Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
(опубликовано 5 марта 2009 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2008 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
- Юрасов В.И., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Бубенцова Л.Н., заместитель руководителя управления;
- Лунин А.В., главный государственный инспектор управления,
- Посохина М.И., специалист 1-го разряда управления,
в присутствии представителей:
ОАО "Орелоблгаз":
- Борзенков Г.И., главный инженер, Борисенко Л.Н., главный специалист по корпоративным вопросам, Чикин А.М., юрисконсульт, Панкратов В.В., юрисконсульт, доверенности от 10 декабря 2008 года NN 115-120).
Филиала ООО "Росгосстрах-Центр":
- Симонова Н.В., начальник юридического отдела (доверенность от 24.10.08г. N 2316/1),
рассмотрев дело N 123-08/03-АЗ по признакам нарушения субъектом естественной монополии ОАО "Орелоблгаз" (далее- Заказчик, Ответчик) части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
13 октября 2008 года (вход. N 4257) в Орловское УФАС России (далее- Управление) поступила жалоба от Филиала ООО "Росгосстрах-Центр" Управление по Орловской области (далее- Заявитель) на действия Заказчика ОАО "Орелоблгаз" и его конкурсной комиссии -при проведении открытого конкурса на оказание услуг по добровольному (КАСКО) и обязательному (ОСАГО) страхованию автотранспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции" субъекты естетственных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон "О размещении заказов").
В связи с тем, что ОАО "Орелоблгаз" не является государственным и муниципальным заказчиком в соответствии со статьей 4 Закона "О размещении заказов", а является субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, поступившая жалоба рассматривалась Управлением в рамках полномочий, предоставленных антимонопольным органам Федеральным Законом "О защите конкуренции".
В жалобе Заявитель указал, что при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному и добровольному страхованию автотранспортных средств 30 сентября 2008 года Заказчиком (ОАО "Орелоблгаз") и конкурсной комиссией был допущен ряд нарушений Закона "О размещении заказов" и Заявителю было необоснованно отказано в допуске к участию в торгах.
В результате предварительного анализа представленных Заявителем документов и информации в отношении ОАО "Орелоблгаз" 12 ноября 2008 года было возбуждено дело N 122-08/03-АЗ и назначено к рассмотрению на 16 декабря 2008 года. Определением о назначении указанного дела к рассмотрению у Заказчика были дополнительно запрошены копии документов и информация, касающиеся предмета конкурса.
11 декабря 2008 года Заказчиком была представлена информация и документы (вход. N 5206), необходимые для рассмотрения дела по существу.
На заседании Комиссии 16 декабря 2008 года представители Заявителя подтвердили указанную в жалобе информацию и пояснили, что Заказчиком и конкурсной комиссией при проведении открытого конкурса были допущены нарушения требований законодательства о размещении заказов; при этом, согласились с тем, что выбор способа размещения заказа Заказчиком был осуществлен в соответствии с требованиями статьи 18 Закона "О защите конкуренции".
Представитель Ответчика поддержал представленную в письменных объяснениях информацию о том, что при проведении рассматриваемого конкурса Заказчиком и конкурсной комиссией нарушений требований антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов допущено не было.
Анализируя доводы Заявителя и Ответчика, представленные документы и информацию, действующее на момент проведения открытого конкурса законодательство, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий обязаны осуществлять отбор финансовых организаций, в том числе и страховых компаний для оказания услуг по обязательному и добровольному страхованию автотранспортных средств (ОСАГО и КАСКО) способами открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального Закона "О размещении заказов".
ОАО "Орелоблгаз", являясь субъектом естественной монополии осуществил размещение заказа по выбору финансовой организации на оказание услуг по обязательному (ОСАГО) и добровольному (КАСКО) страхованию транспортных средств способом открытого конкурса, что соответствует требованиям части 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции".
В результате анализа извещения о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, протоколов, составленных конкурсной комиссией Заказчика установлено, что при размещении рассматриваемого заказа Заказчиком в один лот были включены два вида страхования транспортных средств; обязательное (ОСАГО) и добровольное (КАСКО).
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию. При получении лицензии на осуществление страхового дела страховые компании указывают конкретный вид страхования, в том числе страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое может быть обязательным (ОСАГО) и (или) добровольным (КАСКО). Следовательно, отдельные страховые организации могут не иметь лицензию на обязательное и добровольное страхование одновременно (как указано в лоте N 2 конкурсной документации Заказчика). Кроме этого, одним из условий получения лицензии на обязательное страхование автотранспортных средств (ОСАГО) страховщик должен быть членом профессионального объединения страховщиков (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 25.04.02г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"), тогда как для добровольного страхования (КАСКО) такое требование не установлено.
Следовательно, при включении в один лот двух видов страхования ОСАГО и КАСКО ОАО "Орелоблгаз" создал преимущественные условия страховщикам, которые имеют лицензии на осуществление двух видов страховой деятельности: обязательное и добровольное, что является признаком нарушения части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия по созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, при принятии решения Заказчиком -ОАО "Орелоблгаз" о выборе способа размещения заказа в форме открытого конкурса на оказание услуг по обязательному (ОСАГО) и добровольному (КАСКО) страхованию гражданской ответственности транспортных средств и нарушения требований части 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции" в действиях Заказчика отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 и пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Рассмотрение дела N 122-08/03-АЗ, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Орелоблгаз" прекратить за отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: В.И. Юрасов
Члены Комиссии: Л.Н.Бубенцова
А.В.Лунин
М.И.Посохина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (опубликовано 5 марта 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016