россельхозбанк" и администрацию Татарского района Новосибирской области нарушившими ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ путём заключения соглашения о сотрудничестве по реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ОАО "Россельхозбанк" и администрации Татарского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А.Ельчанинов
Члены Комиссии Н.П.Камнева
Г.В.Тропин
ПРЕДПИСАНИЕ N 5
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
"21" января 2009 г. Новосибирск
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Тропин Г.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федерального закона N 135-ФЗ), на основании своего решения от 21.01.2009 г. по делу N 71 о нарушении администрацией Татарского района Новосибирской области и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (ОАО "Россельхозбанк") статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, предписывает
1. ОАО "Россельхозбанк" и администрации Татарского района Новосибирской области в срок до 06.03.2009 г. устранить нарушение статьи 16 Федерального закона N135-ФЗ.
С целью исполнения настоящего предписания ОАО "Россельхозбанк" и администрации Татарского района Новосибирской области необходимо внести изменения в соглашение о сотрудничестве по реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" от 15 августа 2008 г. исключив из него следующие обязательства администрации района, установленные в пп.3.1.2 указанного соглашения:
- оказывать содействие Банку в организации и осуществлении контроля за правильным использованием и своевременным погашением полученных предприятиями и организациями в Банке кредитов;
- оказывать содействие Банку в работе по возврату просроченной задолженности;
- информировать глав администраций муниципальных образований, руководителей предприятий агропромышленного комплекса, сельских жителей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об условиях получения кредитов в Банке.
2. Об исполнении настоящего предписания ОАО "Россельхозбанк" и администрации Татарского района Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России до 06.03.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.А.Ельчанинов
Члены Комиссии Н.П.Камнева
Г.В. Тропин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 января 2009 г. N 71
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016