Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 14 апреля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01.04.2009 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Шалимов П.А., заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
члены Комиссии: Андрюшкова И.А., главный специалист-эксперт отдела АЗР;
Жукова И.И., ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н.В., специалист-эксперт отдела АЗР;
рассмотрев дело N 1-Р-09 в отношении общества с ограниченной ответственностью "МедиаФорма" по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закона "О рекламе"), выразившегося в отсутствии предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции при распространении рекламы алкогольной продукции "Шушенская марка" в газете "Шанс" N 4 от 29 января - 4 февраля 2009 года.
в отсутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "МедиаФорма" (в сопроводительном письме и письменном пояснении от 23 марта 2009 года (вх. N 632 от 24.03.2009) указана просьба рассмотреть дело в отсутствии уполномоченных представителей, в том числе и директора ООО "МедиаФорма") установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при проверке печатных СМИ в газете "Шанс" N 4 от 29 января - 4 февраля 2009 года на стр. 10 было опубликована статья "Компания "Шушенская марка" признана "Лучшим работодателем России - 2008" с рекламой алкогольной продукции в виде изображения товарного знака "Шушенская марка" в верхней части страницы, а также текстового сопровождения, указывающего на конкретную продукцию премиум водка "DIXON".
Хакасским УФАС России было возбуждено производство по делу по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении рекламораспространителя ООО "МедиаФорма" выразившегося в отсутствии предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции при распространении рекламы алкогольной продукции "Шушенская марка" в газете "Шанс" N 4 от 29 января - 4 февраля 2009 года на стр. 10, путем размещения товарного знака, зарегистрированного Роспатентом по классу 33 МКТУ - вина, водка, ликеры (справка из Гос. реестра товарных знаков).
В письменном пояснении от 23 марта 2009 года (вх. N 632 от 24.03.2009) ООО "МедиаФорма" отмечает, что указанная публикация не имеет основной целью продвижение товара на рынке. Это справочно-аналитический информационный материал, информирующий читателя о премировании компании "Шушенская Марка" в рамках проекта "Лидеры экономики России" премией "Лучший работодатель России 2008". размещенная в газете "Шанс" информация не является информацией нарушающей нормы рекламного законодательства.
Исследовав материалы дела, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон "О рекламе") при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Учитывая правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в пункте 15 Информационного письма от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.
В вышеназванной статье в верхней части страницы 10 размещено изображение товарного знака "Шушенская марка", зарегистрированного Роспатентом по классу 33 МКТУ - вина, водка, ликеры (справка из Гос. реестра товарных знаков).
Однако в содержании вышеназванной рекламы алкогольной продукции "Шушенская марка" при размещении товарного знака, как указано в тексте - "такого популярного бренда, как "Шушенская марка" и премиум водка "DIXON", отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, следовательно, нарушены требования части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
В силу части 7 статьи 38 Закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований установленных частью 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона "О рекламе").
Лицом, осуществляющим распространение рекламы является юридическое лицо ООО "МедиаФорма".
В соответствии с пунктами 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела. Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В статье "Компания "Шушенская марка" признана "Лучшим работодателем России - 2008" подчеркнуто, что "Шушенской марке" удалось сохранить за собой лидерство на краевом алкогольном рынке.
Кроме того, упоминание в вышеназванной статье о конкретной продукции - премиум водка "DIXON", которая представлена на прилавках Омска, Томска, Читы, Кемерова, Иркутска, Новокузнецка, Барнаула, Улан-Удэ, Новосибирска, Владивостока, Хабаровска и Якутска_ Пятый год подряд самая продаваемая продукция в Красноярском крае - продукция ООО "Шушенская марка" (за 2008 год предприятию принадлежит 20% водочного рынка края).
Таким образом, данная статья вызывает интерес именно к алкогольной продукции ООО "Шушенская марка".
Понятие "реклама" приведено в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке в данном случае к алкогольной продукции.
Комиссия Хакасского УФАС России считает, что данная статья с размещенным товарным знаком и текстовым сопровождением - "невозможно представить себе современный алкогольный рынок России и края без такого популярного бренда, как "Шушенская марка" содержит элементы рекламы именно алкогольной продукции.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу алкогольной продукции распространенную обществом с ограниченной ответственностью "МедиаФорма", в газете "Шанс" N 4 от 29 января - 4 февраля 2009 года на стр. 10 с изображением товарного знака "Шушенская марка" в верхней части страницы, а также текстового сопровождения, указывающего на конкретную алкогольную продукцию премиум водка "DIXON", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "МедиаФорма" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14.04.2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии П.А. Шалимов
Члены комиссии: И.А. Андрюшкова
И.И. Жукова
Н.В. Лесниченко
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
14 апреля 2009 года г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Шалимов П.А., заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
члены Комиссии: Андрюшкова И.А., главный специалист-эксперт отдела АЗР;
Жукова И.И., ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н.В., специалист-эксперт отдела АЗР;
на основании своего решения от 14 апреля 2009 года по делу N 1-Р-09 о признании ненадлежащей распространенную ООО "МедиаФорма" в газете "Шанс" N 4 от 29 января - 4 февраля 2009 года на стр. 10 рекламу алкогольной продукции, с изображением товарного знака "Шушенская марка" в верхней части страницы, а также текстового сопровождения, указывающего на конкретную алкогольную продукцию премиум водка "DIXON", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "МедиаФорма" (ул. Тельмана, д 143, кв. 94, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017) немедленно прекратить нарушение части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего при каждом распространении в газете "Шанс" рекламы алкогольной продукции размещать предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, при этом площадь такого предупреждения должна быть не менее чем 10 % от рекламной площади.
2. ООО "МедиаФорма" представить в Хакасское УФАС России письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания после первого опубликования в газете "Шанс" рекламы алкогольной продукции.
Согласно статье 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд РХ в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии П. А. Шалимов
Члены комиссии: И.А. Андрюшкова
И.И. Жукова
Н.В. Лесниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016