Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
(опубликовано 17 апреля 2009 г.)
резолютивная часть решения оглашена 17.04.2009
решение изготовлено в полном объеме 04.05.2009
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Довгаль Р.Ю. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Марков М.Б. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, |
с участием:
- Шахбазяна К.Г. |
- |
представителя ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" (доверенность от 02.03.2009 N23); |
- Шалухо В.Н. |
- |
представителя ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" (доверенность от 02.03.2009 N31); |
- Черных С.М. |
- |
законного представителя ООО "Микрон" (выписка от 31.03.2006 из протокола N1 общего собрания участников ООО "Микрон"); |
- Гришина А.С. |
- |
представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области (доверенность от 16.12.2008 N43), |
рассмотрев дело N29-ФАС52-ТР-10-03/02-09 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" (603950, город Нижний Новгород, улица Интернациональная, 100) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление открытого акционерного общества "Микрон" (далее - ОАО "Микрон", Заявитель) о наличии в действиях открытого акционерного общества "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" (далее - ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова", Ответчик) признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России принято решение о возбуждении в отношении открытого акционерного общества "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 03.02.2009 N18.
В порядке статьи 42 Федерального закона "О защите конкуренции" к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечены: администрация города Нижнего Новгорода, региональная служба по тарифам Нижегородской области (определение от 24.03.2009 N03/1942).
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в территориальный орган ФАС России, просил признать ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" нарушившим антимонопольное законодательство.
Представители Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не отрицали.
Комиссия, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, пояснения представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области, изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N29-ФАС52-ТР-10-03/02-09, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
ОАО "Микрон" является владельцем помещения, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Интернациональная, дом 100Б, корпус 11 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.04.2007). Указанное помещение находится на четвертом этаже здания, принадлежащего ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова", и имеет с ним общую систему тепло-, водоснабжения и водоотведения.
01.01.2005 между ОАО "Микрон" и ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" заключен договор N17ВК на отпуск воды и прием сточных вод (далее также Договор).
В соответствии с Договором энергоснабжающая организация (ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова") обязуется осуществлять отпуск питьевой воды и прием сточных вод от потребителя (ОАО "Микрон"), а потребитель, в свою очередь, оплачивать указанные услуги (пункт 1.1 Договора).
В пункте 5.2 Договора сторонами установлены тарифы на водопотребление и водоотведение.
Кроме того, ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" представлены калькуляции себестоимости 1 м? услуг водопотребления и водоотведения на 2007, 2008 годы.
В соответствии с указанными калькуляциями тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, применяемые ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" для расчетов с Заявителем, а также с иным хозяйствующим субъектом (ЗАО "КЭНСИ"), состоит из двух составляющих: тариф, утвержденный администрацией города Нижнего Новгорода для ОАО "Нижегородский водоканал", и тариф, рассчитанный ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" самостоятельно.
Доказательством взимания ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" с ОАО "Микрон" платы за оказанные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по тарифам, не утвержденным в установленном действующим законодательством порядке, являются представленные сторонами в материалы дела счета-фактуры и платежные поручения за 2007 - 2008 годы.
Оценивая приведенные фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещено совершение действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссией Нижегородского УФАС России в рамках рассмотрения дела N29-ФАС52-ТР-10-03/02-09 установлено доминирующее положение открытого акционерного общества "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" на рынках услуг централизованного водоснабжения и водоотведения.
К материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства приобщен Аналитический отчет, составленный по результатам анализа и оценки конкурентной среды на соответствующих товарных рынках. Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным одноименным приказом ФАС России от 25.04.2006 N108.
С учетом изложенного действия открытого акционерного общества "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" могут быть предметом рассмотрения и оценки в антимонопольном органе.
2) В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена договора определяется соглашением сторон.
Однако в случаях, предусмотренных законом, подлежат применению цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Перечень услуг организаций коммунального комплекса, в отношении которых государство применяет метод ценового регулирования деятельности, и порядок ценообразования на эти услуги определены Федеральным законом от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 названного Федерального закона ценовому регулированию подлежат, в том числе товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Полномочия по утверждению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод переданы органам регулирования муниципальных образований (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N210-ФЗ).
Установленный комиссией факт отсутствия у ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" на момент принятия решения по настоящему делу утвержденных в предусмотренном порядке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения Ответчиком не оспаривается.
Учитывая приведенные фактические обстоятельства и регулирующие их правовые нормы, комиссия приходит к выводу, что применение ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" при расчетах с ОАО "Микрон" самостоятельно установленных тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Как следствие, действия ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Указанный вывод комиссии нашел подтверждение в письменных и устных пояснениях представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области - органа, осуществляющего функции в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (письмо от 16.04.2009 N516-1015).
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о наличии факта нарушения ОАО "ГЗАС им. А.С. Попова" антимонопольного законодательства путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На основании изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" (603950, город Нижний Новгород, улица Интернациональная, 100) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.
2. Выдать открытому акционерному обществу "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем направления в срок до 20 июля 2009 года в регулирующий орган, уполномоченный в соответствии с действующим законодательством на утверждение (установление) тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, заявления с приложением предусмотренных нормативными правовыми актами документов и информации, необходимых для утверждения тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа пунктом 2.6 части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии: Р.Ю. Довгаль
М.Б. Марков
Предписание
по делу N29-ФАС52-ТР-10-03/02-09
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
17 апреля 2009 года
г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Довгаль Р.Ю. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Марков М.Б. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 04.05.2009 по делу N29-ФАС52-ТР-10-03/02-09 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" (603950, город Нижний Новгород, улица Интернациональная, 100) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.
2. Открытому акционерному обществу "Горьковский завод аппаратуры связи имени А.С. Попова" в срок до 20 июля 2009 года направить в регулирующий орган, уполномоченный в соответствии с действующим законодательством на утверждение (установление) тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, заявление с приложением предусмотренных нормативными правовыми актами документов и информации, необходимых для утверждения тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области не позднее 05 августа 2008 года, направив копию уведомления регулирующего органа об открытии дела об установлении тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (опубликовано 17 апреля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016