Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 16 апреля 2009 г.
(решение изготовлено в полном объеме 29.04.2009)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела N 06-03/15-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
с участием: от Мэрии г. Ярославля (далее - Мэрия) - <_>
рассмотрев на заседании 16.04.2009 дело N 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
основанием возбуждения настоящего дела послужило выявление в ходе рассмотрения дела N 06-03/02-08 Ярославским УФАС фактов выдачи разрешений на установку рекламных конструкций N 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО "Поли Принт" на городских рекламных местах N 93 (Московский пр-т, д. 131) и N 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции N 425/07 от 17.05.2007 ИП "Лернер И.С." на городском рекламном месте N 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции N 0460/07 от 17.05.2007 ООО "Вертикаль" на городском рекламном месте N 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) при отсутствии письменного согласия собственников зданий, к которым присоединены рекламные конструкции. Указанные действия Мэрии содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", а также части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), согласно которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. В части 17 статьи 19 Закона "О рекламе" говорится, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. По мнению антимонопольного органа, действия Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 без письменного согласия собственников зданий могут привести к ограничению конкуренции.
Представитель Мэрии признал факты нарушения и пояснил следующее.
Мэрией г. Ярославля были выданы разрешения N 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО "Поли Принт" на городских рекламных местах N 93 (Московский пр-т, д. 131) и N 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции N 425/07 от 17.05.2007 ИП "Лернер И.С." на городском рекламном месте N 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции N 0460/07 от 17.05.2007 ООО "Вертикаль" на городском рекламном месте N 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без договоров с собственником. Предполагалось, что договоры будут заключены после выдачи разрешений, так как на 17 мая 2007 г. фасады домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 входили в перечень городских рекламных мест, утвержденный Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 28 ноября 2006 г. N 238-рз. Мэрией г. Ярославля выданы проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным местам, которые не были подписаны ООО "Поли Принт", ООО "Вертикаль", ИП "Лернер И.С.". Распоряжением Мэрии г. Ярославля от 15 октября 2007 г. N 33-рз указанные фасады зданий были исключены из перечня городских рекламных мест в связи с тем, что Мэрия перестала быть собственником данных домов. Таким образом, после исключения рекламных мест из перечня городских рекламных мест договоры на установку рекламных конструкций на данных местах между Мэрией г. Ярославля и указанными рекламными агентствами не могут быть заключены. Вместе с тем, ООО "Поли Принт", ООО "Вертикаль" и ИП "Лернер И.С." согласования с собственниками домов не получены.
В настоящее время на фасадах домов по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147; пр-т Октября, д. 15 б; ул. Чкалова, д. 28/21 размещается реклама на основании разрешений, но без согласия собственников зданий. Мэрия г. Ярославля не может аннулировать или признать в судебном порядке недействительными разрешения N 0482/07 от 17.05.2007, 0483/07 от 17.05.2007, N 425/07 от 17.05.2007, N 0460/07 от 17.05.2007 в связи с отсутствием установленных статьей 19 Закона "О рекламе" оснований. В соответствии с частью 18 статьи 19 Закона "О рекламе" органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Согласно части 20 статьи 19 Закона "О рекламе" разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;
6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
Таким образом, в сложившейся ситуации Мэрией не может быть применено ни одно из оснований, указанных в статье 19 Закона "О рекламе", в целях аннулирования или признания недействительными выданных разрешений.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 19 Закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником. Частью 17 статьи 19 установлено, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления на срок действия договора. Согласно части 11 статьи 19 Закона "О рекламе" к заявлению о выдаче разрешения прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Мэрия нарушила нормы, прописанные в статье 19 Закона "О рекламе", выдав разрешения N 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО "Поли Принт" на городских рекламных местах N 93 (Московский пр-т, д. 131) и N 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции N 425/07 от 17.05.2007 ИП "Лернер И.С." на городском рекламном месте N 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции N 0460/07 от 17.05.2007 ООО "Вертикаль" на городском рекламном месте N 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без соответствующих письменных согласий собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, что исключает как законность выдачи данных разрешений (исключает процедуру получения согласия собственника недвижимого имущества и все связанные с ней затраты), так и осуществление оплаты за пользование городским рекламным местом. Таким образом, ООО "Поли Принт", ИП "Лернер И.С.", ООО "Вертикаль" были поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. В указанных действиях Мэрии усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как освобождение от оплаты за пользование городским рекламным местом может привести к снижению цены товара (в связи с уменьшением затрат на оказание услуги), не связанному с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на рынке услуг распространения наружной рекламы, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 указанного закона является одним из признаков ограничения конкуренции.
Впоследствие, после исключения указанных рекламных мест из Перечня городских рекламных мест, имея разрешения на установку рекламных конструкций, ООО "Поли Принт", ООО "Вертикаль" и ИП "Лернер И.С. были освобождены от обязанности получать согласие собственников недвижимого имущества, предусмотренное статьей 19 Закона "О рекламе" и необходимое для получения разрешений на установку рекламных конструкций.
Выдача Мэрией разрешений без заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ООО "Поли Принт", ИП "Лернер И.С.", ООО "Вертикаль", без согласия собственников явилась причиной того, что незаконно выданные разрешения не могут быть аннулированы и признаны недействительными по основаниям, установленным статьей 19 Закона "О рекламе", и действуют в настоящее время без законных на то оснований, что, по мнению Комиссии, может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2009 по делу N А82-15268/2008-29 любое обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции (истечение срока действия договора, ничтожность договора, не заключение договора и т.д.) является основанием для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции. Однако Мэрия не предприняла действий, направленных на устранение указанного нарушения.
Учитывая фактические обстоятельства дела, предоставленные документы и доказательства, на основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводам о том, что в действиях Мэрии по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций N 0482/07 от 17.05.2007 и 0483/07 от 17.05.2007 ООО "Поли Принт" на городских рекламных местах N 93 (Московский пр-т, д. 131) и N 94 (Московский пр-т, д. 147) соответственно, разрешения на установку рекламной конструкции N 425/07 от 17.05.2007 ИП "Лернер И.С." на городском рекламном месте N 215 (пр-т Октября, д. 15 б), разрешения на установку рекламной конструкции N 0460/07 от 17.05.2007 ООО "Вертикаль" на городском рекламном месте N 75 (ул. Чкалова, д. 28/21) без согласия собственников усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать Мэрию г. Ярославля нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Мэрии г. Ярославля предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N 06-03/15-09
16 апреля 2009 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 16 апреля 2009 года по делу N 06-03/15-09 о нарушении Мэрией г. Ярославля части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Мэрии г. Ярославля прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: направить уведомления ООО "Поли Принт", ООО "Вертикаль", ИП "Лернер И.С." о необходимости получить согласие собственников домов на эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: Московский пр-т, д. 131 и д. 147, ул. Чкалова, д. 28/21, пр-т Октября, д. 15б соответственно с указанием срока представления в Мэрию документов, свидетельствующих о получении такого согласия.
2. В случае непредставления ООО "Поли Принт", ООО "Вертикаль", ИП "Лернер И.С." в установленный Мэрией срок документов, свидетельствующих о получении согласия собственника недвижимого имущества, к которому прикреплены рекламные конструкции, аннулировать разрешения N 0482/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 131 и N 0483/07 от 17.05.2007 по адресу Московский пр-т, д. 147, N 0460/07 от 17.05.2007 по адресу ул. Чкалова, д. 28/21, N 425/07 от 17.05.2007 по адресу пр-т Октября, д. 15 б.
Об исполнении предписания сообщить до 15.08.2009.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016