Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
N 03-25/30 (опубликовано 3 февраля 2009 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2008 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2008 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Глонти К.М.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Мингазов Р.Ш.
рассмотрев дело N 03-25/30 по признакам нарушения части 3 статьи 22 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) со стороны ООО "Мегапол", а также привлечённых лиц - индивидуального предпринимателя Александра, Татьяны Валентиновны при размещении на конструктивных элементах магазина "Столичный" (оконных проемах), расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, дом 100 "Б", рекламы пива Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg с изображением бутылок без соответствующего предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива на здоровье человека,
в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Мегапол" - представитель по доверенности Евгения N 28-05/07 от 28.05.2007 г.
ИП Александр - представитель по доверенности Шишкина Евгения Александровна от 27.11.2008 г.
Татьяна
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга наружной рекламы, размещенной в г. Йошкар-Ола, 20 октября 2008 года специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе. Содержание рекламы и месторазмещение зафиксированы фотодокументами.
На конструктивных элементах магазина "Столичный-10" (а именно, оконных проёмах), расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, дом 100 "Б", размещена реклама пива Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg с изображением бутылок без соответствующего предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива на здоровье человека.
Согласно письменным объяснениям ООО "Мегапол" от 05 декабря 2008 г. исх. N 12, рекламные материалы пива Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg данным обществом не приобретались и не размещались. ООО "Мегапол" арендует в магазине "Столичный-10" по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, дом 100 "Б" торговое помещение у Индивидуального предпринимателя Александра по договору аренды от 30.09.2008 года N 01-09/08 и осуществляет реализацию алкогольной продукции. Реализацией пива ООО "Мегапол" в магазине "Столичный-10" не занимается. Торговля пивом в данном магазине осуществляется через ИП Гайфуллина А.З.
Кроме того, из пояснений ООО "Мегапол" следует, что размещение рекламных материалов в оконных проемах магазина "Столичный - 10" было произведено Бариновой Татьяной Валентиновной в апреле 2006 г. во время работы коммерческим директором у ИП Гайфуллина А.З.
Из письменных объяснений ИП Александра от 17 декабря 2008 г. исх. N 22 следует, что он осуществляет розничную продажу пива в магазине "Столичный -10". Копии товарных накладных имеются в материалах дела. Собственником торгового павильона, расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, является Александр, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22 января 2004 г.
Согласно письменным объяснениям Бариновой Т.В. от 17 декабря 2008 г. следует, что она во время работы коммерческим директором у ИП Гайфуллина А.З. в апреле 2006 года получила данные сетки с изображением продукции Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg у ИП Полевщикова А.И. по акту передачи от 05 апреля 2006 г. и использовала их в качестве занавесок оконных проёмов магазина "Столичный-10" без целей рекламы соответствующей продукции.
Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением Татьяны от 01 декабря 2008 г., а также справкой ИП Александра N 16-к от 01.12.2008 г. о времени работы Татьяны
Согласно представленной должностной инструкции от 15 марта 2005 г. в должностные обязанности Татьяны входит участие от имени ИП Александра в акциях по рекламирования реализуемых товаров, в том числе осуществление рекламных акций для увеличения объёма реализации продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу Закона о рекламе для квалификации распространяемой информации в качестве рекламной не имеет правового значения субъективный критерий, а именно: желание либо нежелание лица использовать определённую информацию как рекламу. Тем самым, доводы Татьяны о нежелание использовать сетки с изображением бутылок пива Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg в качестве рекламы Комиссия Марийского УФАС России находит несостоятельными и отвергает, так как по существу они направлены на то, чтобы избежать установленной законом ответственности.
Таким образом, холсты с изображением пива Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg, размещенные на конструктивных элементах магазина "Столичный - 10" (оконных проемах), расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, являются рекламой.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о рекламе реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой таким способом как в данном случае, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
При этом, для того чтобы признать наличие такой информации в рекламе, она должна быть выполнена способом, позволяющим её воспринимать потребителями.
Рекламные холсты пива Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg Carlsberg, имеют предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива на здоровье человека, но в оконных проемах магазина "Столичный-10" они установлены таким образом, что данное предупреждение скрыто за конструктивными элементами магазина.
Следовательно, реклама пива Балтика 7, Золотая Бочка, а также пива Carlsberg, распространяемая в оконных проёмах магазина "Столичный-10", с точки зрения потенциального потребителя, не содержит установленного частью 3 статьи 22 Федерального закона "О рекламе" предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива на здоровье человека.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, данная реклама пива, размещённая в оконных проёмах магазина "Столичный - 10", расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, является ненадлежащей.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
По смыслу Закона о рекламе рекламораспространителем может быть любое лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России пришла к следующему выводу относительно статуса лиц, участвующих в деле.
Рекламораспространителем рекламной информации о пиве в данном случае является собственник магазина - Гайфуллин Александр Зулькафирович, который осуществляет реализацию пива в указанном торговом павильоне, а также Баринова Татьяна Валентиновна как должностное лицо, ответственное за рекламные мероприятия и непосредственно разместившее рекламные сетки на оконных проёмах данного торгового павильона.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 3 статьи 22 Закона о рекламе несёт рекламодатель (часть 6 статья 38), рекламораспространитель (часть 7 статья 38) и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине (часть 8 статья 38).
Ответственность в виде штрафных санкций за данное нарушение предусматривается статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива Балтика 7, Carlsberg и Золотая бочка с изображением бутылок без соответствующего предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива на здоровье человека на конструктивных элементах торгового павильона "Столичный - 10" (оконных проемах), расположенного по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, осуществляемой собственником торгового павильона, Александром и ответственным должностным лицом, Татьяной
2. Выдать предписание Александру для устранения нарушения действующего законодательства о рекламе.
3. Производство по делу в отношении ООО "Мегапол" прекратить.
4. Передать материалы дела уполномоченному специалисту Марийского УФАС России, для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, БаТатьяны, по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии К.М. Глонти
Р.Ш. Мингазов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл N 03-25/30 (опубликовано 3 февраля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016