Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 17 декабря 2015 г. N 1842-Ж
Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 17.12.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N96 от 01.06.2015 в составе:
Председателя комиссии:
"_"
Членов комиссии:
"_"
"_"
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - "_" по доверенности от 01.03.2015 N20, "_" по доверенности от 28.09.2015 N158-15, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО "Стройтехмонтаж"
(далее - Заявитель) от 07.12.2015 г. N 1842-ж на действия Филиала Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Магистральные Электрические Сети Западной Сибири при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение капитального ремонта склада N 7 на базе БПТК филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири
(извещение N31502975951).
Как следует из содержания жалобы, обращение Заявителя в антимонопольный орган обусловлено тем, что Заказчик в пункте 5.1 документации установил необоснованное требование к участникам закупки, а именно "Подрядчик должен иметь опыт выполнения аналогичных работ в действующих эл. установках 220-500 кВ не менее 3 лет".
Заявитель считает, что указанные требования нарушают положения Закона о защите конкуренции и приводит к ограничению в участии в торгах, что является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Заявитель просит признать действия Заказчика незаконными и обязать Заказчика привести документацию в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх.N05-24/ОТ-6845 от 07.12.2015 г.). Рассмотрение жалобы назначено на 15.12.2015 г.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из документов, закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденного решением Совета директоров ПАО "ФСК ЕЭС" N 279 от 24.07.2015 (далее - Положение о закупках).
19.11.2015 года, Заказчиком, на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение капитального ремонта склада N 7 на базе БПТК филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири, а также закупочная документация (далее - документация).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Подпунктом 3.3.8.1.1. пункта 3.3.8.1. документации установлены требования к участнику запроса предложений, в числе которых указанно, что участник должен иметь за последние 3 года не менее 1 завершенного аналогичного по выполняемым работам, услугам (в т.ч. объемам работ, услуг) и общей сумме договора на объекте, классом напряжения не более чем на 1 класс ниже объекта закупки, в качестве генподрядчика либо субподрядчика.
Пункт 3.3.8.4. документации содержит перечень документов, подтверждающих квалификацию участника запроса предложений, в том числе справку об опыте выполнения аналогичного договора за последние три года по объемам работ, услуг и общей сумме договора.
Кроме того, согласно пункту 5.1 Технического задания подрядчик должен иметь, в том числе, опыт выполнения аналогичных работ в действующих эл. установках 220-500 кВ не менее 3 лет.
Подпункт 3.6.2.5. пункта 3.6.2. документации содержит следующий перечень оснований для отклонения заявок участников, которые:
- поданы с нарушением порядка подачи заявок, установленным в настоящей документации:
- в существенной мере не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в заявке, в том числе если участник (в т.ч. один или несколько членов коллективного участника, один либо несколько привлекаемых участником субподрядчиков) не предоставил справку о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных);
- поданные участниками, не принявшими условия по выплате неустойки в случае нарушения условий участия в запросе предложений;
- поданы участниками запроса предложений, которые не соответствуют установленным в настоящей Закупочной документации одному либо нескольким отборочным критериям;
- содержат технические предложения, не соответствующие установленным в настоящей закупочной документации требованиям;
- содержат недостоверные сведения;
- поданы участниками запроса предложений, которые не согласились с предложениями закупочной комиссии по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в их заявках.
Таким образом, не предоставление участниками в составе заявки документа подтверждающего опыт работы, следовательно и отсутствие опыта работы у участника будет являться основанием для отклонения заявки.
Установление на стадии допуска к участию в запросе предложений таких требований, как: "участник должен иметь за последние 3 года не менее 1 завершенного аналогичного по выполняемым работам, услугам (в т.ч. объемам работ, услуг) и общей сумме договора на объекте, классом напряжения не более чем на 1 класс ниже объекта закупки, в качестве генподрядчика либо субподрядчика", "участник должен представить справку об опыте выполнения аналогичного договора за последние три года по объемам работ, услуг и общей сумме договора", "участник должен иметь опыт выполнения аналогичных работ в действующих эл. установках 220-500 кВ не менее 3 лет" ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные выполнить данную работу. При этом законодательством не установлены ограничения деятельности в зависимости от опыта работы, разветвленности и т.д.
Таким образом, при проведении запроса предложений Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупке в части установления требований к участникам закупки о наличии опыта.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заказчик, установив оспариваемые требования к участникам закупки, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников указанного запроса предложений, создавая необоснованные препятствия и ограничения для их участия в закупке, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в пункте 5.1 документации установил необоснованное требование к участникам закупки, а именно "Подрядчик должен иметь опыт выполнения аналогичных работ в действующих эл. установках 220-500 кВ не менее 3 лет", является обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 24 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехмонтаж" от 07.12.2015 г. N 1842-ж на действия Филиала Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Магистральные Электрические Сети Западной Сибири при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение капитального ремонта склада N 7 на базе БПТК филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири (извещение N31502975951), обоснованной.
2. Признать в действиях Филиала Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Магистральные Электрические Сети Западной Сибири нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении требований к участникам закупки о наличии опыта выполнения аналогичных работ.
3. В связи с тем, что Заказчиком отменена закупка, предписание об устранении нарушений не выдавать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 декабря 2015 г. N 1842-Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016