Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 18 декабря 2015 г. N 08-01-503
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателей жалоб ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" (уведомлены надлежащим образом),
в присутствии представителя заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения Российской Федерации: "_" (по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на организацию поставки лекарственных средств 3 наименований (извещение N 0351100002915000775), начальная (максимальная) цена контракта 9 083 378,12 руб., установила:
В Новосибирское УФАС России обратились ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" с жалобами на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на организацию поставки лекарственных средств 3 наименований (извещение N 0351100002915000775).
Суть жалоб заключается в следующем. По мнению ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий", описание объекта закупки по данному электронному аукциону не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ, в частности, установленные заказчиком требования к лекарственным препаратам о разрешении применения у детей с 1 месяца, без ограничений у пациентов старше 65 лет, об отсутствии ограничений применения у пациентов с алкоголизмом и наркоманией, требований к температурному режиму хранения препаратов являются терапевтически не значимыми, не обусловлены реальными потребностями заказчика, при этом, установленным требованиям соответствует только один лекарственный препарат с МНН "Йопромид", а именно, лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультравист", что приводит к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" просят выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобы ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" от заказчика - государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения Российской Федерации поступили возражения, в которых указано следующее.
Заказчик установил требования к лекарственным препаратам с МНН "Йопромид" в соответствии со своими потребностями, указав следующие терапевтически значимые характеристики: "разрешен к применению у детей с 1 месяца", поскольку заказчик проводит большое количество исследований у детей, "не имеет ограничений при применении у пациентов старше 65 лет", поскольку из 4 808 выполненных в 2015 году контрастных томографических исследований выполнено пациентам 65 лет и старше - 1 444, из 19 888 выполненных в 2015 году рентгенэндоваскулярных вмешательств, выполнено пациентам 65 лет и старше - 7167, при этом к заказчику в силу его компетенции и государственного задания на наиболее высокотехнологичные виды медицинской помощи поступают наиболее тяжелые пациенты с наиболее сложными пороками, сопутствующими заболеваниями и наиболее высоким риском осложнений. Поэтому заказчик обязан использовать медицинские технологии, снижающие вероятность осложнений и, как следствие, улучшающие прогноз для пациента, снижающие государственные затраты на лечение осложнений и увеличивающие оборачиваемость койки с целью сокращения периода ожидания вмешательства. Кроме того, заказчиком указаны следующие терапевтически значимые характеристики: "отсутствуют ограничения применения у пациентов с алкоголизмом и наркоманией", поскольку рентгенэндоваскулярные вмешательства используются в деятельности заказчика часто при экстренных вмешательствах у пациентов с острым коронарным синдромом или у пациентов с нарушением мозгового кровообращения, при которых достоверно оценить анамнез пациента, включающий заболевания алкоголизмом или наркоманией, не представляется возможным, вместе с тем, указанные в инструкции противопоказания и случаи применения препарата с осторожностью не исключают необходимости его применения в этих случаях, поскольку другого варианта диагностики и лечения для таких пациентов нет, тогда как для пациентов с алкоголизмом и наркоманией может быть выбран препарат, не имеющих таких противопоказаний, "условия хранения при температуре до 30 градусов", поскольку рентгенконтрастные препараты в связи с их большим ежедневным расходом хранятся в материальной комнате рентгеноперационных, где невозможно обеспечить температурный режим до 25 градусов, особенно в летнее время, т.к. помещение небольшое, плохо вентилируемое и находится на солнечной стороне.
Учитывая изложенное, указанные в аукционной документации требования к закупаемому лекарственному препарату с МНН "Йопромид", по мнению заказчика, не являются ограничением конкуренции, поскольку продиктованы потребностями заказчика, не имеющего другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с письмом ФАС России NАК/28644/15 от 09.06.2015 г. одним из наиболее типичных примеров ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых харастеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе, предъявление требований к температурному режиму хранения препарата.
Заказчиком в описании объекта закупки аукционной документации по позициям с МНН "Йопромид" установлены требования к температурному режиму хранения препарата, а именно, "Условия хранения - при температуре до 30 °С включительно". Таким образом, заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ по данным позициям установлено требование, способное ограничить количество участников закупки, данные доводы подателей жалоб нашли свое подтверждение.
Доводы подателей жалоб относительно установления заказчиком в аукционной документации требований к лекарственному препарату с МНН "Йопромид", которым соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультравист", о разрешении к применению у детей с 1 месяца, об отсутствии ограничений при применении у пациентов старше 65 лет, об отсутствии ограничения применения у пациентов с алкоголизмом и наркоманией не нашли своего подтверждения, поскольку нельзя однозначно сказать, являются ли установленные требования к лекарственным препаратам терапевтически не значимыми, заказчиком обоснована необходимость установления вышеуказанных требований, кроме того, письмо ФАС России NАК/28644/15 от 09.06.2015 г., на которое ссылаются податели жалоб, не содержат указания, что вышеуказанные требования являются терапевтически не значимыми и приводящими к ограничению количества участников закупки.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно письму ФАС России NАК/28644/15 от 09.06.2015 г. к наиболее типичным примерам ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов относится, в том числе, необоснованное требование к количеству единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата.
Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе аукционной документации было установлено, что описание объекта закупки содержит вышеуказанное требование к лекарственным препаратам, способное привести к ограничению количества участников закупки, например, по позиции N 1 "_флаконы N 10 уп_ 225 упаковок", N 2 "_флаконы N 10 уп_ 190 упаковок", N 3 "_флаконы N 10 уп_ 190 упаковок". Таким образом, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Однако заказчиком в нарушение ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта ровно на 1 (один) месяц.
В соответствии с ч.3. ст.30 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Заказчиком в п.17 информационной карты аукционной документации установлено ограничение участия в электронном аукционе, в соответствии с которым в электронном аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. Однако в извещении о проведении электронного аукциона, формируемом на официальном сайте закупок, в разделе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)" данное ограничение не установлено, а установлено требование к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ. Таким образом, заказчиком нарушена ч.3 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобы ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на организацию поставки лекарственных средств 3 наименований (извещение N 0351100002915000775) частично обоснованными.
Признать заказчика нарушившим ч.3. ст.30, п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ.
Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-503
об устранении нарушения законодательства в сфере закупок
18 декабря 2015 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N08-01-503 от 18.12.2015 г. по жалобам ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на организацию поставки лекарственных средств 3 наименований (извещение N 0351100002915000775), предписывает:
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок заказчику необходимо:
Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в описании объекта закупки требования, ограничивающие количество участников закупки, в частности, относительно температурного режима хранения лекарственных препаратов, требований к количеству единиц препарата во вторичной упаковке.
Прекратить нарушение ч.3 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, устанавливать в извещении о проведении электронного аукциона ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в случае осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Прекратить нарушение ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, устанавливать срок действия банковской гарантии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе N 0351100002915000775 в соответствии с решением N 08-01-503 от 18.12.2015 г. и настоящим предписанием.
Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность исполнения решения N 08-01-503 от 18.12.2015 г. и настоящего предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок до 30.12.2015 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-503
об устранении нарушения законодательства в сфере закупок
18 декабря 2015 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N08-01-503 от 18.12.2015 г. по жалобам ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Центр внедрения инновационных технологий" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на организацию поставки лекарственных средств 3 наименований (извещение N 0351100002915000775), предписывает:
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок заказчику необходимо:
Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в описании объекта закупки требования, ограничивающие количество участников закупки, в частности, относительно температурного режима хранения лекарственных препаратов, требований к количеству единиц препарата во вторичной упаковке.
Прекратить нарушение ч.3 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, устанавливать в извещении о проведении электронного аукциона ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в случае осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Прекратить нарушение ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, устанавливать срок действия банковской гарантии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе N 0351100002915000775 в соответствии с решением N 08-01-503 от 18.12.2015 г. и настоящим предписанием.
Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность исполнения решения N 08-01-503 от 18.12.2015 г. и настоящего предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок до 30.12.2015 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 декабря 2015 г. N 08-01-503
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016