Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 5 мая 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2009 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Шалимов П.А., заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства, рекламы (АЗР);
члены Комиссии: Андрюшкова И.А., главный специалист-эксперт отдела АЗР;
Жукова И.И., ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н.В., специалист-эксперт отдела АЗР;
рассмотрев дело N 2-Р-09, возбужденное в отношении ООО "Кедр", по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон "О рекламе"), выразившегося в отсутствии предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции при распространении рекламы алкогольной продукции в виде мини-буклетов прикрепленных к бутылкам водки "Монархия", "Русское застолье", "Джапро шиитаке" и "Джапро Кумин", а также рекламы с изображением известного бренда "Ладога" и изображением бутылки водки "Ладога" с надписью "абсолютное качество" в виноводочном отделе ООО "Кедр" в магазине "Вина Анапы" (г. Абакан, ул. Щетинкина, 76),
в отсутствии представителя:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (ул. Мостовая, 7, г. Абакан, Республика Хакасия) - надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении почтового отправления N 98020), на рассмотрение дела не направило представителя. установила:
30 марта 2009 года Комиссией Хакасского УФАС России было проведено внеплановое контрольное мероприятие, по результатам которого в присутствии администратора магазина "Вина Анапы" (г. Абакан, ул. Щетинкина, 76) Южаковой Е.С. сделаны фотографии рекламы и составлен акт N 3, в котором зафиксирован факт распространения рекламных мини-буклетов с рекламой алкогольной продукции: водка "Монархия", водка "Русское застолье", водка "Джапро шиитаке" и "Джапро Кумин" в виноводочном отделе ООО "Кедр" в магазине "Вина Анапы". Кроме того на стеллаже с водкой разных наименований (в том числе водки "Ладога") прикреплена реклама на которой изображена бутылка водки "Ладога", в нижнем левом углу рекламы имеется надпись "абсолютное качество", справа от изображения бутылки имеется изображение известного бренда "Ладога".
08.04.2009 Хакасским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 21 Закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя - ООО "Кедр" (отсутствие предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции при ее рекламировании).
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламный характер содержания мини-буклетов обнаруженных в помещении магазина "Вина Анапы" (г. Абакан, ул. Щетинкина, 76) подтверждается следующим.
Водка "Монархия" На таежных ягодах", как следует из содержания рекламного мини-буклета, унаследовала лучшие традиции русского винокурения эпохи Екатерины II. Для приготовления такой водки используется ароматный спирт брусники, издревле славившейся своими целебными свойствами и придающей напитку изысканную кислинку".
Водка "Русское застолье" - "Мягкая на серебряной воде" и "На маковых зернышках" как указано в рекламе "для тех, кто доверяет народным знаниям о пользе серебряной воды, и не мыслит свою жизнь без радости, веселья и легкого времяпрепровождения, водка, в которой сочетается все лучшее, создана специально для Вас".
К бутылке водки "Джапро шиитаке" и "Джапро Кумин" был прикреплен мини-буклет с рекламой водки в содержании которого говорится о лечебных свойствах составляющих компонентов, таких как "гриб шиитаке из самой Японии", который, "как считается способен нормализовать давление, очистить организм и защитить от простуды - водка с настоем грибов способна удивить даже самых искушенных покупателей". "Водка на грибах уже сама по себе эта фраза звучит заманчиво". "Водка с кумином интересна на вкус и мягка".
Во всех случаях при распространении вышеуказанных рекламных мини-буклетов в рекламе отсутствует надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
Кроме того, на стеллаже, в том числе и с водкой "Ладога", размещена реклама с изображением бутылки, этикетка которой совпадает с этикеткой на бутылках продаваемой водки. В нижнем левом углу рекламы имеется надпись "абсолютное качество", справа от изображения бутылки имеется изображение бренда "Ладога", однако в рекламе также отсутствует предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
Данная реклама алкогольной продукции, распространяемая ООО "Кедр" в магазине "Вина Анапы" (г. Абакан, ул. Щетинкина, 76) адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к данной алкогольной продукции, формирование или поддержание интереса к ней и ее продвижение на рынке.
Согласно лицензии серия Г 00000792 регистрационный номер ТА-8/0031-6-2 от 05.04.2006 года, выданной Государственным Комитетом по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия, ООО "Кедр" разрешено осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине "Вина Анапы" по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, 76.
В силу части 7 статьи 38 Закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований установленных частью 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона "О рекламе").
Лицом, осуществляющим распространение рекламы является юридическое лицо ООО "Кедр".
ООО "Кедр" не соблюдены требования части 3 статьи 21 Закона "О рекламе", обязывающие рекламораспространителя в каждом случае при рекламировании алкогольной продукции сопровождать предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Письменные пояснения, запрашиваемые в определении от 08.04.2009 (исх. N 04-840) ООО "Кедр" не представлены. ООО "Кедр", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении почтового отправления N 98020) 22.04.2009 не направил своего представителя на рассмотрение дела.
В материалах дела отсутствует доказательства об устранении ООО "Кедр" нарушения законодательства РФ о рекламе в добровольном порядке. Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что ООО "Кедр" необходимо выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу алкогольной продукции общества с ограниченной ответственностью "Кедр", распространенную в виде мини-буклетов прикрепленных к бутылкам водки: "Монархия" (На таежных ягодах"), "Русское застолье" ("Мягкая на серебряной воде" и "На маковых зернышках"), "Джапро шиитаке" и "Джапро Кумин", а также рекламу водки "Ладога" распространяемую в виноводочном отделе ООО "Кедр" в магазине "Вина Анапы" расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, 76, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Кедр" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05.05.2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии П.А. Шалимов
Члены комиссии: И.А. Андрюшкова
И.И. Жукова
Н.В. Лесниченко
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
05 мая 2009 года г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Шалимов П.А., заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
члены Комиссии: Андрюшкова И.А., главный специалист-эксперт отдела АЗР;
Жукова И.И., ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н.В., специалист-эксперт отдела АЗР;
на основании своего решения от 05 мая 2009 года по делу N 2-Р-09 о признании ненадлежащей распространяемую ООО "Кедр" в виноводочном отделе ООО "Кедр" в магазине "Вина Анапы" расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, 76, рекламу алкогольной продукции в виде мини-буклетов прикрепленных к бутылкам водки: "Монархия" ("На таежных ягодах"), "Русское застолье" ("Мягкая на серебряной воде" и "На маковых зернышках"), "Джапро шиитаке" и "Джапро Кумин", а также рекламу водки "Ладога", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" (ул. Мостовая, 7, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017) немедленно прекратить нарушение части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", для чего при распространении в помещении магазина "Вина Анапы" (г. Абакан, ул. Щетинкина, 76) рекламы алкогольной продукции, размещать предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, при этом площадь такого предупреждения должна быть не менее чем 10 % от рекламной площади.
2. ООО "Кедр" представить в Хакасское УФАС России письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 3 дней со дня получения настоящего предписания.
Согласно статье 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд РХ в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии П. А. Шалимов
Члены комиссии: И.А. Андрюшкова
И.И. Жукова
Н.В. Лесниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 5 мая 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016