Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 98 (опубликовано 18 декабря 2015 г.)
Изготовлено в полном объеме: 18 декабря 2015 г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС по рассмотрению жалоб на нарушение при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: Председателя Комиссии А.С. Уракчиева - руководителя Управления; Членов Комиссии: - С.М. Кумратова - специалиста-эксперта защиты конкуренции и контроля органов власти; - З.У. Узденовой - главного специалиста-эксперта отдела защиты конку-ренции и контроля органов власти; - Л.М. Татаршаовой - старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и рекламы, рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ЗАО "Учебный комбинат" Знание" на действия заказчика торгов - ООО "Газэнергоинформ" (197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, д. 16, к.2, литер А, Бизнес центр "Арена Холл, эт. 5-й, пом. 503) и заказчика - АО "Газпром газораспределение Черкесск" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 126) при проведении от-крытого запроса предложений N 73018 по отбору организации для выполнения работ (оказание услуг) по номенклатурной группе: Услуги по аттестации, Лот N 1: для нужд АО "Газпром газораспределение Черкесск", установила:
11.12.2015 г. в Карачаево-Черкесское УФАС России в порядке, преду-смотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поступила жалоба ЗАО "Учебный комбинат" Знание". Жалоба содержит предусмотренные п. 6 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" документы и сведения. Торги - открытый запрос предложений N 73018 по отбору организации для выполнения работ (оказание услуг) по номенклатурной группе: услуги по ат-тестации, лот N 1: АО "Газпром газораспределение Черкесск".
Обжалуемые действия (бездействия): необоснованное отклонение заявки на участие в запросе предложений в нарушение п. 3 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", регулирующей взаимоотношения участников в области выполнения работ по проведение специ-альной оценки условий труда на рабочих местах. Информация о поступлении жалобы размещена на сайте http://kchr.fas.gov.ru. На основании ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу направлено: - заявителю - по факсу; - организатору торгов - по факсу; - заказчику - по факсу. Рассмотрение жалобы по существу состоялось 16.12.2015 г. в 10.00.
На рассмотрении жалобы присутствовали: - генеральный директор ЗАО "Учебный комбинат" Знание"; - начальник лаборатории по СОУТ ЗАО "Учебный комбинат" Знание"; - руководитель группы организации закупок АО "Газпром газораспреде-ление Черкесск"; - представитель АО "Газпром газораспределение Черкесск"; - представитель ООО "Газэнергоинформ".
20.11.2015 АО "Газпром газораспределение Черкесск" разместило изве-щение о проведении открытого запроса предложений N 31502979253 на офици-альном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке "ГазНефтеторг.ру" в сети интернет на сайте www. gazneftetorg.ru. на выполнение работ (оказание услуг) по номенклатурной группе: Услуги по аттестации. Начальная (максимальная) цена закупки для участников, не освобожденных от уплаты НДС (с НДС): 486 984 рублей; начальная (максимальная) цена предмета закупки для участников, использующих право на освобождение от уплаты НДС или не являющихся налогоплательщиками НДС (без НДС) 412 698, 31 рубль.
Для участия в процедуре участникам необходимо было предоставить заявки до 11-59 ч. мск. 01.12.2015 г., к указанному сроку поступило только одно предло-жение от ЗАО "Учебный комбинат "Знание". Из протокола N 78018 вскрытия конвертов с заявками на участие в откры-том запросе предложений N 73018 следует, что на момент окончания срока при-ема предложений поступила одна заявка в письменной форме в запечатанном конверте от ЗАО "Учебный комбинат" Знание" с предложением цены контракта - 329 600,00 руб. (без НДС). Протоколом N 73018 рассмотрения заявок участников открытого конкур-са предложений N73018 от 08.12.2015 г. ЗАО "Учебный комбинат "Знание" от-казано в допуске к участию в запросе предложений, как несоответствие п. 6.6.4. Положения о закупках товаров (работ, услуг) Заказчика - Заявка не соответствует требованиям п. 5 Технического задания. ООО "Газэнергоинформ" в своем отзыве на жалобу ЗАО "Учебный ком-бинат "Знание" по закупочной процедуре N 73018 сообщило, что в интересах АО "Газпром газораспределение Черкесск" ООО "Газэнергоинформ" организовало проведение открытого запроса предложений N 73018. В пп.2 п. 5 техниче-ского задания, являющегося неотъемлемой частью Документации об открытом запросе предложений N 73018, было предусмотрено обязательное требование к участникам закупки: "Наличие в организации не менее пяти экспертов, работа-ющих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выпол-нения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиены, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабо-раторным исследованиям". В п. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426 -ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлены требования к ор-ганизациям, проводящим специальную оценку условий труда. Кроме того, названные лица должны соответствовать следующим требованиям: "наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по са-нитарно-гигиеническим исследованиям.
ЗАО "Учебный комбинат "Знание" было заявлено, что для исполнения обязательства им будет привлечено пять специ-алистов-экспертов -. Однако, в нарушение пп.4 п.5 Технического задания копии трудовых договоров были представлены только в отношении., копии трудовых договоров, заключенных с., в составе заявки приложены не были. Органи-затор, обнаружив допущенные нарушения положений Документации, принял решение об отклонении заявки ЗАО "Учебный комбинат "Знание" от участия в оспариваемой закупочной процедуре, как не соответствующей обязательным требованиям Документации.
Таким образом, непредставление трудовых договоров на всех экспертов стало основной причиной отклонения заявки и обращения ЗАО "Учебный ком-бинат "Знание" в УФАС по КЧР с жалобой на действия заказчика. На заседании Комиссии УФАС по КЧР генеральный директор ЗАО "Учеб-ный комбинат "Знание" пояснила, что в заявке представлены 3 (три) надлежа-щим образом заверенные трудовые книжки, с отметкой о том, что данные со-трудники работают по настоящий момент.
Два других специалиста: _ работают по совместительству и поэтому для участия в торгах приложены копии трудовых договоров. Для подтверждения того факта, что два других специалиста: _ также ра-ботают в ЗАО "Учебный комбинат "Знание", представлены копии трудовых до-говоров. Остальные эксперты входят в штат организации, в подтверждении того, что с ними имеются трудовые отношения, представлены копии трудовых книжек.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель ведет трудовые книжки только на тех работников, для которых соответствующая работа является основной. Трудовые книжки лиц, работающих по совместитель-ству (см. ст. ст. 282 - 288 Кодекса), должны вестись по месту основной работы (см. также ч. 5 ст. 66 Кодекса). По желанию работника сведения о работе по сов-местительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на осно-вании документа, подтверждающего работу по совместительству (ч. 5 ст. 66 Ко-декса). С 01.02.2002 г. без ясно выраженного волеизъявления работника работода-тель не вправе вносить в трудовую книжку работника сведения о работе по сов-местительству, а также об увольнении с этой работы. Чтобы избежать в даль-нейшем возможного возникновения спора, целесообразно, чтобы в таких случаях работник выражал свое желание в письменной форме.
Соответственно, если сотрудник не изъявил желание, то работодатель не вправе внести запись в трудовую книжку о том, что сотрудник работает по сов-местительству на основании трудового договора. Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конку-ренции", установила следующее. Пунктом 6.6.4. Положения о закупках АО "Газпром газораспределения Черкесск" установлено, что по результатам рассмотрения и проверки информа-ции об участниках запроса предложений Организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в следующих случаях: отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких до-кументах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о то-варах (работах, услугах), на поставку (выполнение, оказание) которых размеща-ется заказ; отсутствия обеспечения заявки на участие в запросе предложений, если в документации о запросе предложений установлено данное требование; наличия в таких заявках на участие в запросе предложений предложения о цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), превы-шающего начальную (максимальную) цену предмета запроса предложений (до-говора), установленную в документации о запросе предложений; несоответствия участника запроса предложений требованиям, указанным в п.1.7 настоящего Положения, в том числе в случае наличия сведений об участ-нике запроса предложений и (или) его соисполнителе (субподрядчике) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных по-ставщиков; несоответствия заявки, поданной участником запроса предложений, требо-ваниям документации о запросе предложений и настоящего Положения; Отклонение заявок на участие в запросе предложений по иным основаниям не допускается.
Согласно п. 2.9.2.3. Документации по открытому запросу предложений предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявок участников в соответ-ствии с п. 2.9.2.1 и проверки информации об участниках в соответствии с п. 2.9.2.2, организатор вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в следующих случаях: а) Отсутствия в составе Заявки на участие в Закупке документов, опреде-ленных настоящей Документацией, либо наличия в таких документах недосто-верных сведений об Участнике Закупке или о работах (услугах), для выполнения (оказания) которых размещается заказ. б) Отсутствие обеспечения Заявки на участие в Закупке, если в п. 3.10 настоящей Документации установлено такое требование. в) Наличия в таких Заявках участников предложения о цене договора, пре-вышающего начальную (максимальную) цену предмета закупки, установленную в п. 3.9 настоящей Документации; если участник использует право на освобож-дение от уплаты НДС или не является налогоплательщиком НДС, то наличия в таких заявках участников предложения о цене договора, превышающего начальную (максимальную) цену предмета закупки для участников, использую-щих право на освобождение от уплаты НДС или не являющихся налогоплатель-щиками НДС, указанную в п. 3.9 настоящей Документации. г) Наличия сведений об Участнике Запроса предложений (субподрядчике, соисполнителе) в федеральном реестре недобросовестных Поставщиков, если в п. 3.21 настоящей Документации установлено требование об отсутствии таких сведений. д) Несоответствия Участника Закупки требованиям, указанным в п. 1.3 настоящей Документации. е) Несоответствия Заявки на участие в Закупке требованиям настоящей До-кументации; ж) Наличия у Участника неисполненных обязательств, установленных ре-шением суда и подтвержденных документально.
Пунктом 5 Технического задания заказчика, установлены дополнительные требования к участнику закупки, не указанные в п.4 Технического задания: N п/п Дополнительные требования к Участнику за-купки Документы, подтверждающие соответствие Участника дополни-тельным требованиям 1. Организация должна входить в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Если информация об организации в реестре будет отсутствовать - то Организатор вправе отклонить заявку Копия решения Министерства труда и социальной защиты РФ о регистрации участника в реестре организаций, проводящих специ-альную оценку условий труда, или о возобновлении деятельно-сти организации, в случае если эта деятельность ранее приоста-навливалась 2 Наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее об-разование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по са-нитарно-гигиеническим лабораторным исследо-ваниям или лица, выполняющие обязанности экс-пертов, работающие в организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испыта-тельных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013 г.
Документы подтверждающие квалификацию (копия) 3 Указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специаль-ной оценки условий труда Копия устава организации. Копия аттестата аккредитации на право оказания услуг в области охраны труда. Копия уведомления о включении аттестующей организации в ре-естр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда 4 Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая ак-кредитована национальным органом по аккреди-тации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккреди-тации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измере-ний вредных и (или) опасных факторов производ-ственной среды и трудового процесса, предусмот-ренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Фе-дерального Закона от 28. 12.2013 г. N 436-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Копия сертификата об аккредита-ции испытательной лаборатории Пунктом 1 пункта 5 Технического задания предусматривается отклонение заявки участника только "в случае отсутствия информация об организации в ре-естре проводящих специальную оценку условий труда".
Право Организатора от-клонить заявку в пунктах 2, 3, 4 не прописано. Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О спе-циальной оценке условий труда" организации, аккредитованные в порядке, дей-ствовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в каче-стве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия, имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального за-кона, аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих орга-низаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. ЗАО "Учебный комбинат "Знание" в состав своей заявки представило Ор-ганизатору торгов уведомление о внесении в реестр аккредитованных организа-ций, оказывающих услуги в области охраны труда ЗАО "Учебный комбинат "Знание", выданный Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 15.08.2012 г. N 15-0/10/2-1065, под регистрационным номером N2415 от 10 июля 2012 г.
В данном случае заявка ЗАО "Учебный комбинат "Знание" на участие в запросе предложений из-за "отсутствия в штате участника 5 экспертов имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда на рабочих места" отклонена неправомерно, так как ст. 27 N 426- ФЗ от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда" преду-сматривает, что обязанности экспертов организаций вправе выполнять лица, ра-ботающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 г.
Следовательно, игнорирование вышеуказанных позиций закона создает преимущественные условия для участия в открытом запросе предложений орга-низациям, имеющим на момент проведения запроса предложений в штате не ме-нее 5 экспертов. Заявка ЗАО "Учебный комбинат "Знание" на участие в запросе предложе-ний с формулировкой "отсутствие в штате участника 5 экспертов имеющих сер-тификат эксперта на право выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда на рабочих места" была отклонена неправомерно, так как ст. 27 N 426- ФЗ от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда" преду-сматривает, что обязанности экспертов организаций вправе выполнять лица, ра-ботающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 г. АО "Газпром газораспределение Черкесск" указав в квалификационных требованиях: наличие и количество персонала, который должен имеется в штате участника не менее 5 экспертов с высшим, в том числе дополнительным профес-сиональным образованием в области специальной оценки условий труда в объ-еме не менее чем 72 часа, из них не менее 1 эксперта, по одной из специальностей - врач по общей гигиене; врач по гигиене труда; врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям; не менее 1 эксперта по специаль-ности врач гигиенист, аттестованного Минтрудом России, вводит требования к участникам запроса предложений, противоречащие ст. 27 N 426- ФЗ от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда".
В данном случае игнори-рование вышеуказанных позиций закона создает преимущественные условия для участия в открытом запросе предложений организациям, имеющим на момент проведения запроса предложений в штате не менее 5 экспертов. Из Документации открытого запроса предложения следует, что Комиссия по подведению итогов Запросов предложений - коллегиальный орган, создавае-мый Организатором Запроса предложений, для принятия решений по подведению итогов Запроса предложений, в том числе решений по подведению итогов отдельных этапов и процедур Запроса предложений. Из пунктов 6, 8 Регламента работы Комиссии по подведению итогов за-проса предложений, утвержденного Приказом ООО "Газэнергоинформ" от 11.02.2013 г. N 08 также следует, что число членов Комиссии должно быть не менее пяти человек, и Комиссия для выполнения своих функций осуществляет свою деятельность путем проведения заседаний, итоги которых оформляются Протоколами, которые подписываются всеми присутствующими на заседаниях членов Комиссии. Однако протокол N 73018 вскрытия конвертов с заявками на участие в от-крытом запросе предложений N 73018 и протокол N 73018 рассмотрения заявок участников открытого запроса предложений N 73018 подписан уполномоченным представителем ООО "Газэнергоинформ"_ Организатор нарушил требования Документации запроса предложений и приказ ООО "Газэнергоинформ" от 11.02.2013 г. N 08, в соответствии с кото-рыми должна заседать Комиссия и приниматься решения коллегиально, а не уполномоченным представителем ООО "Газэнергоинформ"..
Таким образом, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России установи-ла, что действия АО "Газпром газораспределение Черкесск" при проведении от-крытого запроса предложений на оказание услуги по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах для нужд АО "Газпром газораспреде-ление Черкесск" противоречат нормам действующего законодательства, а именно ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", а также специальным нормам действующих законодательных ак-тов, регламентирующих порядок проведение запроса предложений. Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом об-жалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов не-состоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального за-кона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 17 и пунктом 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Учебный комбинат "Знание" на действия АО "Газпром газораспределение Черкесск" при проведении открытого запроса предложений N 73018 по отбору организации для выполнения работ (оказание услуг) по номенклатурной группе: Услуги по аттестации, Лот N 1: для нужд АО "Газпром газораспределение Черкесск" обоснованной.
2. Признать АО "Газпром газораспределение Черкесск" нарушившим ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конку-ренции".
3. Выдать АО "Газпром газораспределение Черкесск" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно:
3.1. Аннулировать протокол N 73018 рассмотрения заявок участников от-крытого запроса предложений N73018 от 08.12.2015 г. по отбору организации для выполнения работ (оказание услуг) по номенклатурной группе: Услуги по аттестации, Лот N 1: для нужд АО "Газпром газораспределение Черкесск" (из-вещение N 31502979253);
3.2. Признать победителем и заключить договор с ЗАО "Учебный комби-нат "Знание" на выполнение работ (оказание услуг) по номенклатурной группе: Услуги по аттестации, Лот N 1: для нужд АО "Газпром газораспределение Чер-кесск".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кара-чаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены комиссии С.М. Кумратов З.У. Узденова Л.М. Татаршаов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 98 (опубликовано 18 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016