Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 15 апреля 2009 г.
(решение изготовлено в полном объеме 29.04.2009)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_> при участии:
от Администрации города Переславля - Залесского - <_>,
рассмотрев 15 апреля 2009 года дело N 06-03/14-09 о нарушении Администрацией города Переславля-Залесского части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
у с т а н о в и л а:
при осуществлении контрольного мероприятия за соблюдением антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Ярославским УФАС России было выявлено нарушение, допущенное Администрацией города Переславля-Залесского (далее - Администрация), выразившееся в принятии Постановления Мэра города Переславля - Залесского от 04.05.2007 N 478 "Об утверждении Порядка расходования резервного фонда Мэра города Переславля-Залесского Ярославской области для финансирования непредвиденных расходов городского бюджета" (далее - Постановление N 478 "Об утверждении Порядка расходования резервного фонда"), которым был утвержден Порядок расходования средств данного резервного фонда. В соответствии с данным Порядком, средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ (по ходатайствам структурных подразделений Администрации, руководителей бюджетных учреждений города), а также на приобретение оборудования и предметов длительного пользования (по ходатайствам руководителей бюджетных учреждений), что ограничивает доступ к средствам фонда организациям иных форм собственности.
Представитель Администрации пояснил следующее.
Постановление N 478 "Об утверждении Порядка расходования резервного фонда" издано на основании статьи 81 Бюджетного кодекса РФ, в которой определено, что средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок использования резервного фонда устанавливается местной администрацией. Ходатайства структурных подразделений Администрации и руководителей бюджетных учреждений на проведение неотложных ремонтных и восстановительных работ, а также на приобретение оборудования и предметов длительного пользования являются лишь средством привлечения внимания к проблеме хозяйствующего субъекта и не ограничивают доступ к средствам фонда организациям иных форм собственности. В случае непредвиденных расходов на проведение неотложных ремонтных и восстановительных работ хозяйствующие субъекты могут обратиться в структурные подразделения Администрации, а те в свою очередь направляют Мэру ходатайства о выделении денежных средств из резервного фонда.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 3, статьей 8, статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование и расходование (включая порядок расходования) резервных фондов определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно, средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе и на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор как непредвиденность расходов, то есть, расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. При этом положения статьи 81 Бюджетного кодекса не ограничивают перечень организаций, которым могут быть предоставлены средства резервных фондов, а также не определяют исчерпывающий перечень непредвиденных расходов.
Постановлением Мэра города Переславля - Залесского от 04.05.2007 N 478 утвержден Порядок расходования резервного фонда Мэра города Переславля-Залесского Ярославской области для финансирования непредвиденных расходов городского бюджета. В соответствии с пунктом 3 указанного документа средства резервного фонда могут расходоваться на
- проведение неотложных ремонтных и восстановительных работ (по ходатайствам структурных подразделений Администрации, руководителей бюджетных учреждений города);
- приобретение оборудования и предметов длительного пользования (по ходатайствам руководителей бюджетных учреждений).
Как установлено Комиссией, в соответствии с пунктом 3 Постановления N 478 "Об утверждении Порядка расходования резервного фонда" финансирование из средств резервного фонда на проведение неотложных ремонтных и восстановительных работ организациям иных форм собственности, кроме бюджетных учреждений, возможно лишь через обращение в соответствующие структурные подразделения Администрации, что затрудняет им доступ к средствам фонда, а также ставит бюджетные учреждения в более выгодное положение, по сравнению с ними, так как фактически бюджетные учреждения имеют возможность обращаться с ходатайствами напрямую к Мэру города Переславль-Залесский, минуя структурные подразделения Администрации.
Если в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции выделение денежных средств из резервного фонда в целях ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций не является муниципальной помощью, то выделение денежных средств из резервного фонда на финансирование приобретения оборудования и предметов длительного пользования является муниципальной помощью (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции). В соответствии с пунктом 3 Постановления N 478 "Об утверждении Порядка расходования резервного фонда" выделение денежных средств из резервного фонда на финансирование приобретения оборудования и предметов длительного пользования возможно лишь по ходатайствам руководителей бюджетных учреждений города. Данная формулировка фактически влечет за собой невозможность доступа организациям иных форм собственности к средствам фонда, а также ставит бюджетные учреждения в преимущественное положение, по сравнению с организациями иных форм собственности. Предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядкеявляется муниципальной помощью (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Предоставление муниципальной помощи за счет резервного фонда в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции возможно без предварительного согласования с антимонопольным органом, однако должно осуществляться в соответствии с целями, предусмотренными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Анализ Постановления N 478 "Об утверждении Порядка расходования резервного фонда" в части порядка выделения денежных средств на приобретение оборудования и предметов длительного пользования (т.е. предоставление муниципальной помощи) позволяет сделать вывод об отсутствии в содержании документа указаний на ограниченный перечень целей, в соответствии с которыми могут быть предоставлены данные средства, что позволяет осуществить финансирование из средств резервного фонда в соответствии с иными целями, что, в свою очередь, может привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, принятие Постановления N 478 "Об утверждении Порядка расходования резервного фонда" нарушает установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, путем необоснованного препятствования равного доступа организациям различных форм собственности к средствам резервного фонда, а также возможности предоставления указанных средств на приобретение оборудования и предметов длительного пользования в целях, не соответствующих требованиям антимонопольного законодательства.
Руководствуясьпунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016