Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 29 апреля 2009 г. N 08-01-109
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере размещения заказов (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Сухоплюев Д.В. - главный специалист-эксперт отдела государственного заказа,
член Комиссии;
Студеникин Д.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа,
член Комиссии,
в присутствии представителя подателя жалобы ЗАО "Искитим-Бердск-уголь":
<_>- (по доверенности);
в присутствии представителя ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76":
<_>- (по доверенности),
рассмотрев жалобу ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" на действия ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" при проведении запроса котировок N 1 на право заключения государственного контракта на поставку угля марки Др., Гр. (0-300) для нужд ОГОУ НПО "ПУ N 76", установила:
06.04.2009 г. на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.oblzakaz.nso.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок N 1 на право заключения государственного контракта на поставку угля марки Др., Гр. (0-300) для нужд ОГОУ НПО "ПУ N 76".
В Новосибирское УФАС России обратилось ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" с жалобой на действия ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" при проведении запроса котировок N 1 на право заключения государственного контракта на поставку угля марки Др., Гр. (0-300) для нужд ОГОУ НПО "ПУ N 76".
ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" указывает, что на официальном сайте о размещении заказов нарушен срок размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N1 от 16.04.2009 г. Таким образом, ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" считает, что ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" нарушило требование ч.4 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 94-ФЗ).
ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" указывает, что в извещении о проведении запроса котировок N1 от 16.04.2009 г. неверно указан срок подписания государственного контракта, таким образом, нарушено положение ч.7.1 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 57, ст.58 Федерального закона N 94-ФЗ ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" просит принять соответствующие меры для обеспечения защиты прав и законных интересов участников размещения заказа.
На жалобу ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" поступило возражение от ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76", в котором сообщается следующее.
ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" утверждает, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 16.04.2009 г. был размещен на официальном сайте о размещении заказов 17.04.2009 г., в связи с тем, что 16.04.2009 г. выход на сайт www.oblzakaz.nso.ru был не возможен, по причине плохого качества соединения и возникновения ошибки при определении страницы сайта.
ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" указывает, что срок подписания государственного контракта в извещении о проведении запроса котировок указан верно, а именно, через 7 (семь) дней после подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Изучив представленные материалы и выслушав мнения сторон Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.4 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте. ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" при проведении данного запроса котировок нарушило требование ч.4 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ, т.к. протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 16.04.2009 г. был размещен на официальном сайте о размещении заказов - 17.04.2009 г.
В извещении о проведении данного запроса котировок указано: "срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного контракта: 7 дней со дня подписания протокола рассмотрения котировочных заявок". Данное требование заказчика к сроку подписания государственного контракта противоречит ч.7.1 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ, где установлено, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" на действия ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" при проведении запроса котировок N 1 на право заключения государственного контракта на поставку угля марки Др., Гр. (0-300) для нужд ОГОУ НПО "ПУ N 76" обоснованной.
При проведении внеплановой проверки на основании ч.5 ст. 17 Федерального закона N 94-ФЗ данного запроса котировок установлено следующее.
Заявки ООО "СибРесурс" и ООО Торговый дом "КВАДРА-РА" на участие в данном запросе котировок принимались в электронном виде в форме отсканированного цветного изображения без электронной цифровой подписи. Согласно п.3 ст.43 ФЗ N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать ряд сведений, включая форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В силу ч.2 ст.46 ФЗ N 94-ФЗ котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Таким образом, ФЗ N 94-ФЗ предусматривает две возможные формы подачи участником размещения заказа котировочной заявки и не определяет право заказчика по своему усмотрению ограничить подачу участником размещения заказа заявки в определенной (одной) форме.
С учетом нормы ч.6 ст.7 ФЗ N 94-ФЗ речь идет о подаче в информационной системе общего пользования заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Подписание заявок на участие в запросе котировок, подаваемых в форме электронных документов, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ означает, что такие заявки подписаны электронной цифровой подписью.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее ФЗ N 1-ФЗ), электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Таким образом, применение ЭЦП при подаче заявки в форме электронного документа является обязательным.
Как установлено ч.3, 4 ст.11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях о защите информации" от 27.07.2009 г. электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
До настоящего момента действующим законодательством предусмотрен только один аналог собственноручной подписи, используемый для подписания электронного документа - электронная цифровая подпись.
В ст.3 ФЗ N 1-ФЗ установлено, что под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить искажения информации в электронном документе.
Заявки ООО "СибРесурс" и ООО Торговый дом "КВАДРА-РА" не имели электронную цифровую подпись, следовательно, ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" при проведении данного запроса котировок нарушило требование ч.3 ст.47 ФЗ N 94-ФЗ, согласно которой котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Представитель ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению жалобы ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" заявил, что в состав комиссии не входят лица прошедшее надлежащую профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следовательно, при проведении данного запроса котировок было нарушено требование ч.20 ст. 65 Федерального закона N 94-ФЗ, где установлено, с 1 января 2009 года в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд по образовательной программе, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что комиссия по размещению заказов ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" была не легитимна в принятии своих решений, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок следует считать недействительным.
Руководствуясь ч.6 ст.60, ч.5, ч.9 ст.17 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Выдать ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии Д.В. Сухоплюев
Д.Е. Студеникин
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-105
об устранении нарушения законодательства о размещении заказов
"29" апреля 2009 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Сухоплюев Д.В. - главный специалист-эксперт отдела государственного заказа,
член Комиссии;
Студеникин Д.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа,
член Комиссии,
на основании своего решения N 08-01-109 от 29.04.2009 г. по жалобе ЗАО "Искитим-Бердск-уголь" на действия ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" при проведении запроса котировок N 1 на право заключения государственного контракта на поставку угля марки Др., Гр. (0-300) для нужд ОГОУ НПО "ПУ N 76", предписывает:
ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" устранить нарушения Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N 94-ФЗ), а именно:
- прекратить нарушение ч.4 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок размещать на официальном сайте о размещении заказов в день его подписания;
- прекратить нарушение ч.7.1 ст. 47 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, в извещении о проведении запроса котировок указывать, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола;
- прекратить проведение запроса котировок N 1 на право заключения государственного контракта на поставку угля марки Др., Гр. (0-300) для нужд ОГОУ НПО "ПУ N 76";
- прекратить действия, направленные на заключение и исполнение государственного контракта по данному заказу.
Комиссии по размещению заказов ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 76" устранить нарушения Федерального закона N 94-ФЗ, а именно:
- прекратить нарушение ч.3 ст.47 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, не рассматривать и отклонять котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в том числе отклонять котировочные заявки, которые поступили по электронной почте без электронной цифровой подписи;
- прекратить нарушение ч.20 ст. 65 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно, при проведении процедур, предусмотренных Федеральным законом N 94-ФЗ, учитывать, что в случае, если в состав комиссии не входят лица, прошедшие надлежащую профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями действующего законодательства, комиссия по размещению заказов не легитимна в принятии своих решений, протокол, в котором зафиксировано решение такой комиссии, признается недействительным.
Об исполнения настоящего предписания сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 13.05.2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии Д.В. Сухоплюев
Д.Е. Студеникин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 апреля 2009 г. N 08-01-109
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016