Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 17 декабря 2015 г. N 99-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
*** - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; *** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
*** - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 99-03-18.1/2015 по жалобе ООО "Тех-Проект" на действия (бездействие) специализированной некоммерческой организации - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - фонд "Региональный оператор капитального ремонта") при проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение N 9 ПСД/2016) в присутствии представителя заявителя, в отсутствие представителя фонда "Региональный оператор капитального ремонта", надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Тех-Проект" на действия (бездействие) фонда "Региональный оператор капитального ремонта" при проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение N 9 ПСД/2016).
В жалобе указано, что в техническом задании на разработку проектно-сметной документации по ремонту или замене лифтового оборудования установлены требования к исполнителю, отличающиеся от критериев оценки и сопоставления заявок участников.
По мнению заявителя, заказчиком необоснованно заявлено требование о наличие допуска СРО к работам по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации, указанное в таблице N 3 конкурсной документации, так как в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 и статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное требование необходимо только при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, 6, не относится к категории особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Кроме того, по мнению заявителя, в пункте 5 таблицы N 2 конкурсной документации необоснованно указаны критерии оценки и сопоставления заявок, а именно:
- членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (генподряд) - 10 баллов;
- членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство - 5 баллов.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, разделен на следующие вида работ:
- виды работ по инженерным изысканиям;
- виды работ по подготовке проектной документации;
- виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Следовательно, если участник закупки имеет допуск СРО, относящийся только к видам работ, - виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, то он не имеет права выполнять работы, находящиеся в перечне - виды работ по подготовке проектной документации.
Таким образом, хозяйствующий субъект, который самостоятельно не может изготовить проектно-сметную документацию, поставлен в более выгодное положение.
По мнению подателя жалобы, указанные действия ограничивают конкуренцию и создают неравные условия для участников конкурса.
Также ООО "Тех-Проект" заявлено дополнение к жалобе, согласно которому пункт 6.24 конкурсной документации, обязывающий заказчика размещать информацию об итогах конкурса на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней со дня подписания договора, исключает право на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган до заключения договора с победителем.
Фонд "Региональный оператор капитального ремонта" представил письменные пояснения, в которых указано, что в соответствии с Порядком привлечения специализированной некоммерческой организацией - фондом "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, утверждённым постановлением Правительства Челябинской области от 25.08.2014 N442-П 30.11.2015 на официальном сайте заказчика размещено извещение о проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области. Требования, указанные в таблице N 3 конкурсной документации не являются обязательными для участников конкурса.
В ходе рассмотрения дела Челябинской УФАС России запросило у саморегулируемой организации "Союз строительных компаний Урала и Сибири" информацию относительно необходимости при проведении указанного конкурса допусков саморегулируемой организации по выполнению видов работ, указанных в таблице N 3.
В письме от 15.12.2015 N 01/302/1108 саморегулируемая организация "Союз строительных компаний Урала и Сибири" пояснила, что в конкурсной документации установлены критерии оценки потенциальных участников, которые содержат виды работ по подготовке проектной документации никак не связанные с заменой (капитальным ремонтом) пассажирского лифта в МКД (виды работ под номерами 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 и 8). Также к предмету конкурса не относится такой критерий, как членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (генподряд), установленные в пункте 5 таблицы N 2 конкурсной документации.
Более того, саморегулируемая организация "Союз строительных компаний Урала и Сибири" указала, что виды работ под номерами 4.3, 4.4 и 8 требуют наличия свидетельства о допуске, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Многоквартирный дом не относится к указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектам.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО "Тех-Проект" является обоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Фонд "Региональный оператор капитального ремонта" провел конкурс по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение о проведении конкурса от 30.11.2015 N 9 ПСД/2016), а именно:
- ремонт и замена лифтового оборудования по адресу: г. Челябинск, ул. Барбюса, 6.
Конкурс был проведен в соответствии с Порядком привлечения специализированной некоммерческой организацией - фондом "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, утверждённым постановлением Правительства Челябинской области от 25.08.2014 N442-П (далее - Порядок).
Документация конкурса размещена на официальном сайте фонда "Регионального оператора капитального ремонта" www.fondcapremont74.ru.
Довод заявителя относительно того, что пункт 6.24 конкурсной документации, обязывающий заказчика размещать информацию об итогах конкурса на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней со дня подписания договора, исключает право на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган до заключения договора с победителем, Комиссия считает необоснованным, поскольку указанное положение соответствует пункту 47 Порядка.
Согласно пункту 6.16 конкурсной документации определение победителя торгов, предложившего лучшие условия исполнения договора на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области, в конкурсной документации рассматриваются, сопоставляются и оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки, указанными в таблице N 2.
В пункте 5 таблицы N 2 в числе критериев оценки и сопоставления заявок указано на наличие допуска саморегулируемой организации по выполнению проектных, проектно-сметных работ по определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые указаны в таблице N 3 конкурсной документации.
Таблица N3
Наименование |
Приказ Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 |
Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения |
4.1 |
Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации |
4.2 |
Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения |
4.3 |
Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем |
4.4 |
Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами |
4.5 |
Работы по подготовке проектов внутренних систем газоснабжения |
4.6 |
Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов |
6.1 |
Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации |
8 |
Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений |
12 |
Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) |
13 |
Согласно информации полученной от саморегулируемой организации "Союз строительных компаний Урала и Сибири" в конкурсной документации установлены критерии оценки потенциальных участников, которые содержат виды работ по подготовке проектной документации никак не связанные с заменой (капитальным ремонтом) пассажирского лифта в МКД (виды работ под номерами 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 и 8). Также к предмету конкурса не относится такой критерий, как членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (генподряд), установленный в пункте 5 таблицы N 2 конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что наличие допусков саморегулируемой организации к видам работ согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 под номерами 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6, 8, а также членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (генподряд), не имеет отношение к предмету конкурса, а именно: изготовление проектно-сметной документации на ремонт и замену лифтового оборудования.
Следовательно, заказчиком установлены необоснованные критерии оценки и сопоставления заявок, противоречащие целям конкурса и ограничивающие круг потенциальных участников конкурса, которые обладают допуском саморегулируемой организации к видам работ по предмету конкурса, но в тоже время у них отсутствует допуск саморегулируемой организации к видам работ, не относящихся к предмету конкурса.
Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что согласно пункту 7 технического задания исполнитель должен иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к следующим видам работ по подготовке проектно-сметной документации, которая оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства:
4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами;
5.6. Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем;
6.1. Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов;
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Однако в пункте 5 таблица N 2 конкурсной документации установлены критерии оценки потенциальных участников конкурса, которые содержат виды работ по подготовке проектной документации, отличающиеся от указанных в пункте 7 технического задания.
Указанные разночтения в конкурсной документации вводят в заблуждение потенциальных участников конкурса.
При этом закупочная деятельность заказчика должна основываться на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции. Заказчиком должны быть созданы равные условия для обеспечения конкуренции между участниками конкурентных процедур.
Таким образом, действия фонда "Региональный оператор капитального ремонта" при проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение о проведении конкурса от 30.11.2015 N 9 ПСД/2016), выразившиеся в указании в качестве критериев оценки и сопоставления заявок наличие допусков саморегулируемой организации к видам работ согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 под номерами 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6, 8, а также членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (генподряд), являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "Тех-Проект" на действия фонда "Региональный оператор капитального ремонта" обоснованной.
2. Признать действия фонда "Региональный оператор капитального ремонта" при проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение о проведении конкурса от 30.11.2015 N 9 ПСД/2016), выразившиеся в указании в качестве критериев оценки и сопоставления заявок наличие допусков саморегулируемой организации к видам работ согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 под номерами 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6, 8, а также членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (генподряд), нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать фонду "Региональный оператор капитального ремонта" предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.
ПРЕДПИСАНИЕ N 57
по делу N 99-03-18.1/2015
15 декабря 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
*** - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; *** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
*** - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15.12.2015 N 99-03-18.1/2015 по жалобе ООО "Тех-Проект" на действия (бездействие) специализированной некоммерческой организации - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - фонд "Региональный оператор капитального ремонта") при проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение N 9 ПСД/2016), предписывает:
1. Фонду "Региональный оператор капитального ремонта" прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение N 9 ПСД/2016), выразившееся в указании в качестве критериев оценки и сопоставления заявок наличие допусков саморегулируемой организации к видам работ согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 под номерами 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6, 8, а также членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (генподряд);
2. Фонду "Региональный оператор капитального ремонта" в срок до 30.12.2015 аннулировать конкурс по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение N 9 ПСД/2016);
3. Фонду "Региональный оператор капитального ремонта" при проведении конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение N 9 ПСД/2016) обеспечить формирование критериев оценки и сопоставления заявок в соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
4. Фонду "Региональный оператор капитального ремонта" в срок до 31.12.2015 представить доказательства аннулирования конкурса по отбору подрядных организации для оказания услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области;
5. Фонду "Региональный оператор капитального ремонта" в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении указанного конкурса представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении конкурса, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательств размещения извещения о проведении конкурса в сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 декабря 2015 г. N 99-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016