Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 20 апреля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Ишбулатов Р.А.;
Члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа Шакирьянова А.А.;
начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Саляхутдинова Р.Ф.;
заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы Хасанова Ф.Ш.;
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа Алексеева Г.А.;
секретарь комиссии - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Акбашева А.Р.
в присутствии представителей:
Министерство здравоохранения РБ - Исхаков Валерий Римович - начальник отдела закупок, ООО "Фрейм"- Прокшин И.В., Шаймарданов Р.Ф. установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Фрейм" (далее-заявитель) вх.N 3338 от 13.04.2009 г. на действия Единой комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при размещении заказа путем открытого конкурса N 8425487 на право заключения государственного контракта на разработку и внедрение программного обеспечения Медицинского приложения проекта "Социальная карта Башкортостана"
По мнению заявителя, отстранение Единой комиссией Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ООО "Фрейм" от участия в конкурсе на стадии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе - является необоснованным. Также в жалобе заявителя отмечено, что уведомление о признании участником конкурса до сих пор не получено.
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов ) и в соответствии с п.3 ст.60 вышеназванного закона принята к рассмотрению.
Возражений в письменном виде на жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от других участников размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, не поступало.
Информация о поступлении жалобы, дате, месте и времени ее рассмотрения была опубликована на официальном сайте.
Министерством здравоохранения РБ в соответствии с уведомлением Башкортостанского УФАС России в установленные сроки для рассмотрения жалобы по существу представлена следующая информация:
-извещение о проведении конкурса;
-конкурсная документация;
-журнал регистрации поступления заявок на участие в открытом конкурсе;
- Копия протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 24.03.2009 г. N 8425487/1;
-Копия протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 31.03.2009 г. N 8425487/2;
-Копия протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 08.04.2009 г. N 8425487/3;
-решение об отстранении от участия в конкурсе;
-уведомления участников размещения заказ;
Аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
-оригиналы заявок поданных участниками.
Министерство здравоохранения РБ представило в адрес Башкортостанского УФАС России N 16-08/285 от 20.04.2009 г. объяснения по сути жалобы с мотивацией действий комиссии при рассмотрении заявок на участие в конкурсе со ссылками на действующее законодательство Российской Федерации.
Изучив и рассмотрев представленные материалы по проведению открытого конкурса, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан установлено следующее.
Министерством здравоохранения Республики Башкортостан проведен открытый конкурс N 8425487 на право заключения государственного контракта на разработку и внедрение программного обеспечения Медицинского приложения проекта "Социальная карта Башкортостана"
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 31.03.2009 г. N 8425487/2 к участию в конкурсе допущено семь участников, в том числе ООО "Фрейм".
Однако, согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 08.04.2009 г. N 8425487/3 в отношении участников размещения заказа: ООО "КОРУС Консалтинг" и ООО "Фрейм", принято решение об отстранении от участия в конкурсе, без указания причин отстранения.
Представителем Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы пояснено следующее: "В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона 94-ФЗ уведомление о признании ООО "Фрейм" участником конкурса направлено письмом N16-08/187 от 31 марта 2008 года. Решение об отстранении было принято в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона 94-ФЗ заказчиком до процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе является "Объем предоставления гарантий качества работ (услуг)". Предложение по данному условию должно быть выражено в процентах от общего объема работ (услуг).
Содержанием критерия "Объем предоставления гарантий качества работ (услуг)" определено "Степень охвата компонентов (а также их частей) разрабатываемого и внедряемого программного обеспечения, на которые распространяются предусмотренные проектом государственного контракта условия гарантийного обслуживания". Единицей измерения значения по данному показателю является процент. По результатам вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения государственного контракта на разработку и внедрение программного обеспечения Медицинского приложения проекта "Социальная карта Башкортостана", отмечено, что двое из семи участников предложили следующие условия исполнения государственного контракта по критерию "Объем предоставления гарантий качества работ (услуг)":
1. ООО "КОРУС Консалтинг" - 120%;
2. ООО "Фрейм" - 383 250%.
Каких либо обоснований данных значений в заявках на участие в конкурсе не представлено. До начала процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в адрес Министерства здравоохранения Республики Башкортостан поступило письмо ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет им.Акмуллы" (N744-02-03 от 6.04.2009 г.) согласно которому значение степени охвата компонентов (а также их частей) разрабатываемого программного обеспечения, на которые распространяются предусмотренные проектом государственного контракта условия гарантийного обслуживания, не может быть более 100%. Таким образом, предложения в заявках на участие в конкурсе данных участников размещения заказа по критерию "Объем предоставления гарантий качества работ (услуг)" являются не соответствующими действительности по определению, то есть недостоверными. В этой связи заказчиком было принято решение об отстранении данных участников размещения заказа".
Также Министерством здравоохранения Республики Башкортостан представлена копия решения "об отстранении участника размещения заказа от участия в конкурсе" подписанное первым заместителем министра З.Я. Муртазиным. Следует отметить, что данное решение не имеет реквизитов, а именно номер решения, дату принятия. Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что данные сведения опубликованы на официальном сайте сети Интернет в составе протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 08.04.2009 г. N 8425487/3, подписанного всеми членами комиссии. Протокол N 8425487/3 от 08.04.2009 г. не содержит обоснования причин отстранения участников конкурса от участия, а также ссылки на положения Закона о размещении заказов, на основании которых принято данное решение.
Согласно п.12 конкурсной документации "Объем и сроки предоставления гарантий качества работ (услуг)" является одним из критериев оценки заявок участников конкурса с весовой долей 75%. Письмо ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет им.Акмуллы" (N744-02-03 от 6.04.2009 г.) не может быть применено в данной ситуации, так как состязательность в таком случае отсутствует и установление критерия оценки "Объем и сроки предоставления гарантий качества работ (услуг)" является не целесообразным, так как у всех участников конкурса значение степени охвата компонентов (а также их частей) разрабатываемого программного обеспечения будет 100%.
Согласно п.5.1. конкурсной документации участник размещения заказа в своем предложении осуществляет описание выполняемых работ (услуг) в организационно-техническом предложении по исполнению государственного контракта по форме согласно приложению N3 конкурсной документации.
Согласно таблице N3 "Объем и сроки предоставления гарантий качества работ (услуг)" приложения N3 к конкурсной документации объем предоставления гарантий качества должен указываться по каждому компоненту (а также их частей) разрабатываемого и внедряемого программного обеспечения, также в последней строке таблицы "Всего" должна указываться сумма объемов предоставления гарантий качества всех компонентов. Кроме того, к последнему столбцу "Объем предоставления гарантий качества, в процентах от общего объема работ (услуг)" идет пояснение, что данная величина устанавливается на основе оценок самого участника размещения заказа. Какие-либо разъяснения по заполнению данной таблицы в конкурсной документации отсутствуют. Таким образом, учитывая, расчет объемов предоставления гарантий качества по каждому компоненту на основе оценок самого участника размещения заказа и суммирование получившихся процентов может получиться сумма более 100%.
Участник размещения заказа ООО "Фрейм" указал объем предоставления гарантий качества на основе своих расценок. Требование представления участниками размещения заказа разъяснений используемых значений при расчете объема предоставления гарантий качества, в процентах от общего объема работ (услуг) в конкурсной документации отсутствует. Что является нарушением п.2 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов, в части отсутствия в конкурсной документации требования к описанию участниками размещения заказа количественных и качественных характеристик оказываемых услуг.
Таким образом, согласно конкурсной документации невозможно определить соответствие предлагаемых участниками конкурса объемов предоставления гарантий качества потребностям заказчика. Требования, связанные с определением соответствия предлагаемого участником размещения заказа объема предоставления гарантий качества потребностям заказчика, в конкурсной документации не установлено.
Таким образом, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан нарушена ч.2 ст.22 Закона о размещении заказов.
Кроме того, согласно п.2 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик. Однако согласно таблице N3 "Объем и сроки предоставления гарантий качества работ (услуг)" приложения N3 к конкурсной документации объем предоставления гарантий качества должен указываться по каждому компоненту (а также их частей) разрабатываемого и внедряемого программного обеспечения. Предметом конкурса является - разработка и внедрение программного обеспечения Медицинского приложения проекта "Социальная карта Башкортостана". Таким образом, исходя из положений ст.22 Закона о размещении заказов, требования заказчика должны устанавливаться к программному обеспечению в целом, как к предмету конкурса, а не к отдельным его частям.
Таким образом, учитывая вышесказанное, Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что исходя из положений конкурсной документации, невозможно определить достоверность либо недостоверность сведений представляемых в заявках на участие в конкурсе. Что подтверждается письмом заказчика в адрес ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет им.Акмуллы", так как заказчик сам изначально не определился с основными требованиями к описанию товара. Кроме того на заседание Комиссии Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов не был представлен запрос Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в адрес ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет им.Акмуллы".
Также данный факт подтверждает, следующее, в таблице "Объем и сроки предоставления гарантий качества работ (услуг)" одного из участников конкурса, по каждому компоненту было предложено 100%, однако строка "Всего" не заполнена, таким образом, суммируя шесть компонентов в строке "Всего" получится 600%. Однако данная заявка участника размещения заказа была допущена до участия в конкурсе и в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 08.04.2009 г. N 8425487/3 отмечено, что предложение объема предоставления гарантий качества у всех допущенных участников размещения заказа составляет 100%. Таким образом, протокол от 08.04.2009 г. N 8425487/3 содержит недостоверные сведения.
Министерством здравоохранения Республики Башкортостан представлена копия уведомления ООО "Фрейм" от 31.03.09г. о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса. Однако доказательства отправки данного уведомления в адрес участника размещения заказ не представлены.
Также следует отметить, что в адрес Башкортостанского УФАС России была направлена жалоба ООО "КОРУС Консалтинг" на необоснованные действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, в части отстранения от участия в конкурсе. Однако данная жалоба была отозвана заявителем.
Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что Министерством здравоохранения Республики Башкортостан при размещении заказа путем открытого конкурса N 8425487 на право заключения государственного контракта на разработку и внедрение программного обеспечения Медицинского приложения проекта "Социальная карта Башкортостана" нарушены требования Закона о размещении заказов.
Руководствуясь ст.17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "Фрейм" на действия Единой комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при размещении заказа путем открытого конкурса N 8425487 на право заключения государственного контракта на разработку и внедрение программного обеспечения Медицинского приложения проекта "Социальная карта Башкортостана" обоснованной.
2. Выдать заказчику - Министерства здравоохранения Республики Башкортостан/Единой комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан предписание об устранении нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N ГЗ-87/09 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
20 апреля 2009 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Ишбулатов Р.А.;
Члены Комиссии:
начальник отдела контроля размещения государственного заказа Шакирьянова А.А.;
начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Саляхутдинова Р.Ф.;
заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы Хасанова Ф.Ш.;
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа Алексеева Г.А.;
секретарь комиссии - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Акбашева А.Р.
на основании своего Решения NГЗ-87/09 от 20.04.2009 г. и в соответствии со ст.ст.17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание для государственных услуг для государственных и муниципальных нужд" предписывает:
Заказчику - Министерства здравоохранения Республики Башкортостан/Единой комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан устранить нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
1.1. отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 24.03.2009 г. N 8425487/1;
1.2. отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 31.03.2009 г. N 8425487/2;
1.3. отменить протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 08.04.2009 г. N 8425487/3;
1.4. Внести изменения в конкурсную документацию;
1.5. провести процедуру размещения заказа "на право заключения государственного контракта на разработку и внедрение программного обеспечения Медицинского приложения проекта "Социальная карта Башкортостана"" в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения. Информацию об исполнении представить в пятидневный срок с момента его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016