Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 18 ноября 2015 г. N 65-08/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
|
члены Комиссии: |
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 65-08/2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения в городе Челябинске в офисах ПАО "Совкомбанк" рекламы кредита "Купи Авто", вклада "Лови момент!",
в присутствии:
заявителя __________________________________________________________,
в отсутствие:
заявителя__________________________________________________________,
представителя публичного акционерного общества "Совкомбанк" (далее - ПАО "Совкомбанк), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление жителя города Челябинска гр-на <_> о распространении в кредитно-кассовом офисе "Челябинский" ПАО "Совкомбанк" филиала "Центральный" (г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 16) рекламы потребительского кредита "Купи Авто", в которой присутствуют сведения о снижении процентной ставки по кредиту с 33 % до 22, 5 % после предоставления документов, подтверждающих право владения транспортным средством в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита. По мнению заявителя, указанные в рекламе сведения о снижении процентной ставки не соответствуют действительности, поскольку он оформил кредит, приобрел автомобиль, представил все необходимые документы, однако в снижении процентной ставки по кредиту ему необоснованно было отказано ввиду того, что приобретенный им автомобиль старше 10 лет. При этом в рекламе не сообщалась информация о требованиях, предъявляемых к автотранспортному средству.
Также в Челябинское УФАС России поступило заявление жительницы города Челябинска, <_> о распространении 3 марта 2015 года в отделении ПАО "Совкомбанк" (г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 17) рекламы вклада "Лови момент", в которой присутствуют сведения о процентной ставке 18 %, что, по мнению заявителя, не соответствует действительности, так как фактически процентная ставка по данному вкладу составила 17 %, а не 18%.
В письменных объяснениях ПАО "Совкомбанк" указало, что распространяет рекламу посредством размещения плакатов, буклетов, листовок в офисах Банка. Пояснило, что указанная заявителями реклама кредита "Купи авто", вклада "Лови момент!" распространялась в офисах Банка, расположенных в городе Челябинске. Указало, что в связи с отменой вклада "Лови момент" и кредита "Купи авто" данная реклама в настоящее время не размещается. В отношении рекламы вклада "Лови момент" ПАО "Совкомбанк" указало, что данный вклад с процентной ставкой 18% был отменен распоряжением Банка N 9/ОД от 27.01.2015 с 02 февраля 2015 года, новая ставка по вкладу 17 % утверждена с 18 февраля 2015 года протоколом КУЛ N 160215 от 16 февраля 2015 года. Считает, что информация о размере процентной ставке, указанная в рекламе вклада "Лови момент" не соответствовала действительности ввиду несвоевременной замены прежних рекламных материалов на новые. Относительно рекламы кредита "Купи авто" ПАО "Совкомбанк" пояснило, что в Банке действуют и предлагаются потенциальным заемщикам кредиты на покупку автомобиля и представило паспорт кредитного продукта "Денежный кредит "Многоцелевой". Считает, что в рекламе кредитного продукта присутствовала информация о требованиях, предъявляемых к автомобилю.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В городе Челябинске офисы ПАО "Совкомбанк" расположены, в том числе по адресам ул. Гагарина, д. 16 и ул. Чичерина, д. 17, что подтверждается договорами аренды нежилого помещения от 24 мая 2013 года и от 14 июня 2012 года, заключенными Банком с ИП Ульяновой Г.Н. и Степиной С.А. соответственно.
3 марта 2015 года в офисе ПАО "Совкомбанк" по адресу: ул. Чичерина, д. 17 распространялась реклама вклада "Лови момент!". В рекламе присутствуют сведения "Вклад Лови момент! 18% _".
18 августа 2014 года в офисе ПАО "Совкомбанк" по адресу: ул. Гагарина, д. 16 распространялась реклама кредита "Купи авто". В рекламе указаны условия кредита:
Срок кредита 12,18,24,36, 60 месяцев.
Сумма кредита 100 000 - 400 000 рублей.
Ставка 33 % снижается до 22,5% после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжения транспортным средством, в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита.
Факт распространения рекламы вклада "Лови момент" и кредита "Купи авто" подтверждается фотоматериалами, представленными заявителями и не оспаривается ПАО "Совкомбанк".
Разработка и утверждение макетов рекламы вклада "Лови момент!" осуществлены в рамках приложения N 219 от 27.01.2015 к договору возмездного оказания услуг N 01 от 12.11.2010, заключенному ПАО "Совкомбанк" и ООО "Рекламно-консалтинговая группа "О2 Медиа". Согласно данному приложению ПАО "Совкомбанк" оказаны, в том числе услуги по изготовлению буклетов, листовок (евро формат), плакатов (А3), плакатов на бумаге (258 гр). В соответствии с макетом реклама содержит сведения: "Лови момент! Вклад _ 18 %.".
Рекламные материалы кредита "Купи авто" изготовлены в рамках приложения N 189 от 22.05.2014 к договору возмездного оказания услуг N 307 от 15.04.2013, заключенному ПАО "Совкомбанк" и ООО "О2 Медиа", что следует, из письменных объяснений ПАО "Совкомбанк" (вх. N 17063 от 17.11.2015). Согласно данному приложению ПАО "Совкомбанк" оказаны, в том числе услуги по печати плакатов (А4), буклетов, купонов, визиток.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" положения Федерального закона "О рекламе", относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается.
Материалами дела установлено, что вклад "Лови момент" с процентной ставкой 18% был отменен распоряжением Банка N 9/ОД от 27.01.2015 с 02 февраля 2015 года, новая ставка по вкладу 17 % утверждена с 18 февраля 2015 года протоколом КУЛ N 160215 от 16 февраля 2015 года.
3 марта 2015 года между ПАО "Совкомбанк" и физическими лицами заключены, в том числе договоры срочного банковского вклада "Лови момент" N 466372397, N 466283671. В пункте 1.6. договоров указано, что процентная ставка по вкладу на день подписания договора составляет 17,00% годовых.
Поскольку на дату распространения рекламы вклада "Лови момент", а именно на 03 марта 2015 года процентная ставка по договору срочного банковского вклада "Лови момент" составила 17,00% годовых, достоверность указанных в рекламе сведений "_18 %.", распространявшейся 3 марта 2015 года не находит документального подтверждения.
С учетом изложенного, указанные в рекламе вклада "Лови момент" сведения "_18 %." не соответствуют действительности, а реклама нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Паспортом продукта "Денежный кредит "Многоцелевой" ПАО "Совкомбанк" (приложение N 3 к распоряжению N 129/ОД от 27.06.2014) (далее - Паспорт продукта) предусмотрен субпродукт "Денежный кредит "Купи авто". Согласно пункту 1.1. Паспорта продукта при предоставлении (Заемщиком) подтверждающих документов в течении 6-ти месяцев возможно снижение процентной ставки по кредиту (при условии отсутствия просроченной задолженности в указанном периоде). В соответствии с пунктом 3.1. Паспорта продукта процентная ставка 22, 5 % (годовых) - по субпродукту с первоначальным предоставлением подтверждающих документов право владения /пользования/ распоряжения транспортным средством, 33 % (годовых)- по субпродукту с последующим предоставлением подтверждающих документов (при предоставлении последних в течении первых шести месяцев пользования кредитом - возможно снижение процентной ставки до 22, 5 % (при условии отсутствия просроченной задолженности в указанном периоде. Пунктом 2.4. Паспорта продукта предусмотрены требования к транспортному средству, а именно легковой автомобиль российского или иностранного производства не старше 10 лет.
В рекламе кредита "Купи авто" присутствуют сведения "Ставка 33 % снижается до 22,5% после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжение транспортным средством, в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита". Каких либо сведений о требованиях к сроку изготовления транспортного средства реклама не содержит, что подтверждается фотоматериалами с рекламой, представленными заявителем.
Таким образом, реклама кредита "Купи авто" содержала предложение о заключении кредитного договора именно на изложенных условиях, то есть без указания требований к сроку изготовления транспортного средства.
Требования к сроку изготовления транспортного средства являются существенной информацией, отсутствие которой способно ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно условий заключения договора.
Так, гр-н <_> воспользовавшись рекламной информацией, заключил 18 августа 2014 года договор потребительского кредита N <_> Согласно договору купли-продажи от 19 августа 2015 года гр-н <_> приобрел автомобиль марки <_> 1994 года выпуска, то есть старше 10 лет. 20 августа гр-н <_> обратился в банк с письменным заявлением о снижении размера процентной ставки по кредиту. Обращение по данному заявлению было рассмотрено, заемщик проинформирован СМС-оповещением по номеру <_> "Уважаемый клиент! Ваше обращение рассмотрено, Согласно условиям продукта, авто должно быть годом выпуска не старше 10 лет, поэтому снижение процентной ставки не представляется возможным. Ваш Совкомбанк, 8-800-1000006" (согласно письменных объяснений ПАО "Совкомбанк" вх. N 14423 от 28.09.2015).
Таким образом, отсутствие в рекламе сведений о требованиях к сроку изготовления транспортного средства фактически вводит потребителей, желающих заключить договор потребительского кредита на условиях, указанных в рекламной информации, в заблуждение относительно требований, предъявляемых к транспортному средству, что в последующем приводит к отказу в снижении процентной ставки по кредиту и необходимости оплаты процентной ставки по договору в размере 33 %, то есть на условиях наибольшего размера процентной ставки.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в рекламе сведений о требованиях к сроку изготовления транспортного средства нарушает право потребителей на получение предусмотренной законом информации относительно условий предлагаемой услуги, то есть на получение достоверной информации, что установлено статьей 5 Федерального закона "О рекламе".
Реклама кредита "Купи авто", распространявшаяся 18 августа 2014 года в офисе ПАО "Совкомбанк" в г. Челябинске без указания требований, предъявляемых к сроку изготовления транспортного средства для возможного последующего снижения процентной ставки по кредиту нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Доводы ПАО "Совкомбанк" об указании в рекламе всех требований, предъявляемых к транспортному средству, Комиссией не принимаются по следующим основаниям.
Фотоматериалами заявителя подтверждается факт размещения плакатов с рекламой кредита "Купи авто" в офисе Банка, в которой не указана информации о требованиях, предъявляемых к автомобилю.
Из материалов дела следует, что гр-н <_> заключил договор на условиях, указанных в рекламе. Изложенные в данной рекламе сведения о размерах процентных ставок, а именно "33 %", "снижается до 22,5%" полностью соответствуют размерам процентных ставок, предусмотренных Паспортом продукта "Денежный кредит "Многоцелевой".
Таким образом, факт распространения рекламных плакатов кредита "Купи Авто" с данным содержанием (то есть без указания условия о сроке изготовления транспортного средства) подтвержден документально.
ПАО "Совкомбанк" представило в материалы дела ксерокопию рекламной листовки, которая содержит сведения "_Ставка 33 % снижается до 24,9%." и требования, предъявляемые к сроку изготовления транспортного средства. При этом указанная в ксерокопии рекламы ставка 24,9% не предусмотрена Паспортом продукта "Денежный кредит "Многоцелевой". Кроме того, документов, достоверно свидетельствующих об изготовлении и распространении 18 августа 2014 года в офисах Банка, то есть на момент заключения договора потребительского кредита с гр-ном <_> именно данных рекламных материалов, от ПАО "Совкомбанк" в материалы дела не поступило.
В соответствии с частями 6,7 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее.
Рекламодателем рекламы является ПАО "Совкомбанк", поскольку в рекламной информации указывается на услуги, оказываемые данным юридическим лицом и такая информация направлена на формирование и поддержание интереса к услугам данной организации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку распространение рекламы вклада "Лови момент" и кредита "Купи авто" прекращено в связи с отменой вклада "Лови момент" и кредита "Купи авто", что подтверждается объяснениями ПАО "Совкомбанк" и представленными материалами, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
В силу части 2 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу:
вклада "Лови момент", в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения "18 %.", распространявшуюся 3 марта 2015 года в офисе ПАО "Совкомбанк" по адресу: ул. Чичерина, д. 17, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе";
кредита "Купи авто", в которой отсутствует существенная информация о требованиях, предъявляемых транспортному средству для снижения процентной ставки по кредиту, распространявшуюся 18 августа 2014 года в офисе ПАО "Совкомбанк" по адресу: ул. Гагарина, д. 16, что нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Совкомбанк" и его должностного лица
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 ноября 2015 г. N 65-08/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016