Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 16 ноября 2015 г. N 05-06-27/2015
резолютивная часть решения оглашена "02" ноября 2015 года
решение в полном объеме изготовлено "16" ноября 2015 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
< >
Члены комиссии:
< >
< >
в отсутствии представителя Администрации города Радужный, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев дело N05-06-27/2015 по признакам нарушения Администрацией города Радужный (3 мкр-н, д.3, г.Радужный, ХМАО-Югра, 628461) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2015 N128 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N05-06-27/2015 по признакам нарушения Администрацией г. Радужный части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела N05-06-27/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.N05-06/ОТ-3698 от 15.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в муниципальной программе по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением администрации города Радужный от 07.11.2013 N2309 "О муниципальной программе города Радужный "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Радужный на 2014-2020 годы" условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
Вышеуказанным Определением, рассмотрение дела назначено на 26.08.2015 г., у Администрации г. Радужный истребованы документы и информация, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением об отложении рассмотрения дела N05-06-27/2015 (исх.N05-06/ТВ-4498 от 28.08.2015 г.) рассмотрение дела назначено на 06.10.2015 г.
Определением об отложении дела N05-06-27/2015 (N05-06/ТВ-5249 от 08.10.2015 г.), рассмотрение дела назначено на 02.11.2015 г. у Администрации г.Радужный истребованы необходимые документы и информация.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено Определение о продлении срока рассмотрения дела N05-06-27/2015 (N05-06/ТВ-5250 от 08.10.2015 г.), согласно которому срок рассмотрения дела продлен до 15.04.2016 года.
02.11.2015 года, Комиссия, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки МСП, виды и формы такой поддержки.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП - деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов МСП.
Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).
Материалами дела подтверждается, что на территории города Радужный реализуется муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Радужный на 2014-2020 годы", утвержденная Постановлением администрации города Радужный от 07.11.2013 N2309.
Указанная Программа предусматривает 2 (два) вида поддержки субъектов МСП: финансовая, имущественная.
Согласно статье 18 Закона о развитии предпринимательства оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (часть 1).
Согласно части 4 данной статьи органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Частью 4.1 указанной статьи определено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них муниципального имущества устанавливаются соответственно муниципальными правовыми актами.
Из пункта 3.8 Программы следует, что оказание имущественной поддержки Субъектам и Организациям осуществляется путем передачи прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется по результатам торгов, проводимых в соответствии с федеральным законодательством сроком на три года.
Частью 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются - заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что установленный в Программе порядок предоставления имущественной поддержки противоречит требованиям, установленным частью 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства, поскольку не содержит порядка приема и рассмотрения заявлений, подаваемых субъектами МСП, а также последовательность действий, осуществляемых при рассмотрении настоящего заявления и принятия решения по результатам рассмотрения заявления.
Отсутствие указанного порядка ограничивает доступ МСП к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно доступ к имущественной поддержке.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).
Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Отсутствие в Программе порядка приема и рассмотрения заявлений, подаваемых субъектами МСП с целью получения ими имущественной поддержки, а также последовательность действий, осуществляемых при рассмотрении настоящего заявления и принятия по результатам рассмотрения таких заявлений решений, способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Администрацией г.Радужный приняты меры по устранению нарушения действующего законодательства до вынесения решения антимонопольным органом решения путем вынесения постановления от 15.10.2015 N2031 "О внесении изменений в постановление Администрации города Радужный от 07.11.2015 N2309", которым Программа дополнена приложением N3 "Порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим виды деятельности в приоритетных направлениях и соответствующих условиям, установленных муниципальной Программой, преимуществ, в целях обеспечения им более выгодных условий деятельности, путем передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (муниципальных преференций) (далее - Порядок).
Так, согласно новому Порядку, предоставление имущественной поддержки субъектам МСП осуществляется в виде предоставления муниципальной преференции.
Указанный Порядок содержит порядок приема и рассмотрение заявлений, подаваемых субъектами МСП с целью получения ими имущественной поддержки, а также последовательность действий, осуществляемых при рассмотрении настоящих заявлений и принятия по ним решений.
Также Комиссия считает необходимым отметить то, что предоставление муниципальной преференции по заявлению субъектов МСП, осуществляется только после опубликования на официальном сайте органа местного самоуправления сообщения о предстоящем предоставлении муниципальной преференции, содержащего условия о приеме конкурирующих заявлений.
При этом, в случае поступления конкурирующих заявлений, заключение договора аренды муниципального имущества осуществляется по результатам торгов.
В случае отсутствия конкурирующих заявлений, не поступивших в период их приема, уполномоченный орган администрации г.Радужный заключает договор аренды муниципального имущества с заявителем.
По мнению Комиссии, такой порядок предоставления имущественной поддержки является прозрачным, равнодоступным и конкурентным, поскольку направлен на привлечение большего круга лиц и выявления из числа таких лиц, других заинтересованных субъектов МСП в получении имущественной поддержке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
При рассмотрении настоящего дела Администрацией г.Радужный приняты меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства.
Таким образом, Администрацией г.Радужный добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 45, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Администрации города Радужный, выразившиеся в установлении в муниципальной программе по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением администрации города Радужный от 07.11.2013 N2309 порядка предоставления имущественной поддержки, не отвечающего требованиям статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить рассмотрение дела N 05-06-27/2015, возбужденного по признакам нарушения Администрацией г.Радужный части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии < >
Члены Комиссии: < >
< >
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 ноября 2015 г. N 05-06-27/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016