Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 30 марта 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рес-публике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Гофман Э.Р. - руководитель управления;
Члены комиссии: Широкова О.В. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Панова Т.В. - главный специалист - эксперт от-дела товарных, финансовых рынков и естест-венных монополий;
Темерева Т.В. - специалист - эксперт отдела то-варных, финансовых рынков и естественных монополий.
При участии:
представителя ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Туктарева Андрея Александровича (доверенность N 19-01/134796 от 2 апреля 2008 года);
директора ООО фирма "Монтажсервис" Миллера Владимира Карлови-ча;
рассмотрев материалы дела N 5-А-Т-09, возбужденного в отношении ОАО "МРСК Сибири" (ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021) в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" (ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 665017) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конку-ренции), установила:
15 января 2009 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ООО фирма "Монтажсервис" с жалобой на неправомерные действия Филиа-ла ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" по проведению открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по рекон-струкции ВЛ-10 кВ в п. Матур.
Из заявления следует, что в декабре 2008 года филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" был проведен открытый запрос предложений на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции ВЛ-10 кВ в п. Матур для нужд филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго". Победителем открытого запроса предложений было признано ООО "Элек-тротехсервис" хотя условия, предложенные ООО фирма "Монтажсервис", были предпочтительнее, а именно:
стоимость работ - 4719977,11 руб. - ООО "Электротехсервис", 4436450,72 руб. - ООО фирма "Монтажсервис";
сроки выполнения работ - май - декабрь 2009 года - ООО "Электротех-сервис", май - сентябрь 2009 года;
условия оплаты - аванс 30% предложили и ООО фирма "Монтажсервис" и ООО "Электротехсервис".
ООО фирма "Монтажсервис" 15.01.2009 исх. N 02 обратилось в филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" с просьбой разъяснить, на каком ос-новании его предложение было отклонено. Письмом от 15.01.2009 N 01 фи-лиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" ответил, что выбор победителя осуществлялся на основании совокупности критериев, изложенных в пунктах 4.8.2 и 4.8.5 Документации по запросу предложений, а также указал на то, что данная процедура запроса предложений не регулируется статьями 447 - 449, 1057 - 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязанностей.
На запрос Хакасского УФАС России ОАО "МРСК Сибири" - "Хакас-энерго" представило копию положения о работе постоянно действующей конкурсной комиссии, копию уведомления о проведении открытого запроса предложений на выполнение вышеуказанных работ, копию документации открытого запроса предложений на выполнение работ по реконструкции ВЛ-10 кВ в п. Матур, сведения об опубликовании размещения информации о проведении названного запроса предложений, отчет об оценке поступивших предложений.
Письмом от 27.01.2009 N 05-155, 05-156 (вх. N 263 от 09.02.2009 г.) фи-лиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" пояснил, что уведомлением о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции ВЛ-10 кВ в п. Матур для нужд фи-лиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", размещенными на сайте www.khakasenergo.ru в разделе Извещения о проведении конкурсов и иные объявления о закупках от 05.12.2008 г., пригласил юридических лиц и инди-видуальных предпринимателей к участию в конкурентной процедуре. В от-вет на уведомление к назначенному сроку (16.12.2008 г.) организатор получил пять предложений.
Из пояснений ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" следует, что выбор победителей открытого запроса предложений осуществляется на основании совокупности критериев, изложенных в Документации.
В рамках отборочных стадии Комиссия проверяет:
- правильность оформления предложений и их соответствие требова-ниям Документации по запросу предложений;
- соответствие участников требованиям Документации по запросу предложений;
- соответствие коммерческого и технического предложения требовани-ям Документации по запросу предложений.
В рамках оценочной стадии комиссия оценивает и сопоставляет пред-ложения, проводит их ранжирование по степени предпочтительности, исходя из следующих критериев:
- стоимость и структура стоимости оказываемых услуг, условия и гра-фик оказания услуг и их оплаты;
- технологические и организационно-технические предложения по ока-занию услуг;
- опыт, ресурсные возможности и деловая репутация участника.
По результатам комплексной оценки коммерческих предложений уча-стников процедуры, предложение ООО фирма "Монтажсервис" не было от-клонено. Эксперты, анализировавшие предложения, пришли к выводу, что в сметной документации объем строительно-монтажных работ не учитывает всех необходимых работ, сметами не учтены все необходимые материалы (уменьшено количество электроопор), в связи с этим предложению ООО фирма "Монтажсервис" не было присуждено первое место.
ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в письменных пояснениях ука-зало, что уведомление о проведении открытого запроса предложений не яв-ляется извещением о проведении конкурса и не имеет соответствующих пра-вовых последствий. На это было указано в пункте 7 уведомления о проведе-нии открытого запроса предложений и в подпункте 1.2.1 пункта 1.2 в разделе "Правовой статус процедур и документов".
На основании вышеизложенного 16 февраля 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело N 5-А-Т-09 в отношении ОАО "МРСК Сиби-ри" по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, заседание комиссии было назначено на 12 марта 2009 года.
На заседании комиссии 12 марта 2009 года представитель ОАО "МРСК Сибири" Туктарев А.А. пояснил, что в их действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, открытый запрос предложений не явля-ется открытым конкурсом, компания не проводила торгов на право заключе-ния договора на выполнение работ по реконструкции ВЛ 10кВ в п. Матур. ОАО "МРСК Сибири" утверждено Положение о порядке проведения регла-ментированных закупок товаров, работ, услуг, которым предусмотрены спо-собы закупок: конкурс, запрос предложений, запрос цен, конкурентные пере-говоры, закупка у единственного источника, закупка путем участия в проце-дурах, организованных продавцами продукции.
Кроме того, представитель ОАО "МРСК Сибири" Туктарев А.А. указал, что к моменту рассмотрения настоящего дела договор на выполнение работ по реконструкции ВЛ 10кВ в п. Матур с победителем запроса предложений - ООО "Электротехсервис" не заключен, планируется заключение указанного договора в ближайшее время. Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в данном заседании в связи с не-обходимостью получения дополнительных доказательств по делу и приняла решение об отложении рассмотрения дела N 5-А-Т-09 на 30 марта 2009 года.
На заседание комиссии представитель ОАО "МРСК Сибири" Туктарев А.А. представил копию договора подряда N 10.19.424.09 от 10.03.2009, за-ключенного между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Электросервис", копию Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, ра-бот, услуг ОАО "МРСК Сибири", утвержденного решением Совета директо-ров ОАО "МРСК Сибири" (протокол N 12/08 от 31 марта 2008 г.), в качестве примера три варианта проведенных закупок от 05.12.2008 и 12.03.2009.
Комиссия Хакасского УФАС России, изучив материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ "Свобода договора" граж-дане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обя-занность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Часть 1 стать 447 ГК РФ ус-тановлено, что договор может быть заключен путем проведения торгов. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обла-датель иного имущественного права на нее (часть 2 статьи 447 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ, выигравшим торги на аукционе при-знается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной органи-затором торгов, предложило лучшие условия.
В соответствии с частью 1 статьи 1057 ГК РФ лицо, объявившее пуб-лично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о вы-плате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных резуль-татов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную на-граду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
Статьями 448, 1057 ГК РФ предусмотрены признаки и порядок проведе-ния открытого конкурса:
- В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо (часть 1 статьи 448). Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации (часть 3 статьи 1057);
- Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме тор-гов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (часть 2 статьи 448). Объявление о публичном конкурсе должно содер-жать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса (часть 4 статьи 1057).
Оценивая действия ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" при прове-дении открытого запроса предложений на право заключения договора на вы-полнение работ по реконструкции ВЛ-10 кВ в п. Матур, Комиссия Хакасско-го УФАС России приходит к выводу, что рассмотренный открытый запрос предложений соответствует признакам открытого конкурса в понимании ГК РФ, несмотря на то, что в уведомлении и Документации о проведении откры-того запроса предложений указано: "Данная процедура запроса предложений не является конкурсом, и ее проведение не регулируется статьями 447 - 449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная проце-дура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не ре-гулируется статьями 1057 - 1061 части второй Гражданского кодекса Россий-ской Федерации. Таким образом, данная процедура запроса предложений не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств".
Уведомление о проведении открытого запроса предложений на право за-ключения договора на выполнение работ по реконструкции ВЛ-10 кВ в п. Матур размещено публично в средствах массовой информации, а именно в сети Интернет на сайте www.khakasenergo.ru в разделе Извещения о проведе-нии конкурсов и иные объявления о закупках от 05.12.2008 г., www.b2b-energo.ru в разделе Публикации о торгах / Анонсирование торгов/N 37179 от 05.12.2008.
В данном уведомлении и в пункте 1.1.1 Документации по запросу пред-ложений Филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", 655017, Республи-ка Хакасия, г.Абакан, ул. Пушкина, 74 - пригласило юридических лиц и ин-дивидуальных предпринимателей (далее - подрядчики) к участию в процеду-ре открытого запроса предложений (далее - запрос предложений).
В уведомлении о проведении открытого запроса предложений указано:
- Предмет данного размещения (право заключения Договора на вы-полнение работ по реконструкции ВЛ 10 кВ на п. Матур, ф. 68-07 для нужд филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в 2009 году);
- Порядок, адрес и время получения Документации по запросу предло-жений (по рабочим дням с 08:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 начиная с 05 де-кабря 2008 года по адресу: г. Абакан, ул. Советская, 172, здание "ЮЭС");
- Срок и порядок представления предложений (до 09:00 16 декабря 2008 года);
- Сведения о времени, месте проведения запроса предложений (с 14:00 16 декабря 2008 года состоится процедура публичного вскрытия конвертов по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 74).
В Документации по запросу предложений указано:
- Общие требования к Предложению, в том числе к оформлению, сроку действия, к языку, к валюте (пункт 4.4);
- Требования к участникам и документам, подтверждающим соответст-вие Участника установленным требованиям (пункт 4.5);
- Порядок подачи предложений и их прием (пункт 4.6);
- Порядок вскрытия поступивших на запрос предложений конвертов (пункт 4.7);
- Оценка предложений и проведение переговоров (пункт 4.8), состоя-щая из двух этапов: отборочная стадия (пункт 4.8.2) и оценочная стадия (пункт 4.8.5).
Таким образом, требования, предъявляемые ГК РФ к заключению дого-вора по результатам проведения открытого конкурса соблюдены ОАО "МРСК Сибири" - по спорному открытому запросу предложений. Как от-крытый конкурс воспринимает спорное размещение и заявитель - ООО фир-ма "Монтажсервис".
Что касается отсутствия сведения о начальной цене в уведомлении о проведении и Документации по запросу предложений, то комиссия Хакас-ского УФАС России приходит к выводу, что данное требование не всегда со-блюдается ОАО "МРСК Сибири" и при проведении открытых конкурсов. Так в извещении о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции сетей 10 кВ г. Черногорск (район Кед-ровника) для филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в 2009 году в пункте 8 указано, что начальная (предельная) цена конкурса не установлена.
Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что ОАО "МРСК Сибири" добровольно взяло на себя обязательства по проведению открытого запроса предложения, соответствующего открытому конкурсу.
Кроме того, Положением о порядке проведения регламентированных за-купок товаров, работ, услуг ОАО "МРСК Сибири" установлены применяе-мые способы закупок (перечень разрешенных способов закупок): конкурс, за-прос предложений, запрос цен конкурентные переговоры, закупка у единст-венного источника, закупка путем участия в процедурах, организо-ванных продавцами продукции.
При рассмотрении двух способов конкурса и запроса предложений Ко-миссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что они практически не отличаются друг от друга.
конкурс |
запрос предложений |
5.2.1. В зависимости от возможного круга участников конкурс может быть открытым или закрытым. |
5.3.1.В зависимости от возможного круга участников запрос предложений может быть открытым или закрытым. |
5.2.2. В зависимости от числа этапов конкурс может быть одно-, двух-, и иным многоэтапным. |
5.3.2. В зависимости от числа этапов запрос предложений может быть одно-, двух и иным многоэтапным. |
5.2.3. В зависимости от наличия процедуры предварительного квалификационного отбора конкурс может быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора. |
5.3.3. В зависимости от наличия процедуры предварительного квалификационного отбора запрос предложений может быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора. |
5.2.4. Конкурс может проводиться в виде ценового, если единственным оценочным критерием для выбора победителя выступает минимальная цена предложения. |
|
5.2.5. В случае закупки особо сложной продукции конкурс может проводиться с применением специальных процедур закупки сложной продукции, определенных данным Положением. |
5.3.4. В случае закупки особо сложной продукции запрос предложений может проводиться с применением специальных процедур закупки сложной продукции. |
Подведение итогов производится постоянно действующей конкурсной комиссией филиалов ОАО "МРСК Сибири" на основании Положения, ут-вержденного Приказом ОАО "МРСК Сибири" от 23.03.2008 N 137.
Как указано выше, по результатам проведения открытого конкурса вы-игравшим признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Документацией открытого запроса предложений, соответствующей открыто-му конкурсу по этому признаку, победителем признается лицо, предложив-шее лучшие условия, исходя из следующих критериев:
- стоимость и структура стоимости оказываемых услуг, условия и гра-фик оказания услуг и их оплаты;
- технологические и организационно-технические предложения по ока-занию услуг;
- опыт, ресурсные возможности и деловая репутация участника.
В соответствии с пунктом 4.9.2 Документации открытого запроса пред-ложений решение комиссии по запросу предложений оформляется протоко-лом заседания комиссии. Согласно протоколу постоянно действующей кон-курсной комиссии филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" от 25.12.2008 N 30 победителем признан ООО "Электротехсервис" (655100, Республика Хакасия, п.г.т. Усть-Абакан, ул. Добровольского, 10). Протокол подписан председателем постоянно действующей конкурсной комиссии О.А. Лендел, членами комиссии: С.И. Толстихиным, О.И. Якшиной, Г.А. Прелов-ской, А.А. Туктаревым, Н.Н. Савченко. Следует отметить, что согласно дан-ным протоколом рассматривались восемь вопросов, их которых четыре по открытому конкурсу и четыре по открытому запросу предложений.
При этом, комиссией оценивались следующие критерии:
- Стоимость предложения;
- Срок выполнения работ;
- Условия оплаты - аванс, промежуточное выполнение, окончательный расчет.
Объявленные критерии - технологические и организационно-технические предложения по оказанию услуг, а также опыт, ресурсные воз-можности и деловая репутация участника, комиссией не оценивались. Это привело к нарушению порядка определения победителя. С победителем - ООО "Электротехсервис" заключен договор подряда N 11.19.424.09 от 10.03.2009.
Доводы ОАО "МРСК Сибири" о том, что в сметной документации ООО фирма "Монтажсервис" объем строительно-монтажных работ не учитывает всех необходимых работ, работами не учтены все необходимые материалы (уменьшено количество электроопор) со ссылкой на отчет об оценке Пред-ложений (утвержден начальником департамента логистики и материально-технического обеспечения О.А. Лендел) не принимаются комиссией. Со-гласно пункту 4.8.2 рассматриваемой документации в рамках отборочной стадии комиссия должна проверить:
a) правильность оформления Предложений и их соответствие тре-бованиям настоящей Документации по запросу предложений по сущест-ву;
b) соответствие Участников требованиям настоящей Документации по запросу предложений;
c) соответствие коммерческого и технического предложения тре-бованиям настоящей Документации по запросу предложений.
Комиссия имеет право отклонить предложение участника, которое не отвечает требованиям настоящей Документации по запросу предложений, а также по существу не отвечает техническим, коммерческим или договорным требова-ниям настоящей Документации по запросу предложений (подпункты b и d пункта 4.8.2.4 документации). Однако в представленном отчете об оценке Предложений в таблице "Оценка соответствия предлагаемых работ" в отно-шении ООО фирма "Монтажсервис" указано: работы, предлагаемые участ-ником, соответствуют требованиям, установленным в документации по за-просу предложений. В таблице "Оценка приемлемости договорных условий" в отношении ООО фирма "Монтажсервис" указано: коммерческие условия, предлагаемые участником запроса предложений, соответствуют требовани-ям, установленным в документации по запросу предложений. Таким образом, допустив ООО фирма "Монтажсервис" к оценочному этапу, комиссия не имеет права указывать на несоответствия, поскольку на этом этапе определя-ется победитель по другим критериям. В протоколе N 30 от 25.12.2008 в пункте 2 решения по вопросу N 6 указано: признать все предложения соот-ветствующими условиям запроса предложений.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам. В соответствии с пунктом 3 части 1 указанной статьи закона при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к нарушению порядка определения победителя торгов.
Нарушая порядок определения победителя при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции ВЛ-10 кВ в п. Матур, отвечающего признакам открытого конкурса, постоянно действующая конкурсная комиссия филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", тем самым лишила конкурентов участво-вать в честной конкурентной борьбе, применила условия, отличающиеся от объявленных и добровольно взятых на себя, чем в одностороннем порядке повлияла на соперничество хозяйствующих субъектов.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции на-рушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результа-там таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимоно-польного органа.
Учитывая изложенное, руководствуясь частями 1 и 4 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Феде-рального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьями 421, 447 - 449, 1057 - 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, Комиссия Хакасского УФАС России решила:
1. Признать ОАО "МРСК Сибири", постоянно действующую конкурс-ную комиссию общества нарушившими пункт 3 части 1 статьи 17 Феде-рального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения победителя торгов.
2. Обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании открытого конкурса и заключенного по его результатам договора подряда N 10.19.424.09 от 10 марта 2009 года недействительными.
Председатель комиссии Э.Р. Гофман
Члены комиссии: О.В. Широкова
Т.В. Панова
Т.В. Темерева
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции Решение антимо-нопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 30 марта 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016