Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 14 декабря 2015 г. N РНП 89-175/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<>
рассмотрев материалы проверки по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта (закупка N 0190300001213000455),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение материалы от Заказчика - муниципального учреждения "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 8/1; ИНН/КПП: 8903027978/890301001) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 13.09.2013 N 0190300001213000455-з.д. на выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Интернат на 200 воспитанников в п. Ныда (Внутриплощадочные инженерные сети)" (реестровый номер контракта 03903000163 13 000085, цена контракта 20 524 438,00 рублей, дата окончания исполнения контракта - 31.08.2014) c Обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Ямал" (юр. адрес: 620010, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 5 км. ЕКАД, д. 6, оф. 209, факт. адрес: 620149, г. Екатеринбург, а/я 461; ИНН/КПП: 6672320813/667201001) (закупка N 0190300001213000455).
В рамках проверки Ямало-Ненецким УФАС России указанного факта, выявлено следующее.
Объект закупки: Определение Генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному строительству объекта: Интернат на 200 воспитанников в п.Ныда. (Внутриплощадочные инженерные сети).
Согласно протоколу N 0190300001213000455-1 от 22 июля 2013 года рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с ч.7 ст. 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
13 сентября 2013 года на основании протокола N 0190300001213000455-1 от 22 июля 2013 года и заключения департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа о результатах рассмотрения заявки муниципального заказчика N 156-М-ЭА от 27 августа 2013 года между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Ямал" (далее - Генподрядчик) был заключен муниципальный контракт N 0190300001213000455-з.д. на капитальное строительство объекта: "Интернат на 200 воспитанников в п. Ныда (Внутриплощадочные инженерные сети)".
Срок выполнения работ - июль 2014 года, т.е. до 31 июля 2014 года.
В соответствии с пунктом 5.1. муниципального контракта Генподрядчик обязался выполнить капитальное строительство вышеуказанного объекта в объеме и сроки, предусмотренные документацией о закупке и муниципальным контрактом и сдать Заказчику в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта. Генподрядчик принятые обязательства не выполнил.
При рассмотрении экспертной комиссией по приемке товаров, работ и услуг документации по исполнению муниципального контракта, установлено, что выявленные техническим отделом Заказчика и государственным строительным надзором замечания длительное время не устранялись и на 20 октября 2015 года в полном объем не устранены.
За просрочку исполнения обязательств к Генподрядчику применены штрафные санкции, что подтверждается претензией N 1192/08 от 21.07.2014 г. на сумму 1 117 555,65 рублей, врученной по доверенности 01.08.2014 г. и претензией N 41-955/01-23 от 07.07.2015 г. на сумму 1 626 300,81 рублей, врученной 23.07.2015 г. Указанные штрафные санкции в добровольном порядке не оплачены.
В соответствии со статьей 19.2. Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Положениями муниципального контракта предусмотрено:
контракт, может быть расторгнут в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии со статьей 19.2 Закона о размещении заказов (п. 13.1 контракта).
Согласно пункту 13.4. муниципального контракта заказчик вправе потребовать расторжения контракта в случае:
задержка Генподрядчиком начала работ, более, чем на один месяц по причинам, не зависящим от Заказчика;
задержка Генподрядчиком хода строительства по его вине, когда срок окончания работ, установленный в контракте, увеличивается более чем на один месяц;
при других существенных нарушениях контракта со стороны Генподрядчика.
В силу пункта 13.7. муниципального контракта - если во время выполнения работ станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Генподрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта.
Таким образом, работы по капитальному строительству выполнены Генподрядчиком с отступлением от условий контракта, с существенным нарушением срока выполнения работ.
Учитывая длительное неисполнение Генподрядчиком требований Заказчика, отсутствие принятых мер по устранению замечаний технического надзора Заказчика, государственного строительного надзора и не выполнение работ в полном объеме. Заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта и направить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Ямал" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для включения в Реестр недобросовестных подрядчиков.
В силу части 13 статьи 95 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение грех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком указанных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Во исполнение вышеуказанной нормы, 20 октября 2015 г. посредством почтовой связи Заказчик направил уведомление подрядчику о принятом решении по двум имеющимся у Заказчика адресам, что подтверждается копией чеков о направлении в адрес подрядчика уведомления и решения Заказчика, а также указанные документы были направлены 21.10.2015 г. на электронный адрес подрядчика, что подтверждается скриншотом (приложение к настоящему заявлению).
22 октября 2015 года Заказчик разместил информацию о принятом решении в единой информационной системе.
В связи с неполучением подрядчиком заказных писем, датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, то есть 21 ноября 2015 года (выходной день - суббота).
В соответствии с частью 26 статьи 95 Закона о контрактной системе информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
23 ноября 2015 года в единой информационной системе опубликована информация об одностороннем отказе Заказчика от исполнения обязательств по муниципальному контракту N 0190300001213000455-з.д. от 13.09.2013 г.
Во исполнение части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта в одностороннем порядке заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти информацию о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Данная информация была направлена в Ямало-Ненецкое УФАС 23.11.2015 г.
Рассмотрев материалы дела, доводы Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу. Таким образом, процедура расторжения муниципального контракта регламентируется положениями Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Дата начала исполнения контракта - 13.09.2013.
Дата окончания исполнения контракта - 31.08.2014.
По состоянию на 14.12.2015 г. информации об окончании работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 13.09.2013 N 0190300001213000455-з.д. на выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Интернат на 200 воспитанников в п. Ныда (Внутриплощадочные инженерные сети)" не поступало.
В материалы дела МУ УКСиКР представлены две претензии: от 21.07.2014 г. на сумму 1 177 555,65 руб и от 07.07.2015 г. на сумму 1 626 300,81 руб., свидетельствующие о нарушениях сроков строительства. В материалы дела приложены подтверждения о вручении данных претензий Генподрядчику.
Заказчиком неоднократно направлялись письма на имя генерального директора ООО "СК "Ямал" о необходимости устранения замечаний Государственного строительного надзора по объекту договора, о срыве сроков производства, а также о предоставлении документации, подтверждающей объем выполненных работ за декабрь 2014 года.
В материалах дела имеются акты проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица и акты выездных проверок по объектам капитального строительства: "I пусковой комплекс: Интернат на 200 воспитанников в п. Ныда (внутриплощадочные сети)". Данные акты свидетельствуют о нарушениях, допущенных ООО "Строительная компания "Ямал" в ходе капитального строительства объекта. Информация об устранении данных предписаний в материалах дела отсутствует.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Ямал" не представило в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты меры, направленные на добросовестное и своевременное исполнение обязательств по муниципальному контракту от 13.09.2013 N 0190300001213000455-з.д. на выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Интернат на 200 воспитанников в п. Ныда (Внутриплощадочные инженерные сети)".
Вышеописанная ситуация свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО "СК "Ямал" своих обязательств по муниципальному контракту от 13.09.2013 N 0190300001213000455-з.д. на выполнение работ по капитальному ремонту.
Следовательно, решение МУ "УКСиКР" об одностороннем отказе от исполнения муниципальному контракту от 13.09.2013 N 0190300001213000455-з.д. на выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Интернат на 200 воспитанников в п. Ныда (Внутриплощадочные инженерные сети)" (реестровый номер контракта 03903000163 13 000085), в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Строительная компания "Ямал" вышеуказанного контракта, обоснованно.
Порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков регулируется статьей 104 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. Последствия включения в РНП является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах государственных и муниципальных закупок. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
В действиях ООО "Строительная компания "Ямал" Комиссия усматривает признаки недобросовестности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Строительная компания "Ямал" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 ст.атьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Ямал" (юр. адрес: 620010, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 5 км. ЕКАД, д. 6, оф. 209, факт. адрес: 620149, г. Екатеринбург, а/я 461; ИНН/КПП: 6672320813/667201001) в связи с односторонним отказом Заказчика - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 8/1; ИНН/КПП: 8903027978/890301001) от исполнения муниципального контракта от 13.09.2013 N 0190300001213000455-з.д. на выполнение работ по капитальному строительству объекта: "Интернат на 200 воспитанников в п. Ныда (Внутриплощадочные инженерные сети)" (закупка N 0190300001213000455), в связи с его ненадлежащим неисполнением.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2015 г. N РНП 89-175/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016