Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 15 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_> руководитель управления;
члены Комиссии:
<_> начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N 4-05/85 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя <_> по факту распространения рекламы продажи товаров дистанционным способом, в присутствии ИП <_>, установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе Хабаровским УФАС России 08 сентября 2015 г. отслежены рекламные листовки следующего содержания: Вверху "Приглашаем Вас в специализированный магазин разливного пива! Доставка по городу бесплатно! Тел. 62-86-22. Внизу Открылся специализированный разливного пива по адресу: г. Хабаровск, ул. Лермонтова, 3. Мы рады видеть Вас с 10.00 до 23.00. Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью!".
Листовки распространены методом прямой адресной рассылки - путем вложения в почтовые ящики домов по адресам: г. Хабаровск, ул. Лермонтова, д. 11 и ул. Лермонтова, д. 15.
Информация о доставке сопровождается фотоизображением схемы проезда к магазину разливного пива на ул. Лермонтова, 3.
Реклама направлена на привлечение внимания потребителей к пиву, которое можно приобрести как по указанному в рекламе адресу, так и по телефону доставки, то есть дистанционным способом.
Определение дистанционного способа продажи товара содержится в пункте 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила) продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (N 218-ФЗ) пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции относится к алкогольной продукции.
В пункте 5 Правил установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, законное приобретение алкогольной продукции посредством заказа дистанционным способом (по телефону или иным подобным образом) невозможно, так как договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом является ничтожным.
На основании пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте или цене товара, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, является недостоверной.
Следовательно, реклама, содержащая информацию о возможности приобретения алкогольной продукции дистанционным способом, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем, в интересах которого распространяется реклама, является индивидуальный предприниматель <_>
В ходе рассмотрения дела ИП <_>признал допущенные нарушения Федерального закона "О рекламе, объяснив их незнанием о запрете продажи пива дистанционным способом.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Приглашаем Вас в специализированный магазин разливного пива! Доставка по городу бесплатно!" распространенную ИП <_> в виде рекламных листовок в подъездах домов по ул. Лермонтова 11, 15, поскольку в ней нарушены требования требований пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016