Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 17 апреля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2009 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Кудинкин Н.Н., руководитель управления,
Члены Комиссии: - Сальников А.Д., начальник отдела,
- Тихомиров В.И., начальник отдела,
- Мордвинов Ю.И., главный специалист-эксперт,
-Федорова Е.Н., специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 3/2009-М/Т по признакам нарушения МП "Водоканал города Рязани" (390027, г. Рязань, Касимовское шоссе, дом 9) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" (далее Водоканал) является организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения г. Рязани. Приказом Рязанского УФАС России от 26.06.1996 N10/ОД оно включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей свыше 65%. Водоканал занимает доминирующее положение на рынках услуг водоснабжения и канализования в силу норм пунктов 1, 5 части 1 статьи 5 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
04.12.2008 в Рязанское УФАС России поступило заявление от ОАО "СПК Мосэнергострой" (далее Мосэнергострой) от 01.12.2008 N1784, в котором заявитель выражал свое несогласие с техническими условиями N16/2-04-69, выданными отделом по развитию инженерных коммуникаций Управления главного архитектора Администрации г. Рязани и просил принять меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства. В процессе рассмотрения указанного заявления в дополнение к нему в Рязанское УФАС России поступило еще одно обращение Мосэнергостроя от 29.12.2008 N04-860, в котором заявитель указывал на нарушение антимонопольного законодательства со стороны Водоканала, включившего в оферту о подключении объекта капитального строительства к системе коммунального водоснабжения и водоотведения условия, не относящиеся к предмету договора.
Приказом Рязанского УФАС России N3 от 26.01.2009 по заявлениям Мосэнергостроя в отношении Водоканала было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения указанного дела Мосэнергострой исх. б/н от 06.02.2009 уточнил свои претензии и требования: признать Водоканал нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 и выдать ему предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и выполнении фактических действий по подключению к системе коммунальной инфраструктуры жилого дома по ул. Молодежной.
Определением от 11.02.2009 N191 Комиссия, рассматривающая дело привлекла к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах выдачи технических условий, - Администрацию города Рязани и МУП ИКЦ по землеустройству и градостроительству города Рязани.
Из документов и объяснений, представленных лицами, участвующими в деле следует:
1. В части технических условий. Водоканал в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 19 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N167, разработал и исх.N2004-655 от 10.11.2004 направил заместителю начальника Управления городского строительства г. Рязани технические условия на водоснабжение и водоотведение реконструируемой части квартала по ул. Молодежной, ул. Октябрьской. Этот документ содержал условия водоснабжения и водоотведения проектируемых объектов: проектирование и постройку водопровода D400мм и второй линии дюкера D1000мм через Кузьмин овраг от ул. Бирюзова до района Станкостроительного колледжа. Заказчиком указан Мосэнергострой.
Указанные технические условия были включены в раздел V Комплексных технических условий на инженерное обеспечение реконструкции части квартала по ул. Молодежной - ул. Октябрьской с выделением 1-ой очереди строительства 10-ти этажного четырехсекционного жилого дома, утвержденных заместителем главы Администрации г. Рязани по строительству. Ситуационный план к комплексным техническим условиям, разработан МУП ИКЦ по землеустройству и градостроительству г. Рязани по заявке Мосэнергостроя от 29.10.2004 N318, с трассировкой указанных выше водопровода Д-400 мм и дюкера Д-1000 мм через Кузьмин овраг. Комплексные технические условия направлены в адрес Мосэнергостроя отделом по развитию инженерных коммуникаций Управления городского строительства Администрации г.Рязани исх. N17/1-10-488 от 01.06.2005.
Между Администрацией города Рязани и Мосэнергостроем заключен Инвестиционный контракт N9 от 06.04.2005 (далее - Контракт) по комплексной реконструкции части жилого квартала по ул. Октябрьская, ул. Молодежная, 4-й Дачный проезд в г. Рязани. Согласно п.2.2. контракта Инвестор - Мосэнергострой принял на себя обязательства за счет собственных средств выполнить строительно-монтажные работы по электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению ориентировочной стоимостью 20,17 млн. рублей.
Комплексные технические условия и условия Контракта Мосэнергостроем не оспаривались и на основании заявления общества и ходатайства органа местного самоуправления г. Рязани, постановлением Губернатора Рязанской области от 30.09.2005 N235 утвержден акт о выборе земельного участка и Управлению государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области поручено принять решение о предоставлении земельного участка в аренду. Такое решение было принято и заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030006:0003 от 20.12.2005 за N КС-57-05Ю. Администрацией г. Рязани 06.09.2006 за N126-РС Мосэнергострою было выдано разрешение на строительство на указанном участке 10-ти этажного 4-х секционного 196 квартирного дома.
Срок действия Комплексных технических условий, установленный пунктом 1.7. истек 01.06.2007. Согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее Правила 1), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, в случае если срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, истек, правообладатель обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта, для получения технических условий. В рассматриваемом случае такой организацией является Водоканал. За получением технических условий Мосэнергострой в Водоканал не обращался
Мосэнергострой в нарушение вышеуказанного постановления исх. N04-86 от 11.02.2008 обратился в ненадлежащую организацию - отдел по развитию инженерных коммуникаций Управления архитектуры Администрации города Рязани, с просьбой о продлении срока действия Комплексных технических условий.
Начальником отдела по развитию инженерных коммуникаций Управления архитектуры города Рязани Солодовым С.В. 04.05.2008 в Комплексные технические условия, выданные Мосэнергострою 01.06.2005 внесены рукописным способом коррективы: пункт 5.1.2. дополнен требованием "разработать единую схему водоснабжения реконструируемого квартала"; пункт 5.1.9. дополнен требованием "запроектровать и построить водовод D300мм по ул. Станкозаводской"; пункт 5.2.2 дополнен требованием "разработать единую схему водоотведения реконструируемого квартала". Технические условия N16/2-04-69 от 27.05.2008, на которые ссылается Мосэнергострой в своих заявлениях, не содержат раздела водоснабжение и водоотведение.
Отделом комплексных технических условий Управления капитального строительства Администрации города Рязани 16.01.2009 Мосэнергострою были выданы новые технические условия за N16/2-04-430, содержание которых в основном совпадает с выданными 01.06.2005 Комплексными техническими условиями за N17/1-10-488.
Комиссия отмечает, что Комплексные технические условия от 01.06.2005 за N17/1-10-488 Мосэнергостроем не оспаривались и срок их действия истек, а скорректированные 04.05.2008 Комплексные технические условия и технические условия от 16.01.2009 N16/2-04-430 выданы, в нарушение пункта 6 Правил 1, ненадлежащими лицами и не имеют юридической силы. В силу изложенного Комиссия считает излишним исследование вопроса обоснованности (необоснованности) требований содержащихся в указанных документах.
2. В части подключения объекта капитального строительства к системе коммунального водоснабжения и канализации. В ноябре 2008 года Главой администрации г. Рязани Мосэнергострою было выдано разрешение на ввод 3, 4 блок-секции жилого дома, построенного в соответствии с разрешением на строительство N126-РС от 06.09.2006.
Согласно пункту 8 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с пунктом 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N83 от 13.02.2006 (далее Правила 2) подключение осуществляется в следующем порядке:
а) подача заказчиком -Мосэнергостроем заявления о подключении;
б) заключение договора о подключении;
в) выдача исполнителем - Водоканалом заказчику - Мосэнергострою условий подключения, если срок действия ранее полученных заказчиком технических условий не истек;
г) выполнение заказчиком условий подключения;
д) проверка выполнения заказчиком условий подключения;
е) присоединение заказчиком объекта и подписание акта о присоединении;
ж) выполнение условий подачи ресурсов.
Мосэнергостроем не представлены доказательства подачи Водоканалу заявления о подключении.
Заключение договора о подключении регламентируются Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными Постановлением правительства РФ N360 от 09.06.2007 (далее Правила 3). Согласно пункту 7 этого документа предложение заключить договор не может быть направлено заказчиком - Мосэнергостроем исполнителю - Водоканалу ранее получения заказчиком технических условий.
Срок действия выданных Мосэнргострою органом местного самоуправления технических условий от 01.06.2005 истек. За получением технических условий в соответствии с пунктом 6 Правил 1 Мосэнергострой в организацию, осуществляющую эксплуатацию инженерных сетей, не обращался. Технические условия от 04.05.2008 и от 16.01.2009 выданы ненадлежащим лицами, в связи с чем у Водоканала не могут возникнуть какие-либо права и обязанности, вытекающие из названных документов.
Таким образом, у Мосэнергостроя отсутствовали правовые основания для подключения 3 и 4 блок - секций 196 квартирного жилого дома к системам водоснабжения и канализации.
Водоканал 25.11.2008 направил Мосэнергострою предложение (оферту) заключить договор о подключении объекта капитального строительства к системе коммунального водоснабжения и канализации. Указанный документ содержал условие оплаты мероприятий по подготовке инженерных сетей к подключению (прокладку участка водопровода D300мм в районе ул. Станкозаводская) в размере 10,712 млн. рублей.
Семнадцатого декабря 2008 года Водоканал вновь предложил заключить договор о подключении. Оферта, направленная Мосэнергострою, содержала условия оплаты по подготовке инженерных сетей к подключению (строительство водовода D400мм от ул. Бирюзова-Интернациональная до общежития Станкостроительного колледжа) в размере 10,821 млн. рублей.
Указанные оферты Мосэнергостроем не акцептованы, протоколы разногласий не направлялись.
Согласно представлению Прокуратуры Советского района г. Рязани об устранении нарушений законодательств в сфере подключения к системам коммунальной инфраструктуры от 26.01.2009 N11-1068в-09, условия оплаты, содержащиеся в офертах Водоканала, противоречат пункту 14 Правил 3.
Мосэнергострой в своем обращении в Рязанское УФАС России указал, что условия оплаты за подключение, содержащиеся в офертах Водоканала, противоречат пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Исследовав представленные участниками рассмотрения дела документы и объяснения Комиссия не находит оснований для квалификации действий Водоканала как нарушающих пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Указанная норма запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Факт направления оферты, содержащей условия договора не выгодные для контрагента или не относящиеся к предмету договора, является необходимым, но не достаточным основанием для квалификации действий как навязывание. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что Водоканал настаивал на предложенных в офертах условиях оплаты. Таким образом нарушения Водоканалом норм пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" отсутствуют.
Мосэнргострой исх. N73 от 27.01.2009 направил Водоканалу предложение (оферту) за N01/09 от 15.01.2009 о подключении объекта капитального строительства (жилого дома по ул. Молодежная) к системе коммунального водоснабжения и водоотведения.
Исходящим N187-10 от 17.02.2009 Водоканал предложил Мосэнергострою представить документы, предусмотренные пунктом 6 Правил 2. Указанные требования Водоканала правомерны.
Исходящим N02-08/333 от 17.03.2009 Водоканал заявил об отказе от акцепта оферты Мосэенргостроя от 15.01.2009 N01/09 по следующим основаниям:
- отсутствуют технические условия на подключение;
- пунктом 2.2 не предусмотрена плата за подключение.
Комиссия считает отказ от акцепта правомерным в силу подпунктов 1 и 2 пункта 17 Правил 3. Кроме того, условия пункта 5.1.4. Инвестиционного контракта заключенного между Мосэнергостроем и Администрацией города Разани не являются обязательством Водоканала. Распорядительные документы Администрации города Рязани о бесплатном подключении Комиссии не представлены.
Исходящим N02-08/453 от 02.04.2009 Водоканал предложил Мосэнергострою оформить запрос на выдачу технических условий, необходимых для заключения договора на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, в действиях Водоканала по рассмотрению оферты Мосэнергостроя от 15.01.2009 N01/09 нарушений антимонопольного законодательства не установлено.
Руководствуясь статьями 23, 41, 49, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Производство по делу в отношении МП "Водоканал города Рязани" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
2. Администрации города Рязани указать на необходимость соблюдения действующих правил выдачи технических условий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 17 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016