Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Колотовой Т.Р. - руководителя Свердловского УФАС России, председателя Комиссии;
Анисимовой Ю.В. - начальника отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
Емцовой К.С. - старшего специалиста III разряда отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
Куценко Т.С. - специалиста I разряда отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии,
рассмотрев дело N 90 по признакам нарушения председателя Правления ТСЖ "Репина 107" п.п. 4 и 5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части экономически или технологически не обоснованного препятствования перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства заявителя, а также необоснованном отказе в подписании Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей, что нарушает права заявителя, установила:
Дело N90 возбуждено Приказом Свердловского УФАС России от 14.11.2008 N251/1 по обращению Казаковой Г.И. (вх. N01-6926 от 01.11.2008) с жалобой на действия ТСЖ "Репина 107". Определением Свердловского УФАС России от 14.11.2008 дело N90 назначено к рассмотрению на 16.12.2008.
Определением Свердловского УФАС России от 16.12.2008 об отложении рассмотрения дела N90 повторное заседание Комиссии назначено на 21 января 2009 года.
На заседании Комиссии Казакова Г.И. подтвердила доводы, изложенные в обращении, направленном в адрес Свердловского УФАС России (вх. N01-6926 от 01.11.2008), сообщив дополнительно следующее.
Казакова Г.И. является собственником помещений, расположенных по адресу: ул.Репина, 107 (кв.113 и 114). Постановлением Главы города Екатеринбурга от 03.05.2005 N377 названным помещениям присвоен статус нежилых.
В целях энергоснабжения помещений по ул.Репина, 107 между Казаковой Г.И. и ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" заключен договор от 01.10.2008, в соответствии с которым гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии заявителю. В соответствии с п.п. 2.2. названного договора границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание электроустановок устанавливается Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, оформленным Абонентом (Казаковой Г.И.) с сетевой организацией (владельцем сетей), от сетей которой подключены энергопринимающие устройства Абонента (Казаковой Г.И.).
В случае отсутствия Акта разграничения граница ответственности определяется документами, подтверждающими право владения соответствующими энергопринимающими устройствами.
Пункт 6 временного Приложения N2 к договору от 01.10.2008 N20510 устанавливает, что Казаковой Г.И. необходимо представить в адрес ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" в срок до 01.01.2009 в том числе Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, Акт допуска в эксплуатацию электроустановок, выданный МТУ Ростехнадзора по УрФО.
Энергоснабжение объектов заявителя осуществлялось до 27.10.2008 года, когда без предварительного уведомления была прекращена подача электрической энергии на объекты Казаковой Г.И.
В письме, направленном ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" в адрес ТСЖ "Репина-107" по заявлению Казаковой Г.И., указано, что Гарантирующий поставщик считает действия ТСЖ "Репина-107" не правомерными и настаивает на восстановлении подачи электроэнергии на объекты заявителя.
С целью обследования энергоустановок Казаковой Г.И. и восстановления энергоснабжения по договору купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.10.2008 N20510 31 октября 2008 года инспектором ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" осуществлен выезд на объекты заявителя по адресу ул.Репина, 107. Однако допуск к объектам электросетевого хозяйства представителями ТСЖ "Репина - 107" обеспечен не был, электроснабжение помещений заявителя восстановлено не было.
На сегодняшний день электроснабжение помещений восстановлено ранее уволенным электриком ТСЖ "Репина 107" без предварительного уведомления правления ТСЖ.
В своем заявлении Казакова Г.И. просит Свердловское УФАС России привлечь к ответственности ТСЖ "Репина 107" за препятствование осуществлению энергоснабжения собственных объектов.
На заседании Комиссии представители ТСЖ "Репина 107" с выдвинутыми обвинениями не согласились, сообщив следующее.
По мнению представителей ТСЖ "Репина 107", заключение Казаковой Г.И. договора энергоснабжения от 01.10.2008 N20510 с ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" противоречит требованиям законодательства РФ по следующим основаниям.
С 15 декабря 2006 года между ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" (правопреемник - ОАО "Екатеринбургэнергосбыт") действует договор энергоснабжения N11208. В январе 2006 года ТСЖ "Репина 107" обратилось к названному гарантирующему поставщику с просьбой о включении ИП Казаковой Г.И. в договор энергоснабжения в качестве субабонента. Письмом от 03.11.2006 N48/6739 ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" (правопреемник - ОАО "Екатеринбургэнергосбыт") уведомила потребителя по договору от 01.12.2001 N11208 (ТСЖ "Репина-107") о добавлении группы оборудования ИП Казаковой Г.И. Уведомлений от ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" (правопреемник ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания) или Казаковой Г.И. о заключении заявителем самостоятельного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ТСЖ "Репина 107" не получало.
Кроме того, по мнению ответчика, для энергоснабжения объектов заявителя и подписания соответствующего акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между ТСЖ "Репина 107" и Казаковой Г.И., последней необходимо представить в адрес названного ТСЖ Акт допуска в эксплуатацию энергоустановок, составленный МТУ Ростехнадзора по УрФО. Факт отсутствия у заявителя данного документа подтверждается письмом Ростехнадзора (исх. от 03.12.2008 N12.12/809), в котором сообщается, что названный надзорный орган информацией о получении заявителем Акта допуска в эксплуатацию энергоустановок не располагает.
Ко дню заседания Комиссии, представители ТСЖ "Репина 107" обратились в Федеральный суд Ленинского района г.Екатеринбурга с исковым заявлением от 18.11.2008 о признании недействительным договора энергоснабжения от 01.10.2008 N20510, заключенного между ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" и Казаковой Г.И. Очередное заседание суда назначено на 26 января 2009 года.
На заседании Комиссии представители ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" подтвердили доводы, изложенные в письменном пояснении, направленном в адрес Свердловского УФАС России (вх. N01-7688 от 26.11.2008), дополнительно сообщив следующее.
С момента заключения 01 октября 2008 года между Гарантирующим поставщиком и Казаковой Г.И. договора купли-продажи электрической энергии (мощности) от 01.10.2008 N20510, ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" не включает объемы электрической энергии, потребленные заявителем, в счета ТСЖ "Репина - 107".
Уведомлений об изменении условий договора от 15.12.2006 N11208 в адрес ТСЖ "Репина 107" гарантирующим поставщиком не направлялись, поскольку, по мнению ОАО "Екатеринбургэнергосбыт", исключение субабонента из договора купли-продажи электрической энергии (мощности) не является изменением такого договора.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Казакова Г.И. является владельцем помещений (кв.113 и 114), расположенных по адресу ул.Репина, 107, г.Екатеринбург (Свидетельство о государственной регистрации права от 15.11.2004 N66-01/01-352/2004-309. и 16.11.2004 N66-01/01-345/52004-223). Постановлением Главы города Екатеринбурга от 03.05.2005 N377 жилые помещения (кв.113 и 114) по адресу ул.Репина, 107, принадлежащие Казаковой Г.И., переведены в категорию нежилых. Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа NФ09-7083/07-С6 от 26.03.2008 по делу NА60-1569/2007 названное постановление Главы признано законным.
По заявке Казаковой Г.И. ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" выданы технические условия от 20.02.2005 N218-230-70, в соответствии с которыми питание объектов заявителя осуществлено с нижних клемм вводного устройства N1 жилого дома по ул.Репина, 107, с присоединением до учета с устройством защиты в точке присоединения. Дополнительными условиями названных технических условий предусмотрено, что договор на электроснабжение должен быть заключен между балансодержателем щитовой 0,4кВ и ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания".
В своем письме, направленном в адрес Казаковой Г.И. от 28.12.2005 N131, ТСЖ "Репина 107" признает подключение заявителя незаконным, так как им не были в полной мере соблюдены требования технических условий ОАО "ЕЭСК". В случае непредставления Акта допуска энергоустановок в эксплуатацию ТСЖ "Репина 107" произведет отключение объектов электросетевого хозяйства Казаковой Г.И. от сети жилого дома.
В 2006 году ИП Казакова Г.И. включена субабонентом в договор энергоснабжения, заключенный между ТСЖ "Репина 107" и ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" от 15.12.2006 N11208. В Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 31.01.2006 N218-29/217-4, оформленном между ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" и ТСЖ "Репина 107", где Казакова Г.И. обозначена субабонентом, граница сетей для нее определена во ВРУ (щит N1) жилого дома по ул.Репина, 107 на кабельных наконечниках фидеров 0,4 кВ. Дополнительным условием названного Акта предусмотрено, что ВРУ (щит N1) жилого дома по ул.Репина, 107, находится на балансе и эксплуатации абонента.
Из анализа переписки ТСЖ "Репина 107" и Казаковой Г.И. в 2006 году следует, что ТСЖ "Репина 107" связывало направление в адрес Казаковой Г.И. Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с получением от заявителя официального обращения о подписании названного Акта, обязательства нести установленную гражданским законодательством ответственность за содержание и эксплуатацию сетей, приборов и оборудования, принадлежащих Казаковой как собственнику, а также обязательства оплачивать всю потребленную заявителем электроэнергию.
На основании заявки Казаковой Г.И. от 23.09.2008 между ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" и заявителем заключен договор энергоснабжения от 01.10.2008 N20510. Письмом от 16.10.2008 N32 - 2/3435, направленном в адрес ТСЖ "Репина 107", ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" сообщает об исключении из приложения N2 и "Протокол-соглашения о договорных величинах потребления электроэнергии в 2008 году" договора энергоснабжения от 15.12.2006 субабонента "ИП Казаковой Г.И.". Договорные величины потребления электрической энергии с октября по декабрь 2008 года для "ИП Казаковой Г.И." - субабонента по договору N11208 также аннулированы.
В своем письме от 24.10.2008 N114, направленном в адрес ОАО "Екатеринбургэнергосбыт", ТСЖ "Репина 107" сообщает о том, что по причине непредоставления Казаковой Г.И. необходимого ТСЖ пакета документов, а также отказа допустить электриков ТСЖ к электроустановкам заявителя, оно вынуждено прекратить подачу электроэнергии через свою электросеть на помещения Казаковой Г.И.
Энергоснабжение помещений Казаковой Г.И. прекращено 27 октября 2008 года.
В своих письмах, направленных в адрес ТСЖ "Репина 107" и Казаковой Г.И. по факту отключения объектов заявителя, ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" признало действия ТСЖ "Репина 107" по отключению энергоустановки Казаковой не правомерными. Общество потребовало восстановить подачу электроэнергии абоненту и в дальнейшем не проводить подобные действия без согласования с ОАО "Екатеринбургэнергосбыт".
Специалистами ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" 31.10.2008 осуществлен осмотр объектов Казаковой Г.И., по итогам которого составлен Акт о следующем. Восстановление энергоснабжения объектов заявителя не осуществлено по причине отсутствия сотрудников ТСЖ "Репина 107" на своих рабочих местах и, следовательно, невозможности получить допуск к электроустановкам заявителя.
Восстановление энергоснабжения объектов Казаковой Г.И. осуществлено ранее уволенным электриком ТСЖ "Репина 107" 10 декабря 2008 года, о чем представителями ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" составлен Акт обследования от 11.12.2008. В дальнейшем энергоснабжение объектов Казаковой Г.И. осуществлялось в полном объеме.
Пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определяет, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с Пунктом 16 названных правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом путем членства собственников помещений в указанных организациях или путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями.
Следовательно, внутридомовые коммуникации (в том числе объекты электросетевого хозяйства) находятся в общей собственности членов ТСЖ "Репина 107".
Часть 5 ст.5 Федерального Закона "О защите конкуренции" указывает, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Часть 1 ст.4 Федерального Закона "О естественных монополиях" относит услуги по передаче электрической энергии к естественно монопольным видам деятельности.
Статья 3 Федерального Закона N35 "Об электроэнергетике" дает определение понятия услуг по передаче электрической энергии как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Таким образом, ТСЖ "Репина 107", осуществляя услуги по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на указанном рынке.
В соответствии с частью 1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованное препятствование перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства заявителя, а также необоснованный отказ в подписании Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей (п.4 и п.5 ч.1 ст.10).
Пункт 4 ст. 26 "Об электроэнергетике" определяет, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Пункт 62 Правил функционирования розничных рынков устанавливает, что лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок (утверждены Заместителем Министра энергетики РФ от 03.04.2002) устанавливают перечень документов, необходимых для осуществления процедуры допуска в эксплуатацию энергоустановок юридических и физических лиц, по итогам которой составляется Акт допуска в эксплуатацию электроустановок. В указанный перечень документов входит, в том числе, Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
По запросу Свердловского УФАС России МТУ Ростехнадзора представлена информация о том, что 30 мая 2006 года было зарегистрировано заявление в УТЭН Ростехнадзора по Свердловской области от гр.Казаковой Г.И. за N1984-П о вызове инспектора на приемку электроустановки по адресу ул.Репина, 107. Техническая документация по данному объекту не была представлена в полном объеме, допуск в эксплуатацию по данному объекту не осуществлялся.
В период 2007-2008 годов Казакова Г.И. в МТУ Ростехнадзора по УрФО с заявлением на получение акта-допуска электроустановок в эксплуатацию не обращалась, обследование инспекторами управления помещений заявителя не проводилось.
Статьей 9.9. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для лиц, осуществивших ввод в эксплуатацию топливно-энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов.
Другими словами, необходимость направления ТСЖ "Репина 107" в адрес Казаковой Г.И. Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности обусловлена необходимостью установления договорных отношений с ОАО "Екатеринбургэнергосбыт".
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861) устанавливает, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (п. 3 ст. 546 ГК РФ).
Пунктами 29, 33 Правил недискриминационного доступа, а также пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2008 N530), установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения оказания услуг по поставке и передаче электрической энергии.
Таким образом, действия ТСЖ "Репина 107", выразившиеся в необоснованном препятствовании перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства Казаковой Г.И. в период с 27 октября по 10 декабря 2008 года нарушает п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также п.4 ч.1 ст.10 Федерального Закона "О защите конкуренции".
Нарушение требований ст.10 ФЗ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" влечет административную ответственность в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ.
В соответствии со ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ч.1 ст.48. ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать в действиях ТСЖ "Репина 107" нарушение п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также п.4 ч.1 ст.10 Федерального Закона "О защите конкуренции", выразившееся в экономически и/или технологически необоснованном
препятствовании перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства Казаковой Г.И. в период с 27 октября по 10 декабря 2008 года.
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ТСЖ "Репина 107" не выдавать в связи с восстановлением энергоснабжения объектов Казаковой Г.И.
3. Передать материалы дела N 90 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях для проведения административного расследования в отношении ТСЖ "Репина 107" по статье 14.31 КоАП РФ.
Председатель Комиссии Т.Р.Колотова
Члены Комиссии Ю.В.Анисимова
К.С.Емцова
Т.С.Куценко
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 января 2009 г. N 90
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016