Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 9 декабря 2015 г. N 1-00-2041/77-15
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
ГУП "Московский метрополитен" -
ООО "Нексиа Пачоли" -
рассмотрев жалобу ООО "Нексиа Пачоли" на действия заказчика - ГУП "Московский метрополитен" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП "Московский метрополитен" за 2015 год (реестровый N 31502882237),в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Нексиа Пачоли" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП "Московский метрополитен" за 2015 год (реестровый N 31502882237) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
ГУП "Московский метрополитен" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), устанавливающим общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Однако согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках Закон о закупках не регулирует отношения, в том числе связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно данным Официального сайта извещение и Конкурсная документация размещены 22.10.2015. Дата окончания подачи заявок - 12.11.2015.
В соответствии с пояснениями Заявителя, ООО "Нексиа Пачоли" в составе заявки была представлена информация, подтверждающая исполнение контрактов с меньшим количеством, чем это установлено требованиями Законом о контрактной системе, однако данное обстоятельство не может являться основанием отклонения заявки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 20.11.2015 N 31502882237/2 Конкурсная комиссия, рассмотрев заявки участников, приняла решение об отклонении, в том числе, заявки ООО "Нексиа Пачоли" ввиду не соответствия требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации, а именно:
- представленная в составе заявки на участие в закупке для подтверждения добросовестности участника информация не соответствует требованиям части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе и пункта 3.5.7 Раздела II Конкурсной документации - количество исполненных контрактов меньше требуемого количества;
- образец письменной информации (отчета), предоставленный участником в составе заявки на участие в конкурсе, не соответствует требованиям пункта 2.1. Раздела VI (Техническая часть) Конкурсной документации в части раскрытия необходимых (требуемых) вопросов (разделов) аудиторской проверки.
В рамках заседания Комиссии Заказчик пояснил, что представленная Заявителем информация об исполненных контрактах была оценена в качестве недостоверной информации, ввиду того, что только относительно двух, из пяти представленных контрактов, на сайте присутствует информации о завершении их исполнения.
Комиссия, ознакомившись с представленными документами и сведениями, установила следующее.
Пунктом 8.14 Информационной карты Конкурсной документации установлен перечень документов, необходимых для включения в состав заявки участника.
В соответствии с пунктом 3.5.6 Конкурсной документации если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена договора составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения договора, указанный в пункте 8.24 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" настоящей документации, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с п.3.5.7. настоящего раздела.
Согласно пункту 3.5.7 Конкурсной документации к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить договор.
В соответствии с пунктом 3.5.8 Конкурсной документации информация, предусмотренная п.3.5.7 настоящего раздела, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения исполнителя с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном п.3.5.6 настоящего раздела, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с п.3.5.7. настоящего раздела, договор с таким участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения договора в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения договора, указанный пункте 8.24 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" настоящей документации, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).
Ознакомившись с документами, представленными Заявителем в составе заявки, Комиссия установила, что предложенная ООО "Нексиа Пачоли" цена договора составляет 4 956 000,00 руб., что в свою очередь более чем на двадцать пять процентов ниже начальной (максимальной) цены договора.
Во исполнение требований пунктов 3.5.7, 3.5.8 Конкурсной документации Заявителем в составе заявки представлена информация, подтверждающая добросовестность участника, а именно сведения о заключенных ранее контрактах с заказчиками, содержащиеся в реестре контрактов. Заявителем представлена информация, в виде распечатки с Официального сайта, о пяти контрактах, в отношении одного из контрактов указана информация о завершении исполнения, относительно остальных контрактов указана информация об исполнении контрактов. распечатка с Официального сайте.
Между тем, Комиссия отмечает, что предоставление в составе заявке данной информации не может быть признано в качестве недостоверной информации, ввиду того, что недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
ООО "Нексиа Пачоли" в составе заявки были достоверные сведения относительно контрактов и статусе их исполнения, заключенных ранее данным лицом. В связи с чем, доводы Заказчика о недостоверности сведений, представленных Заявителем во исполнение требований пунктов 3.5.7, 3.5.8 Конкурсной документации, подлежат отклонению.
Согласно частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Закона о контрактной системе в случае проведения конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Вышеуказанные положения продублированы также в Конкурсной документации.
Данные нормы позволяют сделать вывод о том, что в случае если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о неправомерности отклонения заявки Заявителя, ввиду отсутствия в заявке участника недостоверных сведений.
Одновременно, Комиссия установила, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 8.14 Информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника конкурса в отношении предмета закупки в соответствии с Приложением N 1 к Заявке на участие в конкурсе "Описание предлагаемого качества услуг и образец предоставления письменной информации по результатам исполнения договора на оказание услуг аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП "Московский метрополитен" за 2015 г.
В соответствии с приложением N 1 к Заявке на участие в конкурсе участникам необходимо приложить описание предлагаемого качества услуг и образец предоставления письменной информации по результатам исполнения договора на оказание услуг аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями, установленными Технической частью конкурсной документации.
Проведя документальный анализ заявки Заявителя, а именно письменных пояснений в отношении предмета закупки, установила, что данные пояснения не соответствуют требованиям Технического задания Конкурсной документации. В частности, письменные пояснения в отношении предмета закупки не содержат анализ отдельных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, в части анализа показателей рентабельности за отчетный и предшествующий отчетному периоды, анализа показателей финансовой устойчивости за отчетный и предшествующий отчетному периоды, анализа изменения стоимости чистых активов производится за отчетный и предшествующий отчетному периоды.
При этом, данное обстоятельство Заявителем в рамках заседания Комиссии не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 5.2.4 Конкурсной документации Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Учитывая факт неисполнения Заявителем требования подпункта 9 пункта 8.14 Информационной карты Конкурсной документации, Комиссия пришла к выводу о правомерности отклонения заявки Заявителя.
Исходя их вышеизложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного неправомерного отказа в допуске к участию в Конкурсе ввиду непредставленния в составе заявки на участие подтверждения добросовестности участника информация, в остальной части необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 3.5.7, 3.5.8 Конкурсной документации, части 4 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на итоги Конкурса.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 декабря 2015 г. N 1-00-2041/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016