Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 18 марта 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Максимов Н.В. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Ли Я.Х. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Молодцова А.О., Осипова В.В. - представителей ООО "Росстрой",
Курта Н.А., Сыромятникова Д.О., Фиголь Н.Д. - представителей ОГУ "Управление капитального строительства администрации Сахалинской области",
рассмотрев дело N 21/09-к о нарушении администрацией Невельского муниципального района (далее также - заказчик) и аукционной комиссией по проведению открытых аукционов согласно Перечня объектов, утвержденного Министром регионального развития РФ, подлежащих строительству на территории Сахалинской области в целях полной ликвидации последствий землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 года в муниципальном образовании "Невельский муниципальный район" (далее также - аукционная комиссия) законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при проведении открытого аукциона по лоту N 001: Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по строительству объекта: "Детский сад на 70 мест в г. Невельске Сахалинской области", установила:
10 марта 2009 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Росстрой" (далее также - Заявитель) о признании заказчика и аукционной комиссии нарушившими положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении вышеуказанного аукциона.
Как пояснил представитель Заявителя А.О. Молодцов, заказчик ограничил круг потенциальных участников размещения заказа, включив состав аукциона работы, технологически и функционально не связанные между собой: строительно-монтажные работы и работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку на выполнение указанных работ требуются разные лицензии. Указанное является нарушением ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции.
Аукционная комиссия необоснованно отклонила заявку ООО "Росстрой" по причине истечения срока действия лицензии субподрядной организации на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в период, когда такие работы должны быть выполнены субподрядчиком.
Кроме этого, в документации об аукционе заказчиком установлено неправомерное требование к участникам размещения заказа выполнения ими за последние 5 лет работ по строительству объектов социально-культурного назначения в объеме не менее 50% начальной цены контракта; необоснованно установлено требование к парафированию и визированию страниц заявки; содержатся указания на товарные знаки и фирменные наименования без ссылки "или эквивалент" и определения параметров эквивалентности.
Заместитель председателя аукционной комиссии Н.А. Курта с жалобой Заявителя не согласилась и пояснила, что в работы по предмету аукциона входит также монтаж средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, который выполняется при проведении строительно-монтажных работ во время отделочных работ объекта строительства, то есть работы, перечисленные в техническом задании документации об аукционе, представляют собой комплекс работ по предмету аукциона, в связи с чем выделять работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на которые требуется не лицензия на строительство, а лицензия на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в отдельный лот, нецелесообразно. Кроме этого, участникам размещения заказа была предоставлена возможность привлечь к выполнению работ субподрядные организации, которые имеют лицензии на проведение подобных работ. Таким образом, объединение вышеуказанных работ в состав одного лота не является нарушением ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, и не ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа.
Аукционная комиссия обоснованно отклонила заявку ООО "Росстрой", так как срок действия лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений субподрядной организации ООО "ОПС-Сервис" истекал к тому моменту, когда календарным планом необходимо выполнять работы, к которым будет привлечен субподрядчик.
Положение ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов ограничивает заказчика в установлении минимального размера стоимости работ, относящихся к предмету аукциона, которые участник выполнил за последние 5 лет - не менее чем 20%, однако не ограничивает в установлении максимальной стоимости таких работ, поэтому заказчик установил такой размер не менее чем 50%.
По поводу парафирования и визирования страниц заявки заказчиком на официальном сайте были размещены разъяснения, согласно которым парафирование и визирование - это сокращенная подпись, и порядок визирования документов участник определяет самостоятельно.
Кроме этого, с учетом ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, предметом аукциона является не поставка какого-либо оборудования или товара, а выполнение работ по аукциону, которые включают в себя и применение строительных материалов, необходимых для строительства объекта в соответствии с рабочим проектом, прошедшим экспертизу.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Муниципальным заказчиком - администрацией Невельского муниципального района был объявлен вышеуказанный открытый аукцион.
06.03.2009 состоялось рассмотрение заявок на участие в аукционе, поступивших от ООО "Сахалинская мехколонна N 68" (г. Южно-Сахалинск, ул. Достоевского, 5), ОАО "Сахалинское монтажное управление "Дальэлектромонтаж" (г. Южно-Сахалинск, ул. Достоевского, 3), ООО "Росстрой" (г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, ул. Ударная, 4/7), ООО "Рабочий-1" (г. Южно-Сахалинск, ул. Поповича, 22), ООО "Труд-Сахалин" (г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 24 а).
Согласно протоколу N 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 06.03.2009 к участию в аукционе допущены все участники размещения заказа, кроме ООО "Росстрой". Основание отказа - невыполнение требований п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, п. 2.2.1 ч. 2.2 ст. 2 инструкции аукционной документации, повлекшее отказ в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов, п. 6.2.2 ч. 6.2 ст. 6 инструкции аукционной документации.
11.03.2009 состоялся аукцион, победителем которого признано ООО "Рабочий-1", предложившее цену исполнения контракта в размере 114 042 052 руб. при начальной цене контракта в размере 145 276 500 руб.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия признает жалобу Заявителя частично обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с техническим заданием документации об аукционе заказчиком установлено, в том числе, требование к монтажу автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре.
Согласно Временному классификатору работ и услуг в составе видов деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, согласованному Госстроем РФ 11.08.2001, к пусконаладочным работам при строительстве зданий и сооружений 1, 2 уровней ответственности отнесены работы по установке пожаротушения, пожарной сигнализации, охранно-пожарной сигнализации и противодымной защиты; систем наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения и оповещения людей о пожаре.
Таким образом, для выполнения установленных заказчиком работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, не обязательно иметь лицензию, которую выдает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, поскольку такие работы могут быть включены в составе лицензии на строительство зданий и сооружений 1, 2 уровней ответственности.
Кроме этого, заказчик предоставил участникам размещения заказа привлечь субподрядные организации в случае отсутствия в лицензии на строительство зданий и сооружений 1, 2 уровней ответственности работ на установку пожарной сигнализации или лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст принят Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007.
В соответствии с данным классификатором, "Работы по монтажу систем пожарной сигнализации" 45.31.21 входят в класс 45 "Работы строительные".
Работы, перечисленные в техническом задании документации об аукционе, относятся к строительно-монтажным и пусконаладочным работам, представляют собой единый комплекс работ по строительству, являются технологически и функционально взаимосвязанными между собой, соответственно, не противоречат ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции и не ограничивают круг потенциальных участников размещения заказа.
Как следует из протокола N 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 06.03.2009 ООО "Росстрой" отказано в допуске к участию в аукционе в связи с невыполнением требования, установленного п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов - требование, установленное законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона.
Анализ заявки ООО "Росстрой" показал, что в лицензии на строительство зданий и сооружений 1, 2 уровней ответственности, выданной ООО "Росстрой", отсутствуют разрешения на выполнение работ по монтажу охранной сигнализации, устройству систем связи, радио и телевидения, а сроки действия лицензии субподрядной организации ООО "ОПС-Сервис" на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Главным управлением Государственной противопожарной службы, истекает 02.08.2009; лицензии по строительству зданий и сооружений 1, 2 уровней ответственности на прокладку линий связи, радио, телевидения, местных кабелей линий связи истекает 07.06.2009, тогда как в соответствии с календарным планом вышеуказанные работы должны проводиться в октябре-ньябре и декабре 2009 года соответственно.
С учетом изложенного, аукционная комиссия обоснованно отклонила заявку ООО "Росстрой" по основанию п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ, в данном случае, по строительству, объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная цена контракта составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, вправе установить участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной цены контракта, на право заключить который проводится аукцион.
Данной нормой закона предусмотрено установление заказчиком вышеуказанного требования к участникам размещения заказа, но не установление размера стоимости выполненных работ.
В нарушение ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов заказчик установил размер стоимости работ, относящихся к предмету аукциона, которые участник выполнил за последние 5 лет, не менее чем 50% начальной цены контракта.
Ссылка заказчика на ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, которая якобы позволяет указывать в документации об аукционе на наименование товаров при выполнении работ по предмету аукциона, не может быть принята во внимание, поскольку данная норма закона применяется при проведении открытого конкурса, а в данном случае проводился аукцион.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Как следует из технического задания документации об аукционе заказчик, в нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, указал на конкретные наименования оборудований, которые должны быть установлены при строительстве объекта.
Законом о размещении заказов не предусмотрено парафировать или визировать страницы заявки, поэтому такое требование заказчика установлено в нарушение законодательства о размещении заказов. Однако, на официальном сайте заказчик разместил разъяснения по указанному вопросу, в соответствии с которыми порядок визирования документов участник размещения заказа определяет самостоятельно.
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения законодательства о размещении заказов не повлекли за собой нарушения прав участников размещения заказа, ни один из участников размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, не был отклонен в связи с несоответствием таким требованиям, соответственно, указанные нарушения не повлекли за собой изменения результатов аукциона, Комиссия Сахалинского УФАС России решила не выдавать заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, однако выдать предписание о недопущении аналогичных нарушений в будущем.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь чч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, решила:
1. Жалобу ООО "Росстрой" признать частично обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика нарушившим ч. 2.1 ст. 11, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику предписание о недопущении аналогичных нарушений в будущем.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
Н.В. Максимов
Я.Х. Ли
Предписание
18 марта 2009 года |
г. Южно-Сахалинск |
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Максимов Н.В. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Ли Я.Х. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
на основании решения от 18.03.2009 года по делу N 21/09-к, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Росстрой" на действия администрации Невельского муниципального района и аукционной комиссии по проведению открытых аукционов согласно Перечня объектов, утвержденного Министром регионального развития РФ, подлежащих строительству на территории Сахалинской области в целях полной ликвидации последствий землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 года в муниципальном образовании "Невельский муниципальный район" при проведении открытого аукциона по лоту N 001: Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по строительству объекта: "Детский сад на 70 мест в г. Невельске Сахалинской области", руководствуясь ч. 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Администрации Невельского муниципального района не допускать в будущем нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе нарушений ч. 2.1 ст. 11, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его вынесения
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены комиссии А.Г. Могилевкин
Н.В. Максимов
Я.Х. Ли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 марта 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016