Я, Кухарская Наталья Евгеньевна, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 559/09-АДМ-2015, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <__> (<__> далее по тексту - <__>), установила:
17.09.2015 г. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела N 57/Р-2015 о нарушении законодательства о рекламе, вынесено решение о признании ИП <__> нарушившим требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), при распространении рекламных листовок на территории г. Кемерово в период с декабря 2014 г. по январь 2015 г.
Пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроков службы, сроков годности товара.
В нарушение данной правовой нормы в рекламной листовке, распространяемой ИП <__> на территории г. Кемерово содержатся не соответствующие действительности сведения об оказании услуг по установке счетчиков воды и повышении тарифов ЖКХ.
Кроме того, ИП <__> информируя потребителей об оказываемых услугах общества, именует свою компанию как "Единая городская служба установки счетчиков воды".
Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с подпунктом 1 и 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
На территории Кемеровской области "Единая городская служба установки счетчиков воды" в среде потребителей не известна и не позиционируются с ИП <__> а использование обозначений "Единая городская служба установки счетчиков воды", без ссылки на ИП <__> вводит потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг: "Единая государственная служба установки счетчиков воды", что является недостоверной информацией и вводит в заблуждение потребителей о лице предоставляющем услуги, поскольку фраза "Единая государственная служба установки счетчиков воды" не содержит указания на организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта и ассоциируется у потребителей с государственной структурой.
Частью 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5, ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ИП <__>
Административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на физических лиц - от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Действия ИП <__> выразившиеся в нарушении требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламных листовок на территории г. Кемерово в период с декабря 2014 г. - по январь 2015 г., подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1 статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Время совершения ИП <__> административного правонарушения: декабрь 2014 г. - январь 2015 г.
Место совершения ИП <__> административного правонарушения: г. Кемерово.
06.10.2015 г. уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола на 05.11.2015 г. в 08 часов 30 минут. Уведомление было направлено в адрес ИП <__> согласно выписке из ЕГРИП заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" с пометкой: "Петрозаводск: вручение адресату почтальоном" имеется в материалах дела).
05.11.2015 г состоялась процедура составления и подписания протокола N 559/09-АДМ-2015 об административном правонарушении в отсутствие ИП <__>
05.11.2015 г. определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 559/09-АДМ-2015 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела об административном правонарушении на 16.11.2015 г. на 13 часов 30 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес ИП <__> заказным письмом с уведомлением о вручении.
16.11.2015 г. на рассмотрение дела N 559/09-АДМ-2015 об административном правонарушении ИП <__> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <__> о дате, времени и месте рассмотрения дела N 559/09-АДМ-2015 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.
Определением от 16.11.2015 г. рассмотрение дела N 559/09-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 16.12.2015 г. в 08 часов 30 минут. Копия определение об отложении была направлена в адрес ИП <__> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении ИП <__> почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
16.12.2015 г. состоялось рассмотрение дела N 559/09-АДМ-2015 об административном правонарушении в отсутствие ИП <__>
Изучив материалы дела N 559/09-АДМ-2015 об административном правонарушении, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:
Действия ИП <__> выразившиеся в нарушении требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламных листовок на территории г. Кемерово в период с декабря 2014 г. - по январь 2015 г., подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ИП <__> при совершении правонарушения не предвидел возможности наступления негативных последствий своих противоправных действий, хотя должна была и могла их предвидеть, исходя из правил разумности и добросовестности.
Таким образом, у ИП <__> имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, данным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.
При рассмотрении данного дела руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).
При этом, пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кемеровское УФАС России пришло к выводу о наличии иных смягчающих вину обстоятельств, таких как факт совершения административного правонарушения ИП <__>впервые и признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП <__>за совершение административного правонарушения не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
ИП <__> не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ИП <__> к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным ФЗ "О рекламе", что явилось посягательством на установленный порядок в области распространения рекламы.
Следовательно, действия ИП <__> выразившиеся в нарушении требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламных листовок на территории г. Кемерово в период с декабря 2014 г. - по январь 2015 г., подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, следует признать виновными.
Оценивая собранные по делу доказательства, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ИП <__> доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", и назначает административное наказание ИП <__> в пределах санкции, определенной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
1. Признать индивидуального предпринимателя <__> (<__>), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. Наложить на индивидуального предпринимателя <__> (<__>), штраф в размере 4 (четырех) тысяч рублей.
Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001
УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810400000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово.
БИК: 043207001
Код бюджетной классификации (КБК): 161 116 26000 01 6000 140
ОКТМО: 32701000
Назначение платежа: денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства РФ о рекламе (дело N 559/09-АДМ-2015).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления Н.Е. Кухарская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 16 декабря 2015 г. N 09/12678
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016