Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
(опубликовано 9 февраля 2009 г.)
Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <> рассмотрев дело N 31 от 11.11.2008, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по охране здоровья населения области части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в присутствии:
Представителя Комитета по охране здоровья населения области: <> - заместителя начальника отдела целевого планирования, управления и финансирования системы здравоохранения комитета по охране здоровья населения области, главного бухгалтера, действующей на основании доверенности.
Представителя Открытого акционерного общества "Балтийский Банк" (далее - ОАО "Балтийский Банк"):
<> - начальника Юридического управления Новгородского филиала ОАО "Балтийский Банк", действующей на основании доверенности. установила:
На основании приказа N 131 от 10.09.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России), Удостоверения на право проведения проверки N 23 от 10.09.2008 инспекцией Новгородского УФАС России в период с 11.09.2008 по 13.10.2008 проведено контрольное мероприятие по проверке действующих договоров, заключенных Комитетом по охране здоровья населения области (далее - Комитет), на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации.
В результате проверки договоров, заключенных Комитетом, выявлено, что им с ОАО "Балтийский Банк" без проведения конкурсных или аукционных процедур пролонгировано действие Договора N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, заключены Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 на оказание финансовой услуги по открытию и ведению банковского счета Комитета.
По результатам контрольного мероприятия (проверки) Новгородским УФАС России составлен Акт N 17 от 13.10.2008.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" финансовой организацией признается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе - кредитная организация.
Таким образом, ОАО "Балтийский Банк", с которым Комитет заключил вышеуказанные договоры и дополнительное соглашение, является финансовой организацией.
Услуга, оказываемая по Договору N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Договору N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008, Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенных между Комитетом и ОАО "Балтийский Банк", является финансовой услугой "открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам", указанной в пункте 2 части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенное, пролонгация Договора N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003, Дополнительное соглашение от 03.04.2008 и Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 содержат признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания таковой финансовой услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При рассмотрении дела представитель Комитета пояснил, что Договор N 23371-Р банковского счета между Комитетом и ОАО "Балтийский Банк" был заключен 21 мая 2003 года. В соответствии с пунктом 6.1 указанного договора он продлевался каждый год на первоначальных условиях.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно статье 453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
В связи с внесением изменений в нормативные правовые документы, а также признания утратившими силу нормативных правовых документов, указанных в Разрешении на открытие счета в ЗАО "Балтийский Банк" по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выдаваемого Комитетом финансов Новгородской области Комитету по охране здоровья населения области, некоторые пункты Договора N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 в соответствии с Дополнительным соглашением от 03.04.2008 были изменены и он был изложен в новой редакции - Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Новых договоров банковского счета Комитетом не заключалось, в том числе с ОАО "Балтийский Банк".
Также представитель Комитета обратил внимание на то, что Договор N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 (в настоящее время Договор N 23371 анковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008) будет расторгнут, а лицевой счет, открытый в соответствии с ним, в настоящее время закрыт, что подтверждается представленным Сообщением о закрытии счета от 30 декабря 2008 года (вх. N 240 от 23.01.2009 Новгородского УФАС России).
Представитель ОАО "Балтийский Банк" пояснил, что порядок открытия счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных бюджетными организациями, финансируемыми из областного бюджета, утвержден Указанием от 18.06.1999 N 579-У Центрального Банка Российской Федерации "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях" (далее - Указание ЦБ РФ).
Согласно данного Указания ЦБ РФ, договор банковского счета (аналогичный рассматриваемому) с указанными организациями заключается после представления в банк разрешения соответствующего финансового органа на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Договор N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 заключен между Комитетом и ОАО "Балтийский Банк" на основании Разрешения N 117 от 06.03.2003 на открытие счета в ЗАО "Балтийский Банк" по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выданного Комитетом финансов Новгородской области.
Вышеуказанный договор не расторгался, при этом, в связи с изменениями действующего законодательства, на основании Дополнительного соглашения от 03.04.2008, данный договор был изложен в новой редакции как Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008. Поскольку первоначальный Договор N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был заключен до вступления в законную силу ФЗ "О защите конкуренции" (27.10.2006), действие части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" на него и, соответственно, на Дополнительное соглашение от 03.04.2008 к нему и Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не распространяется.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Довод представителей сторон о том, что Договор N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 - это один и тот же договор, заключенный до вступления в законную силу ФЗ "О защите конкуренции", на который действие части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции" не распространяется, несостоятелен по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку по внесению изменений в Договор N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 между Комитетом и ОАО "Балтийский Банк" было достигнуто письменное соглашение сторон - Дополнительное соглашение от 03.04.2008, следовательно, в Договоре N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 были изменены его существенные условия.
Во-вторых, Договор N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 и Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 имеют различную нумерацию, что также позволяет квалифицировать их как два различных договора.
В-третьих, согласно пункту 1 Дополнительного соглашения от 03.04.2008 Договор N 23371-Р банковского (расчетного) счета от 21.05.2003 был изменен и изложен в редакции Приложения к данному дополнительному соглашению. При этом Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 не содержит указания на то, что он является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства: иные существенные условия договора, иной номер договора и отсутствие ссылки на то, что именно Договор N 23371 банковского счета в валюте Российской Федерации от 03.04.2008 является Приложением к Дополнительному соглашению от 03.04.2008, заключенному между Комитетом и ОАО "Балтийский Банк", свидетельствуют о заключении нового договора банковского счета.
С момента вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции" договоры между субъектами, указанными в статье 18 ФЗ "О защите конкуренции", и финансовыми организациями на оказание финансовых услуг должны быть заключены по итогам проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Рассмотрев дело N 31 от 11.11.2008, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Комитета по охране здоровья населения области нарушение части 1 статьи 18 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неосуществлении отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги - "открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам".
2. Выдать Комитету по охране здоровья населения области обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (опубликовано 9 февраля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016