Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 14 апреля 2009 г. N 08-01-91
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления - начальник отдела
государственного заказа, председатель Комиссии;
Студеникин Д.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа,
член Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член
Комиссии;
в присутствии представителей:
подателя жалобы - ЗАО "Каргатский райтоп" <_> (по доверенности);
заказчика - ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" <_> (главный врач);
участника размещения заказа - ООО "Автотитан" <_> (директор); <_> (без доверенности),
рассмотрев жалобу ЗАО "Каргатский райтоп" на действия государственного заказчика - ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" при проведении запроса котировок на закупку твёрдого топлива для котельной, установила
В Новосибирское УФАС России обратилось ЗАО "Каргатский райтоп" с жалобой на действия государственного заказчика - ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" при проведении запроса котировок на закупку твёрдого топлива для котельной. Начальная (максимальная) цена контракта 500000 рублей.
ЗАО "Каргатский райтоп" обжалует то, что на официальном сайте не размещен проект государственного контракта, сокращены сроки подачи заявок на участие в данном запросе котировок, таким образом нарушен п.10 ст.43 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ N94-ФЗ), в извещении о проведении запроса котировок не указан срок поставки товара, в извещении не указан срок подписания победителем запроса котировок государственного контракта, таким образом, нарушено положение ч.7.1 ст.47 ФЗ N94-ФЗ, нарушен срок размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, в информации, размещенной на официальном сайте и в извещении о проведении данного запроса котировок имеются разночтения, а именно, в указании срока подписания победителем государственного контракта.
На жалобу ЗАО "Каргатский райтоп" поступило возражение от ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский", в котором указано следующее.
Проект государственного контракта не размещен на официальном сайте. Котировочные заявки принимались с 25.03.2009 г. по 02.04.2009 г. включительно, таким образом срок подачи заявок на участие в запросе котировок не нарушен. В п.9 извещения о проведении запроса котировок определен срок и условия оплаты товара, срок поставки товара указан в п.5 извещения. В п.10 извещения указан срок подписания государственного контракта. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок N38 от 03.04.2009 был размещен на официальном сайте с нарушением сроков, установленных ФЗ N 94-ФЗ, по техническим причинам, ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" признает, что нарушена ч.4 ст. 47 ФЗ N94-ФЗ.
Изучив представленные материалы и выслушав доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
На официальном сайте www.oblzakaz.nso.ru не размещен проект государственного контракта, что является нарушением ч.1 ст.45 ФЗ N 94-ФЗ, согласно которой заказчик, обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. Следовательно, довод жалобы ЗАО "Каргатский райтоп" о том, что на официальном сайте не размещён проект государственного контракта, обоснован.
Согласно ч.4 ст.47 ФЗ N 94-ФЗ протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок в день его подписания размещается на официальном сайте. В нарушение вышеуказанного требования протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок N38 от 03.04.2009 г. размещён на официальном сайте 07.04.2009 г. На заседании комиссии Новосибирского УФАС России представитель ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" пояснил, что данный протокол не был размещен на официальном сайте в силу сбоев в доступе к сети "Интернет". Следовательно, довод ЗАО "Каргатский райтоп" о том, что на официальном сайте не размещён протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, обоснован.
Согласно ч.1 ст.45 ФЗ N 94-ФЗ заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. Таким образом, в данном случае срок подачи котировочных заявок не может быть менее семи дней. Согласно извещению о проведении данного запроса котировок, а так же информации с официального сайта дата начала подачи заявок на участие в запросе котировок - 25.03.2009 г., дата окончания подачи котировочных заявок - 02.04.2009 г. Таким образом, государственным заказчиком не нарушен установленный вышеуказанным положением ФЗ N 94-ФЗ срок подачи заявок на участие в запросе котировок. Следовательно, довод ЗАО "Каргатский райтоп" о том, что заказчиком сокращены сроки подачи заявок на участие в данном запросе котировок, не обоснован.
В соответствии со ст.191 Гражданского Кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно извещению о проведении данного запроса котировок, а так же согласно информации с официального сайта срок (периоды) поставки товара - 2 квартал 2009 г., таким образом, победитель в проведении запроса котировок должен поставить товар до 30.06.2009 г. Следовательно, довод ЗАО "Каргатский райтоп" о том, что в извещении о проведении запроса котировок не указан срок поставки товара, не обоснован.
В извещении о проведении данного запроса котировок указано, что государственный контракт не может быть заключен ранее чем через двадцать дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Таким образом, в извещении о проведении запроса котировок указан срок подписания победителем запроса котировок государственного контракта. Однако, указанное извещение о проведении запроса котировок не содержит минимальный срок в течении которого не может быть заключён государственный контракт. В то же время, согласно информации с официального сайта государственный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола. Таким образом, государственным заказчиком нарушена ч.7.1 ст. 47 ФЗ N 94-ФЗ согласно которой государственный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола. Следовательно, довод ЗАО "Каргатский райтоп" о том, что в извещении не указан срок подписания победителем запроса котировок государственного контракта, таким образом нарушено положение ч.7.1 ст.47 ФЗ N94-ФЗ, частично обоснован.
На основании вышеизложенного Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать довод жалобы ЗАО "Каргатский райтоп" о том, что в информации, размещенной на официальном сайте и в извещении о проведении данного запроса котировок имеются разночтения, а именно, в указании срока подписания победителем государственного контракта, обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ЗАО "Каргатский райтоп" на действия государственного заказчика - ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" при проведении запроса котировок на закупку твёрдого топлива для котельной, частично обоснованной.
Кроме того, в результате проведённой на основании ч.5 ст.17 ФЗ N 94-ФЗ внеплановой проверки Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что комиссией по размещению заказов ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" при размещении данного заказа допущены следующие нарушения законодательства РФ о размещении заказов.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" пояснил, что заявка ЗАО "Каргатский райтоп" на участие на участие в данном запросе котировок поступила по электронной почте в электронном виде, без электронной цифровой подписи.
В соответствии с ч.2 ст.42 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ N 94-ФЗ) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно п.3 ст.43 ФЗ N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать ряд сведений, включая форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В силу ч.2 ст.46 ФЗ N 94-ФЗ котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Таким образом, ФЗ N 94-ФЗ предусматривает две возможные формы подачи участником размещения заказа котировочной заявки и не определяет право заказчика по своему усмотрению ограничить подачу участником размещения заказа заявки в определенной (одной) форме.
С учетом нормы ч.6 ст.7 ФЗ N 94-ФЗ речь идет о подаче в информационной системе общего пользования заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Подписание заявок на участие в запросе котировок, подаваемых в форме электронных документов, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ означает, что такие заявки подписаны электронной цифровой подписью.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее ФЗ N 1-ФЗ), электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Таким образом, применение ЭЦП при подаче заявки в форме электронного документа является обязательным.
Как установлено ч.3, 4 ст.11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях о защите информации" от 27.07.2009 г. электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
До настоящего момента действующим законодательством предусмотрен только один аналог собственноручной подписи, используемый для подписания электронного документа - электронная цифровая подпись.
В ст.3 ФЗ N 1-ФЗ установлено, что под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить искажения информации в электронном документе.
В данном случае установлено, что направленная в адрес ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" котировочная заявка ЗАО "Каргатский райтоп" по электронной почте не соответствовала требованиям, утвержденным для электронного документа, а именно: отсутствовал аналог собственноручной подписи - электронная цифровая подпись. Следовательно, такое электронное сообщение исключало возможность идентифицировать направленную по электронной почте заявку как документ, поступивший именно от участника размещения заказа и имеющий юридическую силу. По факту поступления ненадлежащего документа в адрес лица, объявившего проведение запроса котировок, у последнего не возникает обязанность по принятию его к рассмотрению. Кроме того, такой документ должен быть воспринят как ни к чему не обязывающая информация. Наличие в котировочной заявке изображения печати организации и подписи должностного лица, полученных путем сканирования оригинала документа, свидетельствует лишь о направлении незаверенной копии документа (без юридически значимых последствий), что подтверждается практикой арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление NА56-11695/2008 от 18.12.2008 г.).
На основании вышеизложенного, в случае регистрации таких заявок на участие в запросе котировок, комиссия по размещению заказов ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" была обязана руководствоваться ч.3 ст.47 ФЗ N 94-ФЗ, согласно которой котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" пояснил, что на момент рассмотрения и оценки котировочных заявок - 03.04.2009 г., в состав комиссии по размещению заказов ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" не было включено ни одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Как указано в ч.2 ст.7 ФЗ N 94-ФЗ заказчиком до размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии. В то же время, согласно ч.20 ст.65 ФЗ N 94-ФЗ с 1 января 2009 года в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, на момент рассмотрения и оценки котировочных заявок комиссия ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" была неправомочна осуществлять свои функции.
Руководствуясь ч.6 ст.60, ч.5, ч.9 ст. 17, Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила
Выдать государственному заказчику - ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" и комиссии по размещению заказов при данном заказчике предписание о прекращении нарушения законодательства о размещении заказов с требованием отменить результаты проведения данного запроса котировок, прекратить размещение данного заказа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Д.Е. Студеникин
С.Н. Растворцев
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-91
о прекращении нарушения законодательства о размещении заказов
"14" апреля 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления - начальник отдела
государственного заказа, председатель Комиссии;
Студеникин Д.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа,
член Комиссии;
Растворцев С.Н. - специалист-эксперт отдела государственного заказа, член
Комиссии;
на основании своего решения N08-01-91 от 14.04.2009 г. по жалобе ЗАО "Каргатский райтоп" на действия государственного заказчика - ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" при проведении запроса котировок на закупку твёрдого топлива для котельной, предписывает
Комиссии по размещению заказов ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" устранить нарушения Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ N94-ФЗ), а именно:
1. Отменить решение комиссии по размещению заказов ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский", зафиксированное в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок N38 от 03.04.2009 г.
2. Прекратить допускать до участия в запросе котировок заявки участников размещения заказа не соответствующие положению ч.2 ст.46 ФЗ N 94-ФЗ.
Государственному заказчику - ГБУ Новосибирской области "Санаторий "Доволенский" устранить нарушение ФЗ N94-ФЗ, а именно:
1. Размещать на официальном сайте информацию и документы в соответствии с положением ч.1 ст.45 ФЗ N94-ФЗ.
2. Размещать протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок в срок, установленный ч.4 ст.47 ФЗ N 94-ФЗ.
3. Указывать в извещении о проведении запроса котировок срок заключения контракта в соответствии с положением ч.7.1 ст. 47 ФЗ N 94-ФЗ.
4. Определять состав комиссии по размещению заказов с учётом положения ч.20 ст.65 ФЗ N 94-ФЗ.
5. Прекратить регистрировать заявки участников размещения заказа на участие в запросе котировок не соответствующие положению ч.2 ст.46 ФЗ N 94-ФЗ.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 27.04.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Д.Е. Студеникин
С.Н. Растворцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 апреля 2009 г. N 08-01-91
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016