Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 25 февраля 2009 г.
(решение изготовлено в полном объеме 12.03.2009)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<_>, с участием:
от Администрации Некрасовского муниципального района (далее - Администрация НМР) - <_>
рассмотрев 25 февраля 2009 года дело N 06-03/06-09 о нарушении Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
По договору аренды земельного участка N 597 от 12.07.2007 года, заключенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации НМР (далее - КУМИ) с ООО "Лира", данному хозяйствующему субъекту был передан земельный участок из земель населенных пунктов для строительства платной автостоянки и устройства автосервисного центра для обслуживания машин. По данному договору необоснованно применена ставка арендной платы в размере 3,87 рублей за 1 кв.м.
Представитель Администрации НМР нарушения антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что ставка арендной платы для ООО "Лира" была применена обосновано, так как земельный участок был предоставлен обществу для строительства, следовательно, в период строительства ООО "Лира" не получало систематической прибыли, в связи с чем применение ставки арендной платы "для предпринимательской деятельности" в данном случае было бы необоснованным Однако по результатам проверки контрольно-ревизионной группой Думы Некрасовского муниципального района в отношении КУМИ было вынесено представление о необходимости доначисления арендной платы. В адрес ООО "Лира" было направлено уведомление о доначислении арендной платы с направлением соответствующих счетов.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Постановлением Главы Некрасовского муниципального района от 25.12.2006 года N 1269 "Об установлении арендной платы за пользование земельными участками на территории Некрасовского муниципального района в 2007 году" были утверждены базовые ставки арендной платы с применением индекса инфляции за пользование земельными участками на территории Некрасовского муниципального района в 2007 году, которое вступило в силу с 01.01.2007 года. В соответствии с приложением N 1 к данному Постановлению размер базовой арендной платы за единицу площади в границах рабочих поселках (Некрасовское, Бурмакино, Красный Профинтерн) из земель поселений для юридических и физических лиц в целях строительства, размещения и обслуживания производственных и административных зданий составляет 3,87 рублей за 1 кв.м., для предпринимательской и коммерческой деятельности - 19,33 рублей за 1 кв. м.
Постановлением Главы Некрасовского муниципального района от 16.01.2008 года N 18 "Об установлении арендной платы за пользование земельными участками на территории Некрасовского муниципального района в 2008 году" были утверждены базовые ставки арендной платы с применением индекса инфляции за пользование земельными участками на территории Некрасовского муниципального района в 2008 году. В соответствии с приложением N 1 к данному Постановлению размер базовой арендной платы за единицу площади в границах рабочих поселках (Некрасовское, Бурмакино, Красный Профинтерн) из земель поселений для юридических и физических лиц в целях строительства, размещения и обслуживания производственных и административных зданий составляет 4,33 рублей за 1 кв.м., для предпринимательской и коммерческой деятельности - 21,65 рублей за 1 кв. м.
В соответствии с Постановлением главы Некрасовского муниципального района от 05.07.2007 года N 463 ООО "Лира" был предоставлен в аренду на 2 года земельный участок площадью 6000 кв.м., с кадастровым номером 76:09:16 01 09:0098, из земель населенных пунктов, для строительства платной стоянки для автомашин и устройства автосервисного центра для обслуживания машин в р.п. Некрасовское, Некрасовского района, Ярославской обл., ул. Парковая.
12.07.2007 года между КУМИ и ООО "Лира" был заключен договор N 597 аренды земельного участка, в соответствии с которым Арендодатель (КУМИ) предоставляет за плату, а Арендатор (ООО "Лира") принимает в аренду и использует вышеуказанный земельный участок и обязуется уплатить Арендодателю арендную плату. Целевое назначение земельного участка: для строительства платной автостоянки для автомашин и устройства автосервисного центра для обслуживания машин. Срок действия договора - с 05.07.2007 по 04.07.2009 года.
Пунктом 2.1. договора установлено, что пользование земельным участком является платным. За пользование земельным участком Арендатору начисляется арендная плата, в соответствии с постановлением Главы муниципального района. Размер арендной платы, вносимый Арендатором, указан в приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. В соответствии с расчетом размера арендной платы (приложение N 1 к договору аренды N 597 от 12.07.2007) базовый размер арендной платы за единицу площади земельного участка - 3,87 за кв. м.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года) к подразделу "Здания (кроме жилых)" относятся здания, представляющие собой архитектурно - строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей.
К подразделу "Сооружения" относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
Производство - 1) процесс создания разных видов экономического продукта; 2) производственное предприятие (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" (ИНФРА-М, 2006)).
Как следует из толкования вышеприведенных определений под производственными объектами (зданием, сооружением) понимаются объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения (склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры), объекты связи.
По смыслу указанного определения следует, что производственные здания предназначены для производства работ (услуг) производственного характера.
В соответствии с пунктом 6 статьи 254 Налогового кодекса РФ к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что платная автостоянка и автосервисный центр для обслуживания машин не могут по своему назначению являтьсяпроизводственным либо административным зданием, поэтому в отношении аренды данного земельного участка неправомерно применение арендной платы в размере 3,87 рублей за 1 кв.м. ("строительство, размещение и обслуживание производственных и административных зданий").
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из смысла понятия предпринимательской деятельности, Комиссия приходит к выводу о том, что строительство платной автостоянки и автосервисного центра для обслуживания машин также является предпринимательской деятельностью, так как в конечном итоге направлено на "систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг". Следовательно, в данном случае при расчете размера арендной платы следовало применять базовую арендную плату за 1 кв.м. - 19,33 руб. (в 2008 году - 21,65 руб.)
Необоснованное освобождение ООО "Лира" от дополнительных материальных затрат, связанных с арендной платой за пользование земельным участком, ставит данного хозяйствующего субъекта в преимущественное положение перед своими прямыми конкурентами, что может привести к ограничению на рынке услуг автостоянок и автосервиса.
Таким образом, действия Администрации Некрасовского муниципального района, выразившиеся в применении необоснованного размера базовой арендной платы за единицу площади по договору N 597 от 12.07.2007 года для ООО "Лира", нарушают положение, установленное частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающее органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Письмом Главы Некрасовского МР (исх. N 01-04/1624 от 29.09.2008 года) ООО "Лира" было поставлено в известность о том, что при начислении арендной платы за 2007-2008 ошибочно применялась ставка арендной платы "для строительства, размещения и обслуживания производственных и административных зданий", хотя следовало применять ставку арендной платы "для предпринимательской и коммерческой деятельности". Недоплата по арендной плате за 2007 год составила 45744,66 руб., за 2008 год - 97425,00 руб. Для приведения в соответствие расчетов арендной платы ООО "Лира" были выставлены счета оплаты недоимки на общую сумму 143169,66 руб., которые необходимо оплатить не позднее 10.12.2008 года. В случае неурегулирования данного вопроса соглашением сторон, договор аренды, заключенный между КУМИ и ООО "Лира", будет расторгнут по инициативе КУМИ (пункт 3.1.2. договора) и недоимка будет взыскана в судебном порядке.
Однако, как пояснил представитель Администрации НМР, до настоящего времени задолженность по арендной плате не погашена, договор аренды земельного участка продолжает действовать, действий, направленных на взыскание задолженность в судебном порядке, Администрация не предпринимала. Таким образом, Комиссия не может рассматривать направление письма (исх. N 01-04/1624 от 29.09.2008 года) как устранение нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 февраля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016