Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
N 03-21/39-2015 (опубликовано 14 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена: "27" ноября 2015 года
Полный текст решения изготовлен: "30" ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии;
член Комиссии;
член Комиссии,
рассмотрев дело N 03-21/39-2015, возбужденное по факту нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии:
главного редактора Газеты,
в отсутствии заинтересованного лица, индивидуального предпринимателя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела, установила:
В ходе мониторинга средств массовой информации Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) была выявлена реклама, содержащая признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в информационном общественно-политическом издании Оршанского района Республики Марий Эл:
Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из анализа текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступает магазин и товары, реализуемые в данном магазине.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно статьи 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Информационное общественно-политическое издание Оршанского района Республики Марий Эл в соответствии с данными Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл является информационным изданием (реклама составляет не более 40%).
Таким образом, размещение рекламы в информационном общественно-политическом издании Оршанского района Республики Марий Эл должно сопровождаться пометками "реклама" или на "правах рекламы".
Комиссией Марийского УФАС России установлено и материалами дела подтверждается, что рассматриваемая рекламе не содержит отметок "реклама" или "на правах рекламы".
Из письменных и устных пояснений Газеты следует, что отсутствие необходимых отметок произошло в связи с технической ошибкой при верстке газеты.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит нарушения требований статьи 16 Закона о рекламе, что влечет признание рекламы ненадлежащей.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно статье 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124 - 1 "О средствах массовой информации" редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации Оршанского муниципального района 30.11.2011 N653, газета является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из материалов дела следует, что заявка индивидуального предпринимателя на размещение рекламной информации была направлена на электронную почту редакции Газеты. Договор в письменной форме между Газетой и предпринимателем не заключался.
В материалах дела N 03-21/39-2015 имеются копия платежного поручения, копия акта об оказании услуг, подтверждающие фактическое заключение и исполнение договора.
В письменных пояснениях Индивидуальный предприниматель указал, что заявка на размещение рекламно-информационного материала с прикрепленным макетом была направлена на адрес электронной почты Газеты. Указанный рекламный макет был изготовлен маркетологом индивидуального предпринимателя.
Таким образом, рекламодателем и рекламопроизводителем спорной рекламы является индивидуальный предприниматель, рекламораспространителем - Газета.
На основании вышеуказанных документов и письменных пояснений Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что рекламодателем и рекламопроизводителем вышеуказанной рекламной информации является индивидуальный предприниматель, рекламораспространителем - Газета, поскольку именно оно осуществило распространение данной рекламной информации.
Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований статьи 16 указанного закона несет рекламораспространитель, в данном случае, Газета.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе со стороны Газета.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу магазина, размещенную в информационном общественно-политическом издании Оршанского района Республики Марий Эл, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать муниципальному автономному учреждению Газета предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл N 03-21/39-2015 (опубликовано 14 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016