Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 14 декабря 2015 г. N 04-50/412-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> председателя Комиссии,
<_> члена Комиссии,
<_> члена Комиссии,
<_> члена Комиссии,
в присутствии:
представителя ООО "Транспортная строительная компания" (далее - Заявитель, Общество) - <_> (доверенность от 01.10.2015),
представителя федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 21.07.2015 N 55ю),
рассмотрев жалобу ООО "Транспортная строительная компания" (вх. от 07.12.2015 N 6875) на положения документации при проведении электронного аукциона по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита км 420+000 - км 425+000, Республика Бурятия, номер извещения - 0302100003015000085 (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
Общество считает, что в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик установил требования к показателям материалов, не предусмотренные техническими регламентами, стандартами.
Заказчиком в ответ на запрос, были даны разъяснения, что значение показателей является объективной физической величиной (как, например, длина или плотность) и зависит от размерности предлагаемых участником показателей (массы, толщины стенки). Требованиям Заказчика удовлетворяют такие значения, значение которые не выходят за установленные документацией пределы минимальных и (или) максимальных". Иными словами Заказчик предлагает самостоятельно найти формулы расчета из вузовского курса "Сопротивление материалов" и решить задачи по физике.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, дал пояснения согласно представленному письменному отзыву и дополнению к нему.
Считает, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
15.10.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении Аукциона N 0302100003015000085. Начальная (максимальная) цена контракта - 108 871 550,00 рублей.
20.11.2015 опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0302100003015000085.
Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 08.12.2015 в 8-00 часов.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.12.2015 на участие в аукционе было подано 2 заявки, которые были не допущены к участию в аукционе, и согласно части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
Согласно пункту 1 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В Приложении N 5 документации об аукционе "Требования к товарам, используемым для выполнения работ" указаны требования к показателям товара, используемого при выполнении работ являющимися объектом закупки.
В пункте 1 "Щебень" фракцией щебня св.40 до 70 мм приложения N 5 к документации об аукционе установлено, содержание в щебне пород и минералов, относимых к вредным компонентам, должно соответствовать следующим требованиям: 1. содержание аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимых в щелочах - не более пятидесяти (50) моль/л., 2. Содержание сульфатов (гипс, ангидрит) и сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более одного целого пяти десятых (1,5) % по массе, 3. Содержание пирита - не более четырех (4) % по массе, 4. Содержание слоистых силикатов, если слюды, гидрослюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами- не более пятнадцати (15) % по объему_ также содержание магнетита, гетита, гематита, апатита, нефелина, фосфорита.
Аналогично по пунктам 2,6,10,24,30,41,43,51,70 "Щебень".
По пунктам 7, 21, 37 "Бетон тяжелый": "Содержание пылевидных, глинистых частиц, зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, а также содержание вредных примесей должны соответствовать следующему: содержание серы, сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфатов (гипс, ангидрид и др.) в пересчете на SO3 должно быть не более 1,5 % по массе; содержание угля должно быть не более 4% по массе; содержание свободного волокна асбеста должно быть не более 0,25 % по массе и т д.". Те же требования установлены к содержанию вредных примесей в мелком заполнителе.
По пункту 9 "Электроды" установлены требования к механическим свойствам металла шва, наплавленного металла и сварного соединения, выполненного электродами, к содержанию отдельных металлов в наплавленном металле.
По пункту 25 "Стойки дорожных знаков" Заказчиком прописано, что установлены требования к трубе по ГОСТ 8733-74, ГОСТ 8734-75: "Площадь поперечного сечения трубы должна быть не менее шести целых и ста пятнадцати тысячных см квадратных и не более шести целых и двадцати пяти сотых см квадратных. Момент инерции сечения Ixy должен быть не менее двадцати четырех целых и семидесяти пяти сотых см в четвертой степени и менее двадцати четырех целых и девяносто пяти сотых см в четвертой степени. Момент сопротивления сечения Wxy должен быть не менее восьми целых и девятнадцати сотых см в третьей степени и не более восьми целых и двухсот девяноста девяти тысячных см в третьей степени".
Отсутствует ссылка на ГОСТ Р 54157-2010 "Трубы стальные профильные для металлоконструкций. Технические условия", на которые ссылается Заказчик в своем отзыве.
По пункту 29 "Болты с шестигранной головкой" установлены требования: _ значение массовой доли химических элементов должно соответствовать нормам: в марке стали 20х13 углерод в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее ноля целых и шестнадцати сотых % и верхним пределом не более ноля целых и двадцати пяти сотых %, кремния - в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее ноля % и верхним пределом менее ноля целых и девяти десятых %, марганца - в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее ноля % и верхним пределом не более ноля целых и восьми десятых %, и т.д.
По пункту 32 "Вода" установлены требования к содержанию в воде сульфатов, хлоридов, растворимых солей и взвешенных частиц.
Требования к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг (работ), веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, требования к товарам, используемым при выполнении работ, были установлены Заказчиком таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), веществ и компонентов, из которых они состоят в составе заявок, нарушают также пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Транспортная строительная компания" обоснованной.
Признать Заказчика - ФКУ Упрдор "Южный Байкал" нарушившим часть 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Предписание N 04-50/412-2015
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе
"14" декабря 2015 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> председателя Комиссии,
<_> члена Комиссии,
<_> члена Комиссии,
<_> члена Комиссии,
на основании своего решения от 14.12.2015 N 04-50/412-2015 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Транспортная строительная компания" (вх. от 07.12.2015 N 6875) на положения документации при проведении электронного аукциона по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита км 420+000 - км 425+000, Республика Бурятия, номер извещения - 0302100003015000085 (далее - Аукцион), в соответствии с частями 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 предписывает:
1. Федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" (далее - Заказчик) в срок не позднее 24.12.2015 устранить выявленные нарушения части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе для чего необходимо:
- внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- продлить сроки подачи заявок в соответствии с законодательством о контактной системе.
2. Заказчику в срок не позднее 25.12.2015 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения пункта 1 предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Неисполнение в установленный срок предписания влечёт в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 14 декабря 2015 г. N 04-50/412-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016