Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
(опубликовано 6 апреля 2009 г.)
Руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствии представителей Собрания представителей и Администрации.
На заседании Комиссии Некоммерческим партнерством "Союз Пензенских строителей" (далее - Партнерство) представлено письменное ходатайство об участии директора Партнерства на заседании Комиссии для защиты прав и законных интересов членов Партнерства. В целях полного и всестороннего рассмотрения дела, руководствуясь частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о привлечении к участию в рассмотрении дела Партнерства в качестве заинтересованного лица.
Представитель ЗАО фирма "Агромеханизатор" пояснил, что между обществом и Администрацией имеется договор аренды от 03.07.2006 N 241 земельного участка сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендная плата за земельный участок составляет 133 000 рублей в год. Постановлением Правительства Пензенской области от 03.07.2008 года данный земельный участок переведен в категорию земель промышленного назначения, что позволяет использовать участок для разработки нового песчаного карьера. В связи с изменением категории земельного участка Администрацией в адрес общества направлено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым размер арендной платы в год составит 2 186 370 рублей. При расчете арендной платы Администрация применила коэффициент, учитывающий вид использования земель и категорию арендатора, равный 510. Коэффициент утвержден Решением Собрания представителей от 07.05.2008 N 380-32/1. Арендная плата за земельный участок с применением данного коэффициента приведет к убыточности предприятия. Дополнительное соглашение к договору аренды ЗАО фирма "Агромеханизатор" до настоящего времени не подписано, что не позволяет обществу приступить к разработке песчаного карьера.
Представитель Партнерства заявил, что стоимость 1м3 строительного песка в Пензенской области составляет до 100 рублей. Принятый Собранием представителей коэффициент 510 явно завышен, так как формируемая им высокая арендная плата приведёт к убыточности деятельности предприятий, осуществляющих на территории Пензенского района разработку и добычу песка для строительства. Важен принцип формирования коэффициента, он должен быть экономически обоснованным и создавать для деятельности условия, сопоставимые со сложившимися на территории области. Кроме того, во время экономического кризиса строительные работы в городе Пензе и по области сократились, спрос на строительный песок упал, поэтому применение данного коэффициента для расчета арендной платы в настоящих условиях недопустимо. Выразил мнение, что Собранию представителей необходимо пересмотреть вышеуказанный коэффициент и принять экономически обоснованный.
Изучив материалы дела, и заслушав представителей ЗАО фирма "Агромеханизатор" и Партнерства, Комиссия пришла к следующему выводу.
Постановлением Главы администрации Пензенского района от 26.06.2006 N 384 из фонда перераспределения земель Пензенского района ЗАО фирма "Агромеханизатор" предоставлен земельный участок площадью 2,0 га, расположенный в границах Саловского сельсовета, для ведения сельскохозяйственного производства.
Во исполнение указанного Постановления между "арендодателем" - Администрацией и ЗАО фирма "Агромеханизатор" заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 03.07.2006 N 241, согласно которому общество принимает в пользование на условиях аренды данный земельный участок с арендной платой 133 000 рублей в год.
Постановлением Правительства Пензенской области от 03.07.2008 N 409-пП данный земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" переведен в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения".
Администрацией в адрес ЗАО фирма "Агромеханизатор" направлен проект Дополнительного соглашения к договору аренды от 03.07.2006 N 241. Согласно пункту 2.1. данного соглашения арендная плата за вышеуказанный земельный участок в год составит 2 186 370 рублей. Как следует из Приложения N 1 к проекту, при расчете арендной платы Администрацией применяется коэффициент, учитывающий виды использования земель, равный 510.
Коэффициент 510, для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разработке и добыче общераспространенных полезных ископаемых, учитывающий виды использования земель при расчете арендной платы, утверждён Решением Собрания представителей Пензенского района от 07.05.2008 N 380-32/1 в Приложении N 1.
Согласно расчётам ЗАО фирма "Агромеханизатор" арендная плата за земельный участок с применением данного коэффициента приведет к убыточности предприятия. В связи с чем, в настоящее время ЗАО фирма "Агромеханизатор" считает невозможным изменить условия договора аренды указанного земельного участка с Администрацией Пензенского района для осуществления разработки песчаного карьера.
Так, из представленного ЗАО фирма "Агромеханизатор" планово-экономического расчета на 2009 год, с учетом увеличения арендной платы за земельный участок, следует, что планируемый объем добычи и реализации строительного песка в 2009 году должен составить 38320 м3 или 40 % от уровня 2008 года. Уменьшение объема связано с сокращением строительных работ.
В результате реализация составит 3247760 руб., стоимость 1 м3 - 84,75 руб. Затраты на добычу данного объема составят 4724156 руб. Из них:
Арендная плата - 2 186 370 руб. (за год);
Налог на добычу - 178 610 руб.;
Прочие затраты - 2 359 176 руб.;
Убыток - 1 476 536 руб.
Для сравнения в 2008 году годовая производительность предприятия по добыче полезного ископаемого на аналогичном по площади участке составила 95800 куб. метров. Реализация составила 7251700 рублей. Стоимость 1 м3 - 75,1 руб. Затраты на добычу данного объема составили 6381500 рублей. Из них:
Арендная плата - 84 760 руб. (за 9 месяцев с учетом коэффициента, равного 10);
Налог на добычу полезных ископаемых - 398 800 руб.;
Уплачено в бюджет налога на добычу - 404 300 руб.;
Прочие затраты (з/пл, ГСМ, запасные части, вскрышные работы и др.) - 5 895 400 руб.;
Прибыль составила - 870 200 руб.
Данные подтверждены перечнем технико-экономических показателей по добыче песка за 2008 год к территориальному балансу запасов полезных ископаемых, расчетом арендной платы арендуемого участка к договору аренды земельного участка от 20.09.2005 N 182.
Из изложенного следует, что увеличение ставки арендной платы от ставки, действующей в период 2008 года по аналогичному участку, приводит к убыточности деятельности предприятия и устранению его с товарного рынка.
Следовательно, утверждение коэффициента, учитывающего виды использования земель при расчете арендной платы, равного 510, для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разработке и добыче общераспространенных полезных ископаемых, приводит к введению ограничений в отношении осуществления данного вида деятельности и ущемляет их интересы.
Из Приложения N 1, утверждённого Решением Собрания представителей от 07.05.2008 N 380-32/1, следует, что коэффициент 510, для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разработке и добыче общераспространенных полезных ископаемых, значительно превышает коэффициенты хозяйствующих субъектов других видов деятельности.
На запрос антимонопольного управления Собранием представителей и Администрацией не представлено документов, подтверждающих обоснованность принятия вышеуказанного коэффициента.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов, в частности запрещается введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности или производства определённых видов товаров.
Таким образом, Решением, в части утверждения для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разработке и добыче общераспространенных полезных ископаемых коэффициента, учитывающего виды использования земель при расчете арендной платы, равного 510, вводятся ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности, чем может быть ограничена конкуренция и ущемлены их интересы.
Комиссия единогласно пришла к выводу о нарушении Собранием представителей части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Собрание представителей Пензенского района Пензенской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Собранию представителей Пензенского района Пензенской области предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (опубликовано 6 апреля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016