Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 17 марта 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Ишбулатов Р.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
члены Комиссии:
Шакирьянова А.А.- начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Саляхутдинова Р.Ф.- начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Алексеева Г.А.- заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа;
Борисов Н.Н. - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков;
секретарь комиссии - специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Гирфанов А.М.,
при участии представителей:
от Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ -Горбунов О.И., управляющий делами Администрации (доверенность N 76-04-573/30 от 13.03.2009 г.), Труш Г. В.-главный специалист правового отдела (доверенность N 76-04-575/30 от 13.03.2009 г); от ООО "Росгосстрах-Аккорд" -Захарова Д.И.(доверенность N 222 от 16.03.2009 г.),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Аккорд" на действия заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ при размещении заказа методом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно техническому заданию (раздел V конкурсной документации), установила:
В жалобе ООО "Росгосстрах-Аккорд" указало следующее.
ООО "Росгосстрах-Аккорд" (далее -Заявитель) является участником размещения заказа названного открытого конкурса.
Согласно Конкурсной документации (п.6 Информационной карты) критериями оценки заявок определены: 1.Цена контракта, 2.Функциональные характеристики услуг: возможность выезда на место ДТП; возможность предоставления консультаций по вопросу ДТП; возможность выезда на ДТП аварийного комиссара; срок урегулирования убытков по ОСАГО; возможность предоставления эвакуатора для транспортировки транспорта с места ДТП; дополнительные услуги акции, бонусы и др.).
При этом, значимость критериев определена следующим образом: 1.Цена контракта - 80%, 2. Функциональные характеристики услуг - 20%, в том числе: возможность выезда на место ДТП - 1 %; возможность предоставления консультаций по вопросу ДТП - 1%; возможность выезда на ДТП аварийного комиссара - 1 %; срок урегулирования убытков по ОСАГО - 15%; возможность предоставления эвакуатора для транспортировки транспорта с места ДТП
- 1%; дополнительные услуги (акции, бонусы и др.) - 1%
На стадии рассмотрения и сопоставления заявок оценивается цена контракта с корректировкой в зависимости от функциональных характеристик услуг.
При этом, имеет место расчет цены контракта с учетом применения бальной оценки, предложенной по количественному методу: (Nij - Nj)
_Бij= худшее) x (10-1),
1+ N Лучшееj - N где.
худшееj)
Бij- это бальная оценка i заявки по j критерию;
Nij- количественное предложение i заявки по j критерию
Суммарная бальная оценка i заявки с учетом значимости критериев определяется по формуле: Б i= Е Бij х hj, где hj- значимость j критерия.
Заявитель считает, что такие понятия как "худшая" или "лучшая" цена контракта при проведении открытого конкурса по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее-ОСАГО) являются неуместными и, как вывод, установление ценового критерия является категорически недопустимым.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 11 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с Законом N 40-ФЗ экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств N 40-ФЗ" страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом. Установленные в соответствии с Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, установлены Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739.
Таким образом, цена контракта должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Постановлением Правительства РФ, и должна быть идентичной у всех участников конкурса.
Следовательно, установление в качестве критерия цены контракта противоречит действующему законодательству об ОСАГО.
Как следует из Протокола оценки и сопоставления заявок, учитывая, что участником размещения заказа ЗАО "Страховая группа "УралСиб" предложена цена контракта на 3 копейки меньше, чем участником ООО "РГС-Аккорд" по критерию "цена контракта" участнику ЗАО "Страховая группа "УралСиб" присвоено значение 10, тогда как ООО "РГС-Аккорд" - 1.
При этом, по иным критериям (возможность выезда на место ДТП, возможность выезда аварийного комиссара, возможность предоставления эвакуатора) ООО "РГС-Аккорд" были присвоены более высокие значения.
С учетом значимости критерия "цена контракта" - 80%, победителем определен участник ЗАО "Страховая группа "УралСиб"
Таким образом, ООО "РГС-Аккорд" полагает, что данными действиями комиссии были нарушены его права и законные интересы как участника размещения заказа.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов. Информация о поступлении жалоб, дате, месте и времени их рассмотрения в соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о размещении заказов была размещена на официальном сайте Российской Федерации.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением от 11.03.2009 г. исх. N 7/1488 о приостановлении процедуры размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу Заказчиком представлены: копия журнала регистрации заявок, извещение о проведении конкурса, конкурсная документация, копии протоколов, уведомления о принятых решениях, письменное пояснение к жалобе (исх. от 13.03.2009 N 76-04-582/27).
Возражений в письменном виде на жалобу заявителя в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от других участников размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, не поступало.
Заказчик не согласившись с доводами жалобы исходящим от 13.03.2009 N 2189 сообщает, что жалоба ООО "РГС-Аккорд" необоснованна и неподлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.14 ч.4 ст. 22 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о размещении заказов) конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч.4 ст.28 настоящего закона, предусматривающей, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, указанные цены контракта в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе является обязательным требованием к содержанию конкурсной документации, предусмотренным Законом о размещении заказов, каких либо исключений в отношении ОСАГО данным законом не предусмотрено.
В связи с чем, ссылка Заявителя на недопустимость включения цены контракта в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе является необоснованной, поскольку противоречит действующему законодательству о размещении заказов, имеющему согласно ст.2 Закона о размещении заказов приоритетное положение по отношению к иным федеральным законам, поскольку нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с разрешением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
Законодательно установлена и значимость критериев оценки заявок: цена контракта -80%, функциональные характеристики услуг -20% (ч.6 ст.28 Закона о размещении заказов).
Учитывая указанное и положения конкурсной документации, единой комиссией по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд по жизнеобеспечению Орджоникидзевского района городского округа городУфа Республики Башкортостан и Администрации района осуществлена оценка, сопоставление заявок на участие в указанном конкурсе и присвоены следующие порядковые номера: заявке ЗАО "СГ "УралСиб" -N1; заявке ООО " РГС-Аккорд"-N2, поскольку цена контракта, предложенная ЗАО "СГ "УралСиб" меньше цены - ООО "РГС-Аккорд"
На основании изложенного, в удовлетворении жалобы Заказчик просит отказать ООО "РГС-Аккорд" за необоснованностью.
Анализ представленных материалов показал следующее.
Конкурсной документацией - п.3.4 "Предложение о цене контракта и порядок ее формирования" предусмотрено, что участник размещения заказа указывает свое предложение о цене контракта в составе заявки на участие в конкурсе с учетом требований постановлений правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, от 08.12.2005 N 739(пунктом 3.4.5. Конкурсной документации, далее-КД).
Условия оказания услуг, согласно п.1.3.2 Информационной карты, должны соответствовать техническому заданию (раздел IV КД), условиям муниципального контракта (раздел V КД) и требованиям Федерального закона от 25.04.2002г.N 40-ФЗ
Согласно п.6 Информационной карты) критериями оценки заявок определены: 1.Цена контракта, 2.Функциональные характеристики услуг. При этом указано, что на стадии рассмотрения и сопоставления заявок оценивается цена контракта с корректировкой в зависимости от функциональных характеристик услуг. В случае предложения участником наилучших условий исполнения контракта, для оценки и сопоставления цена контракта заявки будет скорректирована и рассчитана с учетом применения бальной оценки предложенной по количественному методу, согласно которому применяется оценка "худшая" или "лучшая" цена контракта.
Победившей признается заявка, получившая максимальную суммарную бальную оценку.
По критерию цена контракта Комиссия Башкортостанского УФАС считает:
Согласно ч.1 ст.2 Закона о размещении заказов Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, в соответствии с ч.4 ст. 28 Закона о размещении заказов цена контракта должна обязательно являться критерием оценки конкурсных заявок.
Таким образом при формировании цены при размещении заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств заказчик должен руководствоваться действующим законодательством и иными Федеральными законами и нормативными правовыми актами, регламентирующими формирование цен: Положениями Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Постановлениями Правительства РФ N 739 от 8 декабря 2005 г. и N 263 от 07.05.2003 г. Иного расчета обоснования цены законодательством не предусмотрено и фактически цена становится одновременно и критерием допуска и критерием оценки.
Таким образом, в данном случае если цена предложенная участником размещения заказа отличается от начальной максимальной цены контракта, то участник должен быть не допущен к участию в конкурсе.
Таким образом, показатель цены как "худшая" или "лучшая" не может быть применен при оценке цены при размещении заказа на ОСАГО.
В ходе разбирательства дела установлено, что Заказчик, заблаговременно, до утверждения Конкурсной документации 19.01.2009 г. обращался в ЗАО "СГ "УралСиб" по расчету цены контракта, согласно которому она составила 37374,19 руб. (расчет ЗАО "СГ "УралСиб" Заказчиком представлен). Однако Заказчик Конкурсной документацией начальную максимальную цену контракта выставил=40000 рублей.
Согласно п.8.1 проекта контракта контракт заключается на 1 год. При этом проектом контракта предусмотрено (п.4.2.): Изменение Правительством РФ страховых тарифов в течение срока действия контракта не влечет за собой изменение цены контракта, оплаченной Страхователем по действующим на момент уплаты страховым тарифам.
Вместе с тем, являясь участником размещения заказа ЗАО "СГ "УралСиб" своей заявкой на участие в конкурсе предлагает цену =37374,16 руб, другой участник размещения заказа ООО "РГС-Аккорд" - предлагает цену =37374,19 руб.
Таким образом, цена контракта, установленная Заказчиком, не соответствует нормативно правовому акту Российской Федерации, согласно которому должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Постановлением Правительства РФ, что также является нарушением ч.1 ст. 2 Закона о размещении заказов
Более того, действия участника размещения заказа ЗАО "СГ "УралСиб" по предложению страховой премии своей заявкой на участие в конкурсе не в соответствии с Постановлением Правительства N 739 могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.
Согласно части 2 и пункту 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к сроку оказания услуг и иные показатели, позволяющие определить потребности Заказчика в страховании. Извещением N 8254281 о размещении заказа Заказчик установил срок оказания услуг 10 февраля 2010 года, п.7.1.2 Информационной карты срок заключения контракта определен в течение 5 рабочих дней со дня передачи победителю проекта контракта, но не ранее 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок, Проектом контракта срок заключения контракта установлен 1 год.
В техническом задании (раздел V конкурсной документации) указана различная дата заключения договора по каждому из автомобилей. Соответственно, срок действия договоров, заключенных в 2009 году истекает в разное время. Так, например, по автомобилю ГАЗ 3102 (позиция 8) указана дата заключения договора 08.01.2010 года, по автомобилю DAEWOO-NEXIA (позиция 3) указана дата заключения договора 26.12.2009, по автомобилю ШЕВРОЛЕ-НИВА (позиция 4)- 30.11.2009 и т.п. Исходя из положений технического задания срок действия договора по 5 автомобилям истекает май- декабрь 2009 года. Таким образом, сроки оказания услуг страхования по каждому из этих автомобилей могут быть различны и не совпадать со сроком, указанным в извещении, информационной карте и проекте контракта: с 10 февраля 2009 года на 1 год. Таким образом, автомобили по которым указан срок окончания периода использования май-декабрь 2009 года и январь 2010 года не могут быть застрахованы сроком на 1 год с 10 февраля 2009 года. Противоречивая информация, содержащаяся в информационной карте и техническом задании, не позволяет сделать однозначный вывод о фактическом сроке оказания услуг по каждому из заявленных в конкурсной документации транспортных средств и, соответственно, рассчитать цену контракта. Так, в случае, если государственный контракт по каждому из заявленных транспортных средств должен быть заключен на срок с 10 февраля 2009 года на 1 год, то участники размещения заказа должны к каждому из транспортных средств применить коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат (далее - КБМ), действующий по состоянию на 10.02.2009 года. В случае, если срок страхования для каждого из автомобилей будет различным, в зависимости от даты истечения срока предыдущего договора страхования, то при расчете цены контракта подлежит применению КБМ по состоянию на дату начала срока оказания услуг страхования.
Таким образом, отсутствие указанных сведений могло привести к тому, что участниками размещения заказа предложена цена исполнения контракта не соответствующая Постановлению Правительства РФ N 739.
Также в нарушение ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов Заказчик установил предоставление доверенности по форме разработанной Заказчиком (Форма 2).
Однако Закон о размещении заказов не предусматривает требований к форме доверенности, входящей в состав заявки на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов РЕШИЛА: 1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Аккорд" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика в лице Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ нарушившим Закон о размещении заказов при размещении заказа методом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности для Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
3. Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Ведущий заседание Комиссии Р.А.Ишбулатов
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N ГЗ-45 /09
об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
17 марта 2009 г., г.Уфа
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - Ишбулатов Р.А., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
члены Комиссии:
Шакирьянова А.А.- начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Саляхутдинова Р.Ф.- начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков;
Алексеева Г.А.- заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа;
Борисов Н.Н. - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков;
секретарь комиссии - специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Гирфанов А.М.,
на основании своего решения N ГЗ -45/09 от 17.03.2009 г. и в соответствии со ст. ст.17,60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписывает:
1. Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ, нарушившей Закон о размещении заказов при размещении заказа методом открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности для Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан путем:
- отмены протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе N 8254281/1К/1 от 24.02.2009 г.;
- отмены протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 8254281/1К/2 от 27.02.2009 г.;
- отмены протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 8254281/1К/3 от 02.03.2009 г.;
- внесения изменений в конкурсную документацию в части расчета цены и установления критерия цены контракта;
- проведения процедуры в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
2. Настоящее предписание исполнить в пятидневный срок со дня его получения и в двухдневный срок представить информацию в адрес УФАС по Республике Башкортостан о его исполнении.
Ведущий заседание Комиссии Р.А.Ишбулатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 марта 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016