Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 2 декабря 2015 г. N 04-01/46-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М. Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Ивнева М. Б.,
рассмотрев дело N 04-01/46-14 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы услуг такси, способной ввести в заблуждение относительно лица, оказывающего эти услуги, установила:
ООО "Лидер-Я", <_> ИП <_> ООО "СЗК "Инфосвязь", в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также ООО "Инфосервис", привлеченное к участию в деле в качестве заявителя, на заседание Комиссии не явились, должным образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
ООО "Инфосервис" направило ходатайство (вх. N 12247 от 02.12.2015) о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Ярославским УФАС России в ходе проведения проверки в связи с поступившими 26.11.2013 г. и 09.12.2013 г. обращениями установлен факт получения физическим лицом смс-сообщения рекламного характера: "Новый телефон для МАКСИМального дозвона 646666 Ваше такси" 23.11.2013 в 18.55 от отправителя "+7-967-640-00-13" через смс-центр +7-902-370-85-80 на номер <_>
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), поскольку указанное смс-сообщение содержит рекламу услуг такси, способную ввести в заблуждение относительно лица, оказывающего эти услуги.
Рассмотрев материалы дела, ранее представленные пояснения ООО "Лидер-Я", ООО "СЗК "Инфосвязь", ООО "Инфосервис", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам такси, формирование и поддержание интереса к данным услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недобросовестной согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В силу пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
В ответе (вх. N838 от 28.01.2014) на запрос Ярославского УФАС России заявитель ООО "Инфосервис" предоставило свидетельство на товарный знак N 495308, содержащее обозначение "Maxim", и графическое изображение коммерческого обозначения, содержащее такое же обозначение "Maxim служба заказа такси".
Вместе с тем, ООО "Инфосервис" в заявлении указало, что не является заказчиком распространения рассматриваемой рекламы, кроме того, номер, указанный в смс-сообщении, не принадлежит ООО "Инфосервис", в связи с чем, распространение рассматриваемой рекламы может причинить убытки и нанести ущерб деловой репутации ООО "Инфосервис".
ООО "Лидер-Я" в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 849 от 28.01.2014) указало, что номер телефона, указанный в рассматриваемом смс-сообщении принадлежит данной организации.
ООО "НЕТИС ТЕЛЕКОМ" в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 10763 от 03.09.2015) сообщило, что абонентский номер 646666, указанный в тексте рассматриваемого смс-сообщения выделен ООО "Лидер-Я" в соответствии с договором на предоставление услуг местной телефонной связи N 120413/01-Т от 13.04.2012 г.
Следовательно, номер 646666, указанный в тексте смс-сообщения действительно не принадлежит ООО "Инфосервис".
Таким образом, в рассматриваемой рекламе используются словесное обозначение (МАКСИМального), схожее до степени смешения с коммерческим обозначением "Служба заказа такси Maxim", под которым работает ООО "Инфосервис", вместе с тем, номер 646666, указанный в тексте смс-сообщения не принадлежит ООО "Инфосервис", что в совокупности вводит в заблуждение относительно лица, оказывающего рекламируемые услуги такси и может причинить убытки и нанести ущерб деловой репутации ООО "Инфосервис", что является нарушением пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пункта 4 части 2 статьи 5 данного закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно сведений, предоставленных ОАО "Вымпелком" (вх. N 11899 от 20.12.2013), абонентский номер +7-967-640-00-13 был предоставлен <_> на основании договора об оказании услуг связи "Билайн" N 00013 от 05.07.2012, предоставленного в материалы дела.
Далее ОАО "Вымпелком" в ответ на запрос Ярославского УФАс России предоставило в материалы дела следующие пояснения (вх. N 3603 от 08.04.2014). Договор с <_> являвшейся абонентом ОАО "Вымпелком" расторгнут 03.12.2013 г., в связи с тем, что в течение 180 дней подряд на электронном счете указанного номера не совершено действий, влекущих списание денежных средств за оказанные услуги (платные звонки, SMS, GPRS-сессии и т. д.), что согласно п. 2.3 абонентского договора, является отказом абонента от услуг и/или расторжением договора. Таким образом, отправка рассматриваемого смс-сообщения с абонентского устройства с телефонным номером +7-967-640-00-13 не осуществлялась.
Кроме того, ОАО "Вымпелком" в пояснениях указало, что в настоящее время при использовании сервиса коротких сообщений существует возможность отправки смс-сообщений абоненту с применением так называемого "динамического имени отправителя". "Динамическое имя отправителя" при отправке смс-сообщения предоставляет возможность в качестве номера отправителя указывать любую комбинацию букв, цифр, в т.ч. и телефонные номера.
ООО "Лидер-Я" предоставило пояснения (вх. N 11284 от 11.11.2015), в которых указано, что ООО "Лидер-Я" не осуществляло данной смс-рассылки, не привлекало для целей осуществления рассылки третьих лиц, не заключало соответствующих договоров ни с операторами связи, ни с какими-либо иными лицами, не производило оплату таких услуг.
ОАО "Мегафон", являющееся оператором абонента, на номер которого поступило рассматриваемое смс-сообщение, в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 10935 от 08.09.2014) указало, что 23 ноября 2013 г. в 18 часов 55 минут оборудованием ОАО "Мегафон" зафиксировано отправление на абонентский номер <_> смс-сообщения от отправителя "+7-967-640-00-13" через смс-центр +7-902-370-85-80.
Согласно данным, опубликованным на сайте Россвязи по адресу http://www.rossvyaz.ru/activity/num_resurs/registerNum/ нумерация +7-902-370-85-80 принадлежит оператору Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем, регион Самарская область (ОАО "СМАРТС").
ОАО "СМАРТС" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 11791 от 01.10.2014) сообщило, что рассматриваемое смс-сообщение отправлено ООО "СЗК Инфосвязь". С данной организацией ОАО "СМАРТС" заключен договор N 57-13 от 25.03.2013 г., согласно которого ОАО "СМАРТС" является исполнителем, а ООО "СЗК Инфосвязь" выступает заказчиком. В рамках предоставления услуг по данному договору ОАО "СМАРТС" организовывает партнеру доступ к оборудованию смс-центра по smpp-протоколу, далее информационную смс-рассылку осуществляет заказчик ООО "СЗК Инфосвязь" с помощью своего программного комплекса по собственной абонентской базе. Копия указанного договора представлена в материалы дела.
ООО "СЗК Инфосвязь" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 14021 от 21.11.2014) сообщило, что данная компания провела расследование по факту отправки смс-сообщения, в результате чего установлено, что смс-сообщение отправлено ИП <_> ООО "СЗК Инфосвязь" предоставляет возможность ИП <_> формировать и отправлять смс-сообщения посредством "Платформы Stream Telecom" на основании договора N 3261/13 СМС от 11.10.2013 г. об оказании услуг. В рамках заключенного договора исполнитель ООО "СЗК Инфосвязь" предоставляет заказчику ИП <_> доступ к личному кабинету пользователя, позволяющий заказчику ИП <_> самостоятельно выбирать объем, содержание (состав) и виды услуг, которыми он пользуется по договору. ООО "СЗК Инфосвязь" позволяет заказчику ИП <_> технически формировать сообщения абонентам заказчика ИП <_> В пункте 7.4 данного договора указано, что исполнитель ООО "СЗК Инфосвязь" не несет ответственности за содержание смс-сообщений, рассылаемых заказчиком ИП <_> с использованием системы.
Копия указанного договора представлена в материалы дела.
Согласно пункта 1.1 данного договора исполнитель ООО "СЗК Инфосвязь" оказывает за плату заказчику ИП <_> услуги по обеспечению доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование, доставку и подтверждение о доставке смс-сообщений в течение определенного периода.
В пункте 2 Правил предоставления услуг, являющихся приложением N 1 к договору N 3261/13 СМС от 11.10.2013 г. (далее - Правила), указано, что при регистрации заказчик ИП <_> получает персональные логин и пароль, позволяющие получить доступ к защищенной области сайта исполнителя ООО "СЗК Инфосвязь". Исполнитель имеет право предоставить заказчику возможность регистрации своих абонентов на сайте исполнителя. Заказчик ИП <_> регистрирует личный кабинет, расположенный на платформе Stream Telecom, находящийся по адресу: http://web.szk-info.ru.
В пункте 3 Правил указано, что исполнитель ООО "СЗК Инфосвязь" предоставляет оплаченные заказчиком ИП <_> услуги доступа к программному приложению, обеспечивающему формирование и доставку смс сообщений.
Таким образом, на основании материалов дела рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_>
Следовательно, ИП <_> как рекламодатель рассматриваемой рекламы несет ответственность за нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Новый телефон для МАКСИМального дозвона 646666 Ваше такси", поступившую 23.11.2013 в 18.55 от отправителя "+7-967-640-00-13" через смс-центр +7-902-370-85-80 на номер <_> поскольку в данном случае нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "16" декабря 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. Ф. Завьялов
Члены Комиссии: Л. Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкина
М. Б. Ивнева
ИП <_>
N 12610/04-01 от 16.12.2015
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/46-14
02 декабря 2015 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М. Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Ивнева М. Б.,
на основании своего решения от "02" декабря 2015 г. по делу N 04-01/46-14 о признании ненадлежащей рекламы услуг такси, способной ввести в заблуждение относительно лица, оказывающего эти услуги, поскольку тем самым нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 4, 30, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> адрес места нахождения: <_> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы услуг такси, способной ввести в заблуждение относительно лица, оказывающего эти услуги,: "Новый телефон для МАКСИМального дозвона 646666 Ваше такси", поступившей 23.11.2013 в 18.55 от отправителя "+7-967-640-00-13" через смс-центр +7-902-370-85-80 на номер <_>
2. ИП <_> адрес места нахождения: <_> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 декабря 2015 г.
В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. Ф. Завьялов
Члены Комиссии Л. Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкина
М. Б. Ивнев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 декабря 2015 г. N 04-01/46-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016