Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 14 апреля 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 04-01/05-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на рекламной конструкции на фасаде универсама "КОПЕЙКА" информации с использованием словосочетания "Лучшие товары по лучшим ценам", а также изображения коробок вина, в присутствии представителя ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" <_>
УСТАНОВИЛА:
на фасаде здания универсама "КОПЕЙКА" по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в октябре 2008 года размещена рекламная конструкция - рекламный щит с информацией следующего содержания: "Сеть универсамов КОПЕЙКА. Всегда рядом. С новыми и выгодными предложениями. Лучшие товары по лучшим ценам"с изображением коробок с надписями "Isabella", "Muscat", "Lidia".
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля N 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. владельцем рассматриваемой рекламной конструкции является общество с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" (далее - ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ"). В соответствии с Уставом (утвержден решением единственного участника N 6 от 28.12.2007 г.) одним из видов деятельности ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" является торгово-закупочная деятельность продовольственными и непродовольственными товарами, включая подакцизные товары.
В рассматриваемой информации, размещенной на рекламной конструкции на фасаде универсама "КОПЕЙКА", использовано словосочетание "Лучшие товары по лучшим ценам", а также изображение коробок с вином "Isabella", "Muscat", "Lidia".
Представитель ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" пояснил, что реклама алкогольной продукции размещена по личной инициативе заведующего универсамом "КОПЕЙКА", что не входит в его должностные обязанности и о чем он не известил ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ". В связи с чем, именно должностное лицо является ответственным за нарушение законодательства о рекламе.
Кроме того, представитель отметил, что рекламный слоган "Лучшие товары по лучшим ценам" относится только к товарам и ценам сети универсамов "КОПЕЙКА" и указывает на изображенные в рекламе брендовые товары, как самые качественные товары с самой низкой ценой из всего ассортимента товаров и ценовых предложений, находящихся в одной категории товаров и одной ценовой категории в прейскуранте оптово-розничных цен ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ". Товары и цены сети универсамов "КОПЕЙКА" не сравниваются с товарами и ценами каких-либо других магазинов.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителя ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Указанная выше информация обладает перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В рассматриваемой рекламе одним из объектов рекламирования являются вина "Isabella", "Muscat", "Lidia".
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вино - алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции.
Согласно сертификату соответствия N РОСС RU.ПТ02.В01222 сроком действия с 29.11.2006 г. по 01.02.2009 г. вина столовые полусладкие - белое "Мускат", красное "Изабелла" (изготовитель ООО "Олимп", адрес: Краснодарский край, Крымский район, х. Павловский, ул. Дорожная, д. 1) соответствуют требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама вин "Isabella", "Muscat", "Lidia", являющихся алкогольной продукцией, размещена с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия не принимает довод представителя ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" о том, что ответственным за нарушение законодательства о рекламе является заведующий универсамом "КОПЕЙКА", распространивший рекламу алкогольной продукции на фасаде здания универсама. Исходя из части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространителем является владелец рекламной конструкции - ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ".
Кроме того, в рассматриваемой рекламе применительно к товару сети универсамов "КОПЕЙКА" используется словосочетание "Лучшие товары по лучшим ценам".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Большому толковому словарю русского языка (гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб, 2000) "лучший" - превосходная степень к "хороший", самый хороший.
Использование в рассматриваемой рекламе применительно к товарам и ценам сети универсамов "КОПЕЙКА" сравнительной характеристики "лучший" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Исходя из информации о товарах и ценах на продукцию, представленной Ярославским филиалом ЗАО "Тандер" (магазины "Магнит", юридический адрес ЗАО "Тандер": Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского, д.185) и ООО "Ярославские магазины" (магазины "Ярославские магазины", юридический адрес ООО "Ярославские магазины": г. Ярославль, ул. 2-я Транспортная, д. 1-а), в сети универсамов "КОПЕЙКА", магазинах "Магнит", магазинах "Ярославские магазины" на дату 10 декабря 2008 года реализуется перечень аналогичных товаров.
При сравнении товаров указанных магазинов по ценовому критерию доказательств, свидетельствующих о том, что товары сети универсамов "КОПЕЙКА" реализуются по лучшей цене, обнаружить не удалось.
Таким образом, рассматриваема реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара сети универсамов "КОПЕЙКА" перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и в указанной части противоречит пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия не принимает доводы представителя ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" о том, что фраза "Лучшие товары по лучшим ценам" говорит о том, что рекламируемый товар - это самый качественный товар с самой низкой ценой из ассортимента товара, реализуемого в сети универсамов "КОПЕЙКА", поскольку данная информация отсутствует в рекламе.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона - рекламодатель. Ответственность за нарушение рекламораспространителем, рекламодателем законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно разрешению Мэрии города Ярославля N 0285-ф/07 от 04.07.2007 г. ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" является владельцем рекламной конструкции, размещенной на фасаде универсама "КОПЕЙКА" по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, и в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" - рекламораспространителем рекламы.
Исходя из Агентского договора N 1 от 01.02.2006 г. между ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" (агент) и ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА" (принципал), ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" осуществляет сделки с потребителями по розничной продаже товара, соответственно является продавцом товара, и согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" - рекламодателем рассматриваемой рекламной информации.
Таким образом, ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу вин "Isabella", "Muscat", "Lidia", размещенную на фасаде универсама "КОПЕЙКА" по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", а также рекламную информацию "Лучшие товары по лучшим ценам", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать предписание ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 04-01/05-09
14 апреля 2009 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
на основании своего решения от 14.04.2009 г. по делу N 04-01/05-09 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ" (далее - ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ"), размещенной на фасаде универсама "КОПЕЙКА" по адресу: г. Ярославль, пр. Ленина, д. 36, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ", адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32, в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: рекламу алкогольной продукции с использованием рекламной конструкции, располагаемой на внешней стене здания, а также рекламную информацию "Лучшие товары по лучшим ценам".
2. ООО "КОПЕЙКА-ЯРОСЛАВЛЬ", адрес: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 32, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 мая 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016