Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 4 мая 2009 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Широкова О.В. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Члены комиссии: Панова Т.В. - главный специалист - эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. - специалист - эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Вишневецкая Е.И. - специалист 2 разряда отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,
в присутствии представителей:
Министерства труда и социального развития Республики Хакасия:
Шаплыко Любови Николаевны (доверенность N 18 от 04.05.2009);
Головиной Ирины Геннадьевны (доверенность N 19 от 04.05.2009);
ОАО "Военно-страховая компания":
Желтобрюхова Александра Петровича (доверенность N 8152 от 01.12.2008);
ООО "Росгосстрах - Сибирь":
Тукачевой Ксении Александровны (доверенность N 31-14 от 01.01.2009);
Псаревой Ларисы Геннадьевны (доверенность N 16/2009 от 11.01.2009);
ЗАО СО "Надежда":
Устиновой Ольги Геннадьевны (доверенность N 29 от 12.02.2009);
Ермоленко Виталия Владимировича (доверенность N 230 от 28.11.2008),
рассмотрев материалы дела N 10-А-Т-09, возбужденного в отношении Министерства труда и социального развития Республики Хакасия по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), установила:
10 апреля 2009 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ОАО "Военно-страховая компания" в лице Хакасского филиала с жалобой на неправомерные действия заказчика - Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, выразившиеся в создании преимущественных условий страховой организации ООО "Росгосстрах - Сибирь" при проведении открытого конкурса ОСАГО для нужд Министерства труда и социального развития Республики Хакасия и Управлений социальной поддержки населения муниципальных образований Республики Хакасия.
Из заявления ОАО "Военно-страховая компания" следует, что представитель Хакасского филиала компании прибыла для подачи заявки на участие в конкурсе по указанному в информационной карте адресу Министерства труда и социального развития РХ около 06 ч. 56 мин. Около 7 часов подошел представитель ЗАО СО "Надежда". Входная дверь Министерства труда и социального развития РХ была заперта, оба представителя стояли на улице. Около 7 ч. 15 мин. на автомобиле ГАЗ 3110 подъехал водитель ООО "Росгосстрах-Сибирь" и вынес десять пакетов с заявками. Входная дверь была по-прежнему закрыта. Водитель вернулся к машине и позвонил по мобильному телефону, через 5 - 7 минут (около 7 ч. 25 мин.) открылась входная дверь и пакеты приняла сотрудник ООО "Росгосстрах-Сибирь", которая уже находилась в здании Министерства труда и социального развития Республики Хакасия. В открывшуюся дверь вошли представители ОАО "Военно-страховая компания" и ЗАО СО "Надежда".
В 8 ч. 00 мин. открылся кабинет N 213 и сотрудник заказчика первым зарегистрировал ООО "Росгосстрах-Сибирь", указав по первому лоту время 8 ч. 01 мин., заявки ОАО "ВСК" стали регистрироваться с присвоением порядкового номера 2, по времени начиная с 8 ч. 23 мин.
ОАО "Военно-страховая компания" считает, что имеет место создание ООО "Росгосстрах-Сибирь" преимущественных условий участия в торгах.
На основании вышеизложенного 17 апреля 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело N 10-А-Т-09 в отношении Министерства труда и социального развития Республики Хакасия по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В определении о назначении дела N 10-А-Т-09 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО "Росгосстрах - Сибирь" в лице Филиала ООО "Росгосстрах - Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия" и ЗАО СО "Надежда" в лице Хакасского филиала, а также у лиц, участвующих в деле были запрошены письменные пояснения о ситуации по регистрации заказчиком заявок на участие в конкурсе.
Письмом от 28.04.2009 вх. N 939 Министерство труда и социального развития Республики Хакасия сообщило, что 9 апреля 2009 года был объявлен открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Министерства труда и социального развития Республики Хакасия и Управлений социальной поддержки населения муниципальных образований Республики Хакасия. Конкурсная документация была разработана заказчиком на основании Приказа Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 01.04.2009 N 51 и в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно пункту 9 части 4 статьи 22 вышеназванного закона конкурсная документация должна содержать сведения о порядке, месте, дате начала срока подачи заявок на участие в конкурсе. Эти сведения были указаны заказчиком в статье 3.4 инструкции по подготовке конкурсных заявок и пункте 10 информационной карты. Регистрацию поступивших заявок осуществляла ведущий специалист Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Глазова Юлия Борисовна. Помещение, в котором расположено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, не является изолированным и не находится под специализированной охраной. Сохранность имущества в помещении осуществляют три сторожа, работающие по скользящему графику.
Также к моменту рассмотрения дела были представлены пояснения ведущего специалиста Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Глазовой Юлии Борисовны, из которых следует, что она пришла на работу в день начала приема конкурсных заявок по указанному конкурсу (10 апреля 2009 года) в 7 часов 50 минут, возле кабинета N 213 сидели три женщины, с которыми она ранее знакома не была. В 8 часов 00 минут она открыла дверь кабинета и попросила зайти для регистрации конкурсных заявок, в кабинет забежали две женщины. Первой была зарегистрирована заявка ОАО "Росгосстрах-Сибирь", так как представитель этой компании первым успел зайти в кабинет и подойти к столу специалиста, регистрирующего конкурсные заявки. Второй номер был присвоен ОАО "Военно-страховая компания", третий - ЗАО СО "Надежда". Никто из представителей страховых компаний не просил выдать расписку о регистрации заявок.
Сторож Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Бритченко Г.Н. письменно пояснила, что во время ночного дежурства с 9 на 10 апреля 2009 года в 6 часов 30 минут раздался звонок, кнопка которого находится рядом с входной дверью. Сторож открыла дверь, думая, что пришла уборщица, но это была молодая женщина, которая сказала, что ей необходимо пройти на второй этаж в кабинет N 213 и сдать документы. Возле входной двери больше никого не было. В 7 часов 10 минут вновь позвонили, Бритченко Г.Н. открыла дверь, там стояли мужчина и две женщины, которым также нужно было пройти в 213 кабинет, сторож также разрешила им пройти.
Из пояснений главного менеджера отдела продаж корпоративным клиентам филиала ООО "Росгосстрах-Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия" Беликовой Юлии Владимировны, представленных в адрес Хакасского УФАС России 29.04.2009 вх. N 944, следует, что в связи с жесткой конкуренцией между страховыми организациями, она была вынуждена занять очередь в Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия в 6 часов 30 минут 10 апреля 2009 года, представителей других страховых компаний, желающих подать заявку для участия в конкурсе возле здания Министерства не было. Поскольку на улице было холодно, она решила подождать начала приема заявок в здании. Беликова Ю.В. позвонила в звонок, кнопка которого находится рядом с дверью, дверь открыла сторож. Беликова Ю.В. объяснила сторожу, что пришла подавать заявку на конкурс, сторож Министерства пропустила представителя ООО "Росгосстрах-Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия" в здание. Таким образом, из пояснений Беликовой Ю.В. следует, что она оказалась в здании Министерства труда и социального развития Республики Хакасия возле кабинета N 213 около 6 часов 30 минут, т.е. раньше других участников размещения заказа.
Специалист по подготовке и оформлению договоров страхования ОАО "Военно-страховая компания" Манаенко Екатерина Александровна в своих письменных пояснениях от 27 апреля 2009 года сообщила, что 10 апреля 2009 года около 06 часов 56 минут она прибыла по адресу г. Абакан, ул. Советская, 75 с целью подачи конкурсных заявок компании для участия в конкурсе ОСАГО. Входные двери Министерства были закрыты. Манаенко Е.А. отошла на несколько минут в магазин, вернувшись в 7 часов 05 минут, она увидела, что у входной двери Министерства стояла представитель ЗАО СО "Надежда" Устинова О.Г. Около 7 часов 15 минут подъехал автомобиль ГАЗ 3110, водитель которого вынес десять пакетов с заявками ООО "Росгосстрах-Сибирь". Водитель подошел к двери, она была по-прежнему закрыта. Тогда он вернулся к машине и позвонил по мобильному телефону, через 5 - 7 минут (около 7 ч. 25 мин.) открылась входная дверь и пакеты приняла сотрудник ООО "Росгосстрах-Сибирь", которая уже находилась в здании Министерства труда и социального развития Республики Хакасия. В открывшуюся дверь вошли представители ОАО "Военно-страховая компания" Манаенко Е.А. и ЗАО СО "Надежда" Устинова О.Г. В 8 часов 00 минут открылся кабинет N 213 и сотрудник заказчика на распечатанных листках бумаги первым указал ООО "Росгосстрах-Сибирь", заявки ОАО "Военно-страховая компания" стали регистрироваться с присвоением порядкового номера 2. Расписку в получении конвертов с заявками Манаенко Е.А. не просила.
Также в материалах дела имеются письменные пояснения заместителя директора по ОСАГО Хакасского филиала ЗАО СО "Надежда" Устиновой О.Г., в которых она указывает, что 10 апреля 2009 года в 7 часов 00 минут она подошла к боковому входу в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, возле входа никого не было. Через 7-10 минут подошла представитель ОАО "Военно-страховая компания", сказав, что она отходила в магазин. Примерно в 7 часов 15 минут подъехал автомобиль ГАЗ-3110, из него вышел водитель и взял из багажника 10 конвертов. Представители ОАО "Военно-страховая компания" и ЗАО СО "Надежда" сказали водителю, что дверь еще закрыта, но он ответил, что в здании Министерства его ждет представитель его компании. Водитель позвонил по телефону, после этого дверь открыли дверь, и представитель ООО "Росгосстрах-Сибирь" забрала у водителя конверты. После этого все поднялись на второй этаж здания Министерства труда и социального развития Республики Хакасия и ждали начала приема конкурсных заявок.
В ходе рассмотрения дела 4 мая 2009 года представитель ОАО "Военно-страховая компания" Желтобрюхов А.П. устно поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представители ЗАО СО "Надежда" и ООО "Росгосстрах-Сибирь" также подтвердили письменные пояснения, которые были даны сотрудниками их компаний, подававшими конкурсные заявки.
Представители Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на заседании комиссии сослались на письменные пояснения сотрудников Министерства Глазовой Ю.Б. и Бритченко Г.Н. и дополнительно пояснили следующее.
Помещение, в котором находится Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, не изолированно, собственником его является ЗАО "РВЦ", большинство кабинетов здания сдается в аренду. Возле входной двери Министерства имеется звонок, при звонке в дверь 10 апреля 2009 года в 6 часов 30 минут сторож Бритченко Г.Н. впустила девушку, которой необходимо было пройти в кабинет 213. Второй раз позвонили в дверь в 7 часов 10 минут, и сторож также пропустила двух девушек, никому не препятствуя.
Кроме того, представители Министерства труда и социального развития Республики Хакасия указали, что в конкурсной документации было указано место для подачи заявок - кабинет N 213. Указанный кабинет открылся ровно в 8 часов утра, после чего началась регистрация заявок в порядке очередности их подачи, таким образом, по мнению представителей Министерства труда и социального развития Республики Хакасия никому не было создано преимущественных условий для участия в торгах.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, изучив материалы дела и письменные пояснения сотрудников Министерством труда и социального развития Республики Хакасия и страховых организаций, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции предусмотрены антимонопольные требования к торгам.
Частью 1 указанной статьи установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Извещением N 22-09 от 09 апреля 2009 года Министерством труда и социального развития Республики Хакасия был объявлен открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Министерства труда и социального развития Республики Хакасия и Управлений социальной поддержки населения муниципальных образований Республики Хакасия. Предмет конкурса представлен десятью лотами.
Согласно информационной карте дата, время, место начала срока подачи заявок определены заказчиком - 655017, г. Абакан, ул. Советская, 75, Министерство труда и социального развития РХ, каб. 213. Ежедневно с 10.04.2009 с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, перерыв с 12.00 часов до 13.00 часов. Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе, поступивший в срок, указанный в извещении, регистрируется заказчиком. По требованию участника размещения заказа, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, заказчик выдает расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.
В конкурсной документации заказчика местом подачи заявок был указан конкретный кабинет N 213 по адресу г. Абакан, ул. Советская, 75, который открылся в 8 часов 00 минут, а не адрес здания Министерства, и ни для кого из представителей страховых организаций, желающих подать заявки для участия в открытом конкурсе, не было препятствий для доступа в указанный кабинет, и заявки регистрировались в порядке очередности их подачи, в связи с этим Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства считает, что никому из участников вышеназванного открытого конкурса не было создано преимущественных условий участия в торгах.
Кроме того, как следует из пояснений представителей сторон, в здание Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в любое время имеется свободный доступ населения, в связи с социальной значимостью Министерства. Возле входной двери рядом с расписанием работы Министерства имеется звонок, позвонив в который граждане могут войти в здание Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, как это сделала Беликова Ю.В. - сотрудник ООО "Росгосстрах-Сибирь". Представители ОАО "Военно-страховая компания" Манаенко Е.А. и ЗАО СО "Надежда" Устинова О.Г. не знали о существовании звонка, поэтому ждали пока откроется входная дверь на улице.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России полагает, что отсутствуют доказательства создания Министерством труда и социального развития Республики Хакасия ООО "Росгосстрах-Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия", как участнику конкурса, преимущественных условий участия в торгах, и как следствие недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).
Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для прекращения дела в отношении Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в связи с отсутствием в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, решила:
Прекратить производство по делу N 10-А-Т-09 в отношении Министерства труда и социального развития Республики Хакасия.
Председатель комиссии: О.В. Широкова
Члены комиссии: Т.В. Панова
Т.В. Темерева
Е.И. Вишневецкая
Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 мая 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016