Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 3 апреля 2009 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в составе:
Председатель комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Ли Я.Х. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Стародубцева И.А., Шашкова Ф.В. - представителей управления сельского хозяйства Сахалинской области, по доверенностям в деле,
рассмотрев обращение управления сельского хозяйства Сахалинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Сахмет" в связи с уклонением от заключения государственного контракта по итогам открытого аукциона на поставку картофелеуборочной техники и оборудования для нужд Сахалинской области, установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области обратилось управление сельского хозяйства Сахалинской области (далее также - Заявитель) с требованием включить в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Сахмет" в связи с уклонением от заключения государственного контракта.
В обоснование своих доводов представитель Заявителя И.А. Стародубцев пояснил следующее.
По итогам проведения вышеуказанного аукциона победителем признано ООО "Сахмет". В срок, предусмотренный для заключения контракта, ООО "Сахмет" представило в адрес заказчика подписанный государственный контракт, а также обеспечение исполнения контракта - договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Однако, из условий указанного договора следует, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не является страховым случаем, и в данном случае ущерб возмещению не подлежит.
Таким образом, ООО "Сахмет" не представило обеспечение исполнения контракта и уклонилось от заключения государственного контракта.
Представитель ООО "Сахмет" на заседание Комиссии не явился, о месте и времени рассмотрения представленных сведений извещен надлежаще.
Директор ООО "Сахмет" А.В. Дрягин представил возражения на обращение, где просил рассмотреть обращение без его присутствия и пояснил, что ООО "Сахмет" не уклонялось от заключения контракта, поскольку неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта является страховым случаем в соответствии с представленным договором страхования ответственности, в связи с чем доводы Заявителя необоснованны. Кроме этого, законодательство о размещении заказов не предусматривает требований, предъявляемых к договору страхования.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, Комиссия Сахалинского УФАС России решила включить ООО "Сахмет" в реестр недобросовестных поставщиков по следующим основаниям.
Государственным заказчиком - управлением сельского хозяйства Сахалинской области был объявлен вышеуказанный открытый аукцион.
Документация об аукционе утверждена начальником управления Т.Н. Прилепской 24.12.2008.
19.01.2009 состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе, поступивших от ООО "Дорстройкомплект" (г. Тверь, ул. Московская, 99), ЗАО "Евротехника" (г. Самара, ул. Куйбышева, 88), ООО "Сахмет" (г. Южно-Сахалинск, Холмское шоссе, 2-34), ООО "Спецтехника" (г. Южно-Сахалинск, ул. Сахалинская, 68-205), ЗАО "Колнаг" (г. Коломна Московской области, Окский пр., 42).
Согласно протоколу N 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 20.01.2009 к участию в аукционе допущены ООО "Дорстройкомплект", ЗАО "Евротехника", ООО "Сахмет", ООО "Спецтехника"; отказано в допуске к участию в аукционе ЗАО "Колнаг".
22.01.2009 состоялся аукцион, победителем которого признано ООО "Сахмет".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления победителем аукциона или участником аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации об аукционе.
В п. 5.3 документации об аукционе заказчиком установлены требования к сроку и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта. Так, в соответствии с указанным пунктом, участник аукциона, с которым заключается государственный контракт, в срок, в течение которого он должен подписать государственный контракт и который указан в аукционной документации, обязан предоставить Заказчику обеспечение исполнения государственного контракта любым по своему выбору способом: в форме безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракта, передачей заказчика в залог денежных средств. Размер обеспечения исполнения государственного контракта составляет не более 30% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
Согласно п. 6.1.1 документации об аукционе государственный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, но не позднее 20 дней.
09.02.2009 победитель аукциона - ООО "Сахмет" - направил заказчику подписанный государственный контракт и обеспечение исполнения контракта - договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом N ОТА/3900/000006 от 03.02.2009 (далее также - договор страхования ответственности), заключенный между ООО "Сахмет" и Страховое ЗАО "Стандарт-Резерв" в лице филиала в г. Южно-Сахалинске.
В соответствии с п. 2.2 указанного договора, страховым случаем по договору является наступление ответственности Страхователя (ООО "Сахмет") за неисполнение или ненадлежащее исполнение им государственного контракта, повлекшее причинение убытков Выгодоприобретателю (управление сельского хозяйства Сахалинской области), при условии предъявления Выгодоприобретателем претензии к Страхователю об ответственности за нарушение государственного контракта в течение срока действия договора и расширенного периода.
Согласно пп. 2.5, 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3 указанного договора, в случае причинения убытков Выгодоприобретателям вследствие неисполнения/ненадлежащего исполнения Страхователем обязательств по контракту, страховой случай считается имевшим место, и наступают обязательства Страховщика (Страховое ЗАО "Стандарт-Резерв") по страховой выплате, если: 1) имеется причинно-следственная связь между неисполнением/ненадлежащим исполнением Страхователем обязательств по контракту и убытками, причиненными Выгодоприобретателю; 2) факт наступления ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, повлекшее причинение убытков Выгодоприобретателю, подтверждается вступившим в законную силу судебным решением или признанием Страхователем в добровольном порядке по письменному согласованию со Страховщиком; 3) в действиях Страхователя отсутствуют признаки умышленных действий, направленных на неисполнение/ненадлежащее исполнение им обязательств по контракту (наличие или отсутствие в действиях Страхователя умысла подтверждается судебным решением, вступившим в законную силу).
Исходя из изложенного следует, что для получения суммы страхового возмещения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Страхователем обязательств по государственному контракту, Выгодоприобретатель должен понести убытки, доказать наличие реально понесенного ущерба, при этом таким доказательством считается вступившее в законную силу решение суда или признание Страхователя по письменному согласованию со Страховщиком, а также вступившим в законную силу решением суда подтвердить отсутствие у Страхователя умышленных действий, направленных на неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по контракту.
Обеспечение исполнения контракта является одним из механизмов для защиты государственных или муниципальных заказчиков от действий недобросовестных поставщиков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
Неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту является невыполнение обязательств по контракту в целом или нарушение существенных условий такого контракта.
Анализ вышеуказанного договора страхования ответственности показал, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Страхователем обязательств по государственному контракту, Выгодоприобретатель обязан доказать понесенный ущерб и понесенные убытки от таких действий Страхователя, однако, в данном случае теряется суть обеспечения исполнения контракта, поскольку, по договору страхования ответственности, страховым случаем должен признаваться сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств участника размещения заказа, с которым заключается государственный контракт.
Таким образом, договор, представленный ООО "Сахмет" как договор страхования ответственности, таковым фактически не является, поскольку не охватывает страховые случаи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из государственного контракта, следовательно, обеспечение исполнение контракта победителем аукциона не представлено.
На основании изложенного и проведя внеплановую проверку размещения вышеуказанного открытого аукциона, Комиссия, руководствуясь ст. 19 Закона о размещении заказов, Положением о ведении реестра, п. 10 приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267, решила:
1. Сведения, представленные управлением сельского хозяйства Сахалинской области в отношении ООО "Сахмет", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Датой включения сведений в отношении ООО "Сахмет" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
Я.Х. Ли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 3 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016