Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 9 сентября 2008 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. - заместитель
руководителя управления;
Члены Комиссии: - Путрова С.И.- начальник отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Якимидин О.А.- специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
рассмотрев дело N 18 по признакам нарушений пункта 1 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), выразившихся в размещении рекламы алкогольной продукции на последней полосе газеты и без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- Кочетовой Юлии Владимировны, директора муниципального учреждения "Информационное агентство "Невельские новости".
Заявитель, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился.
Представители общества с ограниченной ответственностью "БРИЗ", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. При данных обстоятельствах Комиссией принято решение рассматривать дело N 18 в отсутствие заявителя и представителей ООО "БРИЗ". установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило заявление Хлуденева О.И. (вх. N 3777 от 15.07.2008). Поводом для обращения послужило размещение в печатном издании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции.
В ходе проверки установлено, что в общественно-политической газете "Невельские новости" N 34-36 (9689-9691) от 12.03.2008 на стр. 16 распространяется реклама следующего содержания: "Магазин Бриз. Богатый выбор винно-водочной продукции удовлетворит самый изысканный вкус и достойно украсит любой праздничный стол!".
В своем письменном объяснении (вх. N 3961 от 01.08.2008) директор муниципального учреждения "Информационное агентство "Невельские новости" Кочетова Ю.В. в адрес управления сообщила, что с нарушением п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе" согласна, указав на устранение данного нарушения.
15.08.2008 в отношении МУ "Информационное агентство "Невельские новости" и ООО "БРИЗ" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было возбуждено дело N 18.
На заседании Комиссии представитель МУ "Информационное агентство "Невельские новости" подтвердила данные ранее письменные пояснения, указав, что сотрудники, допустившие данное нарушение законодательства РФ о рекламе, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ "О рекламе".
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Графическое изображение бутылок винно-водочных изделий и прямое сообщение о том, что речь идет именно об алкогольной продукции ("Богатый выбор винно-водочной продукции удовлетворит самый изысканный вкус и достойно украсит любой праздничный стол!"), является информацией, ассоциирующейся у потребителей с определенным товаром - алкогольной продукцией и рассматривается как реклама этого товара.
Статья 21 ФЗ "О рекламе" устанавливает ограничения по месту размещения рекламы алкогольной продукции.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Представленный материал свидетельствует о факте распространения для неопределенного круга лиц информации об алкогольной продукции магазина "Бриз" именно на последней полосе газеты "Невельские новости".
В соответствии с ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.
В рекламе алкогольной продукции магазина "Бриз", размещаемой в газете "Невельские новости" отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
Нарушив требования рекламного законодательства при распространении рекламы алкогольной продукции, МУ "Информационное агентство "Невельские новости", являясь рекламораспространителем, в соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 4 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Учитывая, что рекламораспространитель - это профессиональный участник рекламного рынка, который в большей степени, нежели другие субъекты рекламной деятельности осведомлен о требованиях, предъявляемых к рекламе, поэтому при размещении рекламы рекламораспространителем должны быть предприняты все меры, призванные не допустить возможность нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Следовательно, являясь профессиональным участником рекламного рынка и заведомо зная, что речь идет о рекламе алкогольной продукции директор МУ "Информационное агентство "Невельские новости" Кочетова Ю.В. разместила рекламу винно-водочной продукции магазина "Бриз" на последней полосе газеты "Невельские новости" и без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что в последствии привело к нарушению рекламного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 ФЗ "О рекламе", ответственность также несет и рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно заключенному договору N 8 от 01.02.2008, заключенному между ООО "БРИЗ" (Заказчик) и МУ "Информационное агентство "Невельские новости" (Исполнитель), Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание услуг по опубликованию объявлений, тематических материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО "БРИЗ" нарушило требования рекламного законодательства при распространении рекламы магазина "Бриз" в газете "Невельские новости".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции магазина "Бриз", распространяемую в газете "Невельские новости" N 34-36 (9689-9691) от 12.03.2008, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения не выдавать в связи с добровольным устранением.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "БРИЗ" и должностного лица МУ "Информационное агентство "Невельские новости" дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии С.И. Путрова
О.А. Якимидин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 9 сентября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016