Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 7 апреля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Отменная Л.А. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
Долгачёва Л.В. - начальник отдела контроля антимонопольного
рекламного законодательства и органов власти;
Лукина В.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля
антимонопольного, рекламного законодательства
и органов власти,
рассмотрев дело N 02-38/5р-2009, возбуждённое по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") с участием представителя юридического лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО "Русский продукт" установила:
В ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами требований рекламного законодательства установлено наличие на стене при выходе (входе) из торгового зала рынка "Урожай" (г. Магадан, ул. Дзержинского, 28) и у торгового отдела ООО "Русский продукт", расположенного в торговом зале рынка (место N 114) рекламы алкогольной продукции, распространённой ООО "Русский продукт" (г. Магадан, ул. Портовая, 1).
Управляющая рынком компания ООО "Торговый Дом Агрико" передала во временное пользование торговое место N 114 ООО "Русский продукт" по Договору от 01.02.2008 для организации розничной торговли алкогольной продукцией.
ООО "Русский продукт" рекламируются: водки "Русский размер", "Матрица", "Зелёная марка", "Вальс Бостон", "Кузьмич", "Веда", "Хлебная", "Кедровая" и др., коньяк "Алагири", настойки, вина и шампанское.
Факт распространения ООО "Русский продукт" рекламы указанной алкогольной продукции подтверждается фотографиями на бумажном носителе и в цифровом формате.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация формирует интерес потребителей к рекламируемой алкогольной продукции, предлагаемой к реализации ООО "Русский продукт". Следовательно, такая информация, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе", должна рассматриваться в качестве рекламной.
Кроме того, рекламой товара признается, в том числе, демонстрация в рекламе отдельных элементов его упаковки или средств его индивидуализации, например, товарных знаков, если такая реклама призвана формировать или поддерживать интерес к данному товару и способствовать его реализации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.97 N 1489/97, Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 N 37).
Таким образом, изображение в рекламе ООО "Русский продукт" алкогольной продукции с конкретным указанием фирменных названий водок: "Русский размер", "Матрица", "Зелёная марка", "Вальс Бостон", "Кузьмич", "Веда", "Хлебная", "Кедровая" и др., коньяка - "Алагири", настойки - "Зверобой", а также вин и шампанского является рекламой данной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламе алкогольных напитков, распространённой ООО "Русский продукт такое предупреждение отсутствует.
Таким образом, размещение ООО "Русский продукт" рекламы алкогольной продукции без предупреждения о вреде её чрезмерного употребления указывает на признаки нарушения требований части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21 Закона "О рекламе".
Таким образом, распространенная ООО "Русский продукт" реклама алкогольной продукции при выходе (входе) из торгового зала рынка "Урожай" и у торгового отдела ООО "Русский продукт", расположенного в торговом зале рынка (место N 114) в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", является ненадлежащей, т.к. в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
Директор ООО "Русский продукт" Сокиряка П.А. признал факт распространения обществом ненадлежащей рекламы в торговом зале рынка "Урожай" и сообщил, что приняты меры по устранению нарушения, однако доказательства устранения его предоставлены не были.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространённую ООО "Русский продукт" при выходе из торгового зала рынка "Урожай" (г. Магадан, ул. Дзержинского, 28) и у торгового отдела ООО "Русский продукт", расположенного в торговом зале рынка (место N 114), поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Русский продукт" (юридический адрес: г. Магадан, ул. Портовая, 1) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 7 апреля 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 7 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016