Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 23 апреля 2009 г. N 14Р-2009
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Бояршинова И.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Л.Д., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
в отсутствие представителя ООО "Ланкон",
рассмотрев дело N 14р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту выявленного 02.03.2009 размещения в оконных витринах торгового павильона "Звёздочка", расположенного на территории микрорынка по улице Гастелло города Тамбова, торгующего различными продуктами, включая вино, водку, пиво и сигареты, наклейки с надписями "ВОДКА", "ПИВО", а также плаката с изображением бутылки пива "Золотая бочка" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, установила:
2 марта 2009 года в ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в оконных витринах торгового павильона "Звездочка", расположенного на территории микрорынка на ул. Гастелло г. Тамбова, торгующего различными продуктами, включая вино, водку, пиво и сигареты, размещены наклейки с надписями: "ВОДКА", "ПИВО". Кроме того, в оконной витрине имеется плакат с изображением бутылки пива "Золотая бочка" без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива.
В соответствии со сведениями, размещенными на информационном стенде в помещении павильона "Звездочка", хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в указанном павильоне является ООО "Ланкон".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Наклейка с надписью: "ВОДКА" в оконной витрине торгового павильона "Звездочка", направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес потребителей к алкогольной продукции, следовательно, является рекламой алкогольной продукции.
Вышеуказанная реклама, будучи обращенной на улицу, направлена на ее восприятие извне помещения, привлекает внимание не только посетителей указанного магазина, но и проходящих мимо лиц, следовательно, является наружной рекламой.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В данном случае в качестве рекламной конструкции используется конструктивный элемент павильона - оконный блок.
Таким образом, реклама алкогольной продукции, в оконной витрине торгового павильона "Звездочка", содержит признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
Наклейка с надписью: "ПИВО", а также плакат с изображение бутылки пива "Золотая бочка" в оконных витринах торгового павильона "Звездочка" направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес потребителей к пиву, следовательно, являются рекламой пива.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Реклама пива в оконных витринах павильона "Звездочка" не сопровождается предупреждающей надписью о вреде чрезмерного потребления пива. Таким образом, данная реклама пива, содержит признаки нарушения части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
03.03.2009 в отношении ООО "Ланкон" было возбуждено данное дело по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
На рассмотрении дела 25.03.2009 директор ООО "Ланкон" <> пояснил, что торговал продуктами питания, за исключением алкогольной продукции, в павильоне "Звёздочка" на территории микрорынка по улице Гастелло г. Тамбова до конца 2008 года. Лицензия на торговлю алкогольной продукцией в павильоне "Звездочка" он не имеет. Лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции выдана ему на адрес: Г. Тамбов, ул. Гастелло, 30 в павильоне "Люкс", как данная лицензия оказалась в павильоне "Звездочка" <> не знает. С 01.01.2009 он не торгует в этом павильоне и не имеет к нему никакого отношения. Запрошенные определением от 03.03.2009 документы на рассмотрение дела представлены не были, в связи с этим определением от 25.03.2009 рассмотрение дела было отложено на 13.04.2009.
01.04.2009 директором ООО "Ланкон" <> было представлено письмо администрации МУП "Тамбовский центральный рынок" (вх. от 01.04.2009 N 1932), в котором сообщалось, что договорные отношения с <> по аренде торгового павильона N 2 на микрорынке "Салют" закончены до 31.12.2008, на 2009 год такой договор не заключался.
Представленные <> документы (вх. N 2122 от 07.04.2009): договор N 77 от 27.12.2007 о предоставлении услуг на территории МУП ТЦР и справка МУП "Тамбовский центральный рынок" (вх. от 01.04.2009 N 1932) не вносят ясность в рассматриваемый вопрос, поскольку предметом договора является субаренда земельного участка N 2 на микрорынке "Салют" без указания расположенного на нём торгового сооружения, а в справке, выданной МУП "Тамбовский центральный рынок" (б/н), указано, что с 31.12.2008 прекращены договорные отношения с предпринимателем Микаиловым М.Г., а не с ООО "Ланкон", и с предпринимателем <> договор на 2009 год не заключался. В указанной справке отсутствуют сведения о состоянии договорных отношений между МУП "Тамбовский центральный рынок" и ООО "Ланкон".
На рассмотрении дела 06.04.2009 <> на вопрос председателя Комиссии Бояршиновой И.А. о том, каким образом документы ООО "Ланкон" оказались в павильоне "Звездочка", пояснил, что предприниматель, торговавший с его согласия в павильоне "Звездочка", очевидно снял копии с документов ООО "Ланкон", хранящихся в доступном месте для всеобщего обозрения в расположенном рядом павильоне "Люкс", в котором осуществляет торговлю ООО "Ланкон".
В связи с вышеизложенным у МУП "Тамбовский центральный рынок" запрошены сведения о лице, осуществлявшем торговую деятельность в павильоне "Звёздочка" на территории микрорынка "Салют" по улице Гастелло в гор. Тамбове на момент проверки соблюдения рекламного законодательства - 02.03.2009, а также о владельце этого торгового павильона.
МУП "Тамбовский центральный рынок" в письме от 23.04.2009 исх. N 139 указало, что в соответствии с Приказом N 80-П от 30.10.2008 микрорынок "Салют", как филиал МУП "ТРЦ", закрыт. Никаких договоров на 2009 год от лица микрорынка "Салют" и МУП "ТРЦ" не заключалось. МУП "ТРЦ" в соответствии с договором N 77 имело правоотношения по субаренде земельного участка и уборке территории с ИП <> в 2008 году. На 2009 год в связи с закрытием филиала договор заключен не был.
На рассмотрение дела 23.04.2009 генеральный директор ООО "Ланкон" <> не явился.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с предоставленными МУП "ТРЦ" сведениями, микрорынок "Салют" закрыт с 30.10.2008. Следовательно на дату проверки 2 марта 2009 года торговая деятельность в указанном павильоне "Звездочка" осуществлялась незаконно неустановленным лицом. Установить лицо, нарушившее законодательство Российской Федерации, в течение сроков, определенных пунктом 27 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, не представляется возможным.
С учётом изложенного, руководствуясь подпунктом "е" пункта 36 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, а также пунктом 3.53.5 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утверждённого приказом ФАС от 28.12.2007 N 453, зарегистрированным в Минюсте РФ 19.03.2008 под N 11380, Комиссия определила:
Производство по делу N 14р прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 апреля 2009 г. N 14Р-2009
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016