Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 17 декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена "14" декабря 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "17" декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления - Ерькина Е.П.; члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и органов власти - Тютянина Т.Н., специалист - эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти - Александров Л.С., старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти - Семенова А.А. в присутствии:
ИП Бегайкина О.В. (заявитель);
от Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи (ответчик) - Мирошкиной Е.Н. по доверенности N2343 от 14.12.2015 г.,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу ИП Бегайкина О.В. на действия организатора торгов - Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи (г.Саранск, ул. Коммунистическая, 33, корп.3) при проведении конкурса молодежных бизнес-проектов 2015 г., установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба ИП Бегайкина О.В. вх. N4617 от 04.12.2015 г. на неправомерные действия Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи (далее - Комитет), выразившиеся в нарушении порядка определения победителя конкурса молодежных бизнес-проектов 2015 г.
Исследовав жалобу и выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
08.10.2015 г. Комитет издал Приказ N144 "О проведении конкурса молодежных бизнес-проектов 2015 года" (далее - Приказ).
Согласно Приказу Комитет распорядился:
1. Провести конкурс молодежных бизнес-проектов 2015 года (далее - Конкурс);
2. Организовать прием конкурсных заявок с 23 октября по 12 ноября 2015 г.;
3. Провести в срок до 04.12.2015 г. Конкурсный отбор бизнес-проектов претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии юридическим лицам и молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела);
4. Утвердить состав конкурсной комиссии;
5. Провести очную защиту бизнес-проектов согласно пункту 14 Порядка по следующим критериям: реалистичность (0-50 баллов), обоснованность расходов (0-50 баллов), соответствие направления объема затрат, достижению целей проекта (0-50 баллов);
6. ГБУ "МРМЦ" (Саликову В.А.) обеспечить процедуру приема конкурсных заявок.
Согласно Протоколу заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению заявок для отбора бизнес-проектов претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии юридическим лицам и молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела) N1 от 23.11.2015 г. на участие в Конкурсе было подано 49 заявок, две из них были отклонены, победителями конкурса были признаны 10 участников.
Приказом от 24.11.2015 г. N169 Комитет распорядился предоставить из бюджета Республики Мордовия субсидии победителям Конкурса.
Приказом от 24.11.2015 г. N170 Комитет распорядился предоставить из Федерального бюджета субсидии победителям Конкурса.
Далее со всеми победителями конкурса были заключены договоры на предоставление субсидий.
Следовательно, по результатам одного конкурса Комитетом были представлены субсидии как из Федерального бюджета, так и из бюджета Республики Мордовия.
Согласно Приказу, Конкурс проводился в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), утвержденным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15.11.2010 г. N445 (далее - Порядок).
ИП Бегайкин О.В. в своей жалобе указал на то, что большинство победителей Конкурса набрали в обще сложности большее количество баллов, чем предусмотрено пунктом 14 Порядка.
В соответствии с пунктом 14 Порядка рассмотрение документов комиссией заключается в очной защите бизнес-проектов и оценке бизнес-проектов путем проставления баллов каждым членом комиссии по каждому из следующих показателей:
1) сфера реализации представленного бизнес-проекта:
производство:
товаров народного потребления - 200 баллов;
продуктов питания - 200 баллов;
строительных материалов и элементов - 150 баллов;
сельское хозяйство:
выращивание сельскохозяйственных культур - 200 баллов;
откорм свиней, мелкого и крупного рогатого скота - 200 баллов;
птицеводство - 200 баллов;
звероводство - 150 баллов;
рыбоводство - 150 баллов;
пчеловодство - 150 баллов;
услуги:
бытовые - 150 баллов;
медицинские - 150 баллов;
общественное питание - 150 баллов;
образовательные - 50 баллов;
туристские - 50 баллов;
консалтинговые - 50 баллов;
связи и транспорта - 50 баллов;
в области информационных технологий - 50 баллов;
организация сферы досуга - 0 баллов;
торговля:
оптовая - 100 баллов;
розничная - 50 баллов;
2) направление расходования средств:
запрашиваемые средства в полном объеме используются на приобретение основных средств - 100 баллов;
более 50 процентов запрашиваемых средств используется на приобретение основных средств - 50 баллов;
3) дополнительный показатель - запрашиваемые средства в полном объеме используются на приобретение продукции, произведенной на территории Республики Мордовия, - 100 баллов;
4) показатель, определяющий снижение оценки:
неверное выполнение финансовых расчетов - 50 баллов.
Таким образом, при сложении максимального количества баллов по подпукнтам 1 (200 баллов), 2 (100 баллов) и 3 (100 баллов) участники Конкурса могли набрать не более 400 баллов.
Однако, пять из десяти победителей Конкурса набрали более 400 баллов.
На заседании Комиссии представитель Комитета пояснил, что Конкурс проводился в два этапа: очный и заочный. На стадии заочного этапа Конкурса бизнес-проекты участников оценивались в соответствии с критериями, установленными пунктом 14 Порядка. На очной стадии бизнес-проекты участников оценивались в соответствии с критериями, установленными пунктом 5 Приказа Комитета, а именно: реалистичность (0-50 баллов), обоснованность расходов (0-50 баллов), соответствие направления объема затрат, достижению целей проекта (0-50 баллов).
Таким образом, Комитет действиями по проведению дополнительного (заочного) этапа Конкурса и действиями по установлению дополнительных критериев оценки бизнес-проектов (в результате которых участники Конкурса могли получить дополнительные 150 баллов) существенно нарушил порядок проведении Конкурса, установленный пунктом 14 Порядка.
Следовательно, довод жалобы заявителя о неправомерном начислении баллов участникам является обоснованным.
Кроме того, пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок разработан в целях оказания государственной поддержки юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в форме предоставления субсидий на создание и развитие собственного бизнеса (дела) (далее - субсидии) за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия из федерального бюджета (далее - бюджетные средства), в рамках реализации Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2011 г. N 157 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
В разделе 3 Программы обозначены несколько комплексов мероприятий направленных на реализацию программы, одним из которых является комплекс мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность".
Пунктом 3.3 приложения N1 к Программе предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета и из бюджета Республики Мордовия юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с реализацией комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность", ответственным исполнителем назначен Комитет.
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидии предоставляются юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям, соответствующим критериям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закона о развитии предпринимательства), зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Мордовия.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП и муниципальными программами развития субъектов МСП.
Таким образом, Программа и утвержденный для ее реализации Порядок фактически направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП).
Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Таким образом, законодательно определены уполномоченные органы для утверждения порядка поддержки субъектов МСП и в их перечне отсутствует Комитет.
Следовательно, действия Комитета по установлению своим Приказом дополнительных критериев оценки бизнес-проектов при проведении Конкурса также противоречат части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства.
Кроме того, пунктом 4 Порядка установлено, что главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, выделяемых на предоставление субсидий, является Комитет.
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год на данные цели, юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям (далее - претенденты) из расчета не более 90 процентов затрат, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса (дела), направленных на реализацию бизнес-проектов, за исключением выплат по оплате труда работников. При этом размер субсидии не может превышать 200 тыс. рублей.
Таким образом, Комитет, как главный распорядитель бюджетных средств, в установленном Порядке имел возможность проведения Конкурса только по предоставлению субсидий из бюджета Республики Мордовия и не имел возможности предоставлять субсидии из Федерального бюджета.
Однако, Комитет Приказом от 24.11.2015 г. N170, в нарушение пункта 5 Порядка, по результатам проведения Конкурса распорядился предоставить из Федерального бюджета субсидии победителям Конкурса, не имея на то достаточных полномочий.
Также Комиссией установлено, Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что оказание поддержки субъектам МСП органами государственной власти и органами местного самоуправления предусматривает открытость процедур оказания такой поддержки, равный доступ субъектов МСП к оказанию поддержки и должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
Однако, согласно подпункту 3 пункта 14 Порядка критерием оценки бизнес-проектов участников Конкурса является дополнительный показатель - запрашиваемые средства в полном объеме используются на приобретение продукции, произведенной на территории Республики Мордовия - 100 баллов.
Такой критерий оценки ставит в неравное положение участников Конкурса, закупающих производственные средства в Республике Мордовия, по отношению к остальным участникам Конкурса, которым наравне со всеми, в соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, в связи с чем в действиях органа власти, утвердившего подпункт 3 пункта 14 Порядка, могут присутствовать признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, согласно пункту 9 Порядка для участия в конкурсе претенденты предоставляют в Комитет:
заявку по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
копии учредительных документов, заверенные заявителем;
бизнес-проект, отражающий основные производственные, экономические и социальные показатели;
документы, подтверждающие фактически понесенные затраты на реализацию бизнес-проекта.
Госкомитет посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, запрашивает и получает от налогового органа сведения о постановке на учет, сведения о включении в Единый государственный реестр юридических лиц (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), а также справку об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджеты любого уровня и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Претенденты вправе представить указанные документы самостоятельно.
Таким образом, для участия в Конкурсе установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить и в нем отсутствуют требования о предоставлении документов, подтверждающих место производства средств, на которые осуществлялись затраты для реализации бизнес-проектов.
Комитет не мог объективно оценить бизнес-проекты участников по критерию, указанному в подпункте 3 пункта 14 Порядка.
Проанализировав заявки участников, Комиссия пришла к выводу о том, что ни один из участников Конкурса не подтвердил происхождение товаров на территории Респулики Мордовия.
Однако, три участника Конкурса получили по критерию, указанному в подпункте 3 пункта 14 Порядка, по 100 баллов.
Следовательно, Комитет при определении победителей руководствовался субъективным подходом оценки бизнес-проектов, который не позволяет сделать вывод о причинах начисления баллов по критерию, указанному в подпункте 3 пункта 14 Порядка.
Такие действия Комитета противоречат принципу открытости процедур оказания поддержки субъектам МСП, установленному пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства.
По результатам Конкурса с его победителями были заключены договоры, в связи с чем у Мордовского УФАС России отсутствует возможность выдачи Комитету предписания об устранении выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ИП Бегайкина О.В. обоснованной.
Признать действия Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи, выразившиеся в проведении дополнительного (заочного) этапа и в установлении дополнительных критериев оценки бизнес-проектов (в результате которых участники конкурса молодежных бизнес-проектов 2015 года могли получить дополнительные 150 баллов), нарушением пункта 14 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15.11.2010 г. N445 и части 2 статьи 16 Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Председатель Комиссии Е.П. Ерькина
Члены Комиссии Т.Н. Тютянина
Л.С. Александров
А.А. Семенова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016