Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 12 февраля 2009 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель: - Тыченок Г.Н. - руководитель управления;
Члены комиссии: - Путрова С.И. - начальник отдела контроля
монополистической деятельности, недобросовестной
конкуренции и рекламы;
- Силина О.М. - старший государственный инспектор
отдела контроля монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 42, возбужденное в отношении ЗАО "Аэропорт-Сервис" по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее в тексте - Закон "О защите конкуренции"), запрещающего действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,
в присутствии:
Медведева Р.В. - директора ООО "Комфорт-Сервис" (решение от 30.10.2007 N 2 единственного учредителя ООО "Комфорт-Сервис");
Авраменко И.С. - представителя ООО "Комфорт-Сервис" по доверенности б/н от 19.01.2009;
Великоредчанина М.А. - генерального директора ЗАО "Аэропорт-Сервис" (протокол от 28.10.2007 N 02/ГД внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Аэропорт-Сервис");
Куклицкого С.А. - представителя ЗАО "Аэропорт-Сервис" по доверенности от 11.01.2009 б/н;
Забелина В.А. - представителя ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" по доверенности от 08.09.2008 N ДПО-23д/118, установила:
22 сентября 2008 года в адрес Сахалинского УФАС России поступило заявление ООО "Комфорт-Сервис". Поводом к обращению послужили действия ЗАО "Аэропорт-Сервис" по препятствованию деятельности заявителя.
При рассмотрении дела представители ООО "Комфорт-Сервис" пояснили, что ЗАО "Аэропорт-Сервис" безосновательно отказывает в принятии груза к обработке. Весь груз, который ООО "Комфорт-Сервис" пытается отправить, ЗАО "Аэропорт-Сервис" не принимает к обработке, а в последствии данный груз отправляется через конкурента ООО "Комфорт-Сервис" - ООО "Карго-Сервис".
Представитель ЗАО "Аэропорт-Сервис" неправомерность действий представляемой организации не признал. Считает, что заявителю правомерно отказывают в принятии груза к обработке, так как им нарушаются правила бронирования грузов. Пояснил, что своими действиями ЗАО "Аэропорт-Сервис" не нарушало антимонопольное законодательство.
Представитель ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" пояснил, что с ООО "Комфорт-Сервис" заключено агентское соглашение о продаже грузовых перевозок. При этом отметил, что основная часть грузов идет через ООО "Карго-Сервис", с которым авиационная компания так же имеет агентское соглашение. Вопросы бронирования решаются между авиационными компаниями и их агентами самостоятельно.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела N 42, Комиссия установила следующее.
31 июля 2008 года ООО "Комфорт-Сервис" обратилось в адрес ЗАО "Аэропорт-Сервис" с заявкой на принятие груза ООО "Пензенский зверосовхоз" (икра лососевая бочковая) и оформление документов.
Однако, в принятии документов и оформлении груза было отказано без объяснения причин, о чем был составлен акт, подписанный представителями ООО "Комфорт-Сервис" и ОАО "Авиационная компания "Трансаэро".
31 июля 2008 года в адрес ЗАО "Аэропорт-Сервис" было сообщено (письмо N 11) о том, что между ООО "Комфорт-Сервис" и ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" заключено агентское соглашение N 10/08-А от 01.05.2008 (далее в тексте - Агентское соглашение).
Согласно заявке грузоотправителя от 31.07.2008 груз икра лососевая бочковая был досмотрен пунктом САБ N 10 Аэропорта Южно-Сахалинска. Эта же заявка содержит штамп управления Россельхознадзора, указывающий на то, что выпуск данного груза разрешен.
1 августа 2008 года ООО "Комфорт-Сервис" обратилось в представительство ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" письмом N 19 о бронировании названного груза для отправки в г. Москву на 2.08.2008 рейсом N 104.
Обратившись в ЗАО "Аэропорт-Сервис" 2 августа 2008 года с повторной заявкой на отправку груза представитель ООО "Комфорт-Сервис" опять получил отказ со ссылкой на устное распоряжение генерального директора ЗАО "Аэропорт-Сервис" (акт от 02.08.2008).
Данный груз был отправлен 4 августа 2008 года путем оформления документов на отправку через ООО "Карго-Сервис".
Основным доводом ЗАО "Аэропорт-Сервис", обосновывающим отказ в принятии груза к оформлению, является довод о том, что ООО "Комфорт-Сервис" нарушило требования пунктов 11, 20, 57, 160, 177 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов", утв. Приказом Минтранса РФ N 82 от 28.06.2007 (далее в тексте - Правила).
В соответствии с п. 11 Правил бронирование провозной емкости для груза предполагает перевозку груза в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.
Пунктом 12 Правил установлено, что бронирование производится в сроки и порядке, установленные перевозчиком.
В соответствии с п. 2.1 Агентского договора бронирование и продажу грузовых перевозок агент будет производить в соответствии с "Инструкцией по бронированию и продаже", утвержденной перевозчиком, то есть, данные вопросы разрешаются между перевозчиком и агентом самостоятельно.
Согласно устным пояснениям представителя ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" возможен вариант бронирования с представителем авиаперевозчика.
31 июля 2008 года представитель ООО "Комфорт-Сервис" явился с представителем ОАО "Авиационная компания "Трансаэро". Кроме того, в авианакладной имеется отметка представителя ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" о согласовании провозной емкости.
Таким образом, нарушение п. 11 Правил при подаче документов на оформление груза ООО "Пензенского зверосовхоза" в ЗАО "Аэропорт-Сервис" не усматривается.
В соответствии с п. 20 Правил грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя, наименовании груза, предполагаемой дате отправки, весе-брутто (далее - вес) и объеме груза, габаритах каждого грузового места, количестве грузовых мест, условиях обращения с грузом, свойствах груза, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке, хранении и обработке.
Данный пункт предъявляет требования к грузоотправителю, которым является ООО "Пензенский зверосовхоз", все перечисленные данные этот хозяйствующий субъект обязан сообщить перевозчику (ОАО "Авиационная компания "Трансаэро"), либо уполномоченному агенту (ООО "Комфорт-Сервис"). К ЗАО "Аэропорт-Сервис" пункт 20 Правил не имеет никакого отношения. Вместе с тем, грузовая авианакладная содержала всю необходимую в соответствии с п. 20 Правил информацию.
В соответствии с п. 57 Правил грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности.
Материалы дела содержат заявку ООО "Пензенский зверосовхоз" от 29.07.2008 об организации перевозки груза авиатранспортом по маршруту г. Южно-Сахалинск - г. Москва силами ООО "Комфорт-Сервис".
В этот же день ООО "Пензенский зверосовхоз" выдало ООО "Комфорт-Сервис" доверенность N 00053 на отправку икры лососевой.
Таким образом, основываясь на названных документах, и была оформлена грузовая авианакладная.
В соответствии с п. 160 Правил груз принимается к перевозке на следующих условиях:
габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку) в воздушное судно, его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;
вес, размеры или объем груза не превышают норм, установленных для определенного типа воздушного судна, в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования;
груз должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении;
упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку, а груз, требующий особых условий перевозки, также специальную маркировку;
груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, на котором он перевозится, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним;
грузоотправитель должен предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, международными договорами, а также правилами перевозчика;
ввоз, вывоз, транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.
При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.
Как установлено Комиссией заявка грузоотправителя от 31.07.2008 года содержит отметку о разрешении к принятию груза к перевозке в виде подписи. Таким образом, груз уже был принят к обработке.
Кроме того, как указывалось выше, груз был досмотрен службой авиационной безопасности аэропорта г. Южно-Сахалинска.
В соответствии с п. 177 Правил каждое грузовое место должно иметь отправительскую и транспортную маркировку, а грузовое место с грузом, требующим особых условий перевозки, - также специальную маркировку.
Перевозчик указывает в транспортной маркировке сведения об аэропорте (пункте) отправления, аэропорте (пункте) назначения, количестве грузовых мест в грузовой отправке, порядковом номере грузового места, весе грузового места, номере грузовой накладной.
Грузоотправитель указывает достоверные и достаточные сведения об адресе и фамилии, имени, отчестве или наименовании грузоотправителя и грузополучателя, весе грузового места, количестве грузовых мест грузовой отправки, порядковом номере грузового места в отправительской маркировке, а также сведения о характере груза, требующего особых условий перевозки в специальной маркировке.
Отправительская маркировка должна содержать знаки, указывающие на способы обращения с грузом.
Все эти требования были соблюдены.
С учетом изложенного, ЗАО "Аэропорт-Сервис" не имел оснований для отказа 31.07.2008 ООО "Комфорт-Сервис" в принятии документов и обработке груза.
Согласно пояснениям ООО "Комфорт-Сервис" факты препятствования деятельности со стороны ЗАО "Аэропорт-Сервис" продолжаются по настоящее время.
Комиссией изучен, представленный ООО "Комфорт-Сервис" (письмо N 4 от -5.02.2009) пакет документов, а именно: акт об отказе в принятии груза от 30.09.2008, письмо ОАО "Владивосток Авиа" от 30.09.2008 N 191/ПГ, доверенность от 10.10.2008 на право представления интересов ООО "ЭкоТранСис", договор от 27.07.2008 на предоставление услуг по организации перевозки груза, заявка ООО "ЭкоТранСис" от 01.09.2008 на организацию перевозки, агентское соглашение N АС-1-59/08-2008 о продаже грузовых перевозок от 27.12.2007 года, письмо ОАО "Владивосток Авиа" от 08.07.2008 N 1291, акт об отказе в принятии груза от 20.12.2008, письмо ООО "ЭкоТранСис" N 44 от 20.12.2008, грузовая авианакладная на перевозку груза ООО "ЭкоТранСис" от 20.12.2008, заявка ООО "ЭкоТранСис" от 17.12.2008 на организацию перевозки, письмо ОАО "Владивосток Авиа" от 17.12.2008 N 27С/ПГ, акт об отказе в принятии груза от 02.01.2009, сводно-загрузочная ведомость ЗАО "Аэропорт-Сервис", заявка грузоотправителя ООО "АЭРОСАХ" от 30.12.2008, грузовая авианакладная на перевозку груза ООО "АЭРОСАХ" от 30.12.2008, письмо ООО "Комфорт-Сервис" от 13.01.2009 N 001, Письмо ООО "Комфорт-Сервис" N 20 от 05.08.2008, копии доказательств отправки письма, приложение N 1 к агентскому соглашению N АС-1-59/08-2008 о продаже грузовых перевозок от 27.12.2008, письмо ООО "Комфорт-Сервис" от 31.07.2008 N 12.
Изучив названные документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ЗАО "Аэропорт-Сервис" необоснованно препятствует деятельности ООО "Комфорт-Сервис", создавая благоприятные условия для деятельности конкурента ООО "Карго-Сервис".
Из материалов дела усматривается (договор о создании ЗАО "Аэропорт-Сервис" от 28.10.2002, протокол N 02/ГД внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Аэропорт-Сервис"), что одним из учредителей ЗАО "Аэропорт-Сервис" является ООО "Карго-Сервис" (40% Уставного капитала).
Кроме того, согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.11.2008 N 3359 единоличным исполнительным органом ЗАО "Аэропорт-Сервис" является генеральный директор.
Генеральным директором ЗАО "Аэропорт-Сервис" является Великоредчанин М.А. (протокол N 02/ГД внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Аэропорт-Сервис" от 28.10.2007).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.12.2008 единоличным исполнительным органом ООО "Карго-Сервис" является генеральный директор Великоредчанин М.А.
Таким образом, одно и то же физическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в ЗАО "Аэропорт-Сервис" и ООО "Карго-Сервис".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее в тексте - Закона о защите конкуренции) группой лиц признаются хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
То есть, ООО "Карго-Сервис" и ЗАО "Аэропорт-Сервис" являются группой лиц.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции установленные настоящим Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия группы лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее в тексте - Закон о естественных монополиях) услуги в аэропортах являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно письму ФГУП "Аэропорт-Сервис" N 27-1/752 от 08.10.2008 деятельность по коммерческому обслуживанию пассажиров, почты, грузов и багажа на пассажирских воздушных судах в аэропорту г. Южно-Сахалинска осуществляет ЗАО "Аэропорт-Сервис".
Согласно пункту 3.3 статьи 3 Устава ЗАО "Аэропорт-Сервис", утвержденного решением собрания учредителей ЗАО "Аэропорт-Сервис" 28.10.2002 основными видами деятельности общества являются обработка груза на внутренних и международных авиалиниях, эксплуатация складов для обеспечения хранения и обработки авиационных грузов, в том числе складов временного хранения.
Согласно сертификату соответствия N ФАВТ А.02.01.361 ЗАО "Аэропорт-Сервис" имеет право осуществлять обеспечение обслуживания в аэропорту "Южно-Сахалинск" пассажиров, багажа, почты и груза при внутренних и международных воздушных перевозках.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 г. N 378-т ЗАО "Аэропорт-Сервис" включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел II "Услуги аэропортов", под регистрационным номером 65/2/2.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
С учетом вышеизложенного действия ЗАО "Аэропорт-Сервис" содержат признаки нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ЗАО "Аэропорт-Сервис" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Выдать ЗАО "Аэропорт-Сервис" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ в отношении ЗАО "Аэропорт-Сервис".
Председатель комиссии: Г.Н. Тыченок
Члены комиссии: С.И. Путрова
О.М. Силин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 февраля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016