Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 8 мая 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Косолапова Н.Г.- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Тотадзе Н.В.- начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;
Гуткович А.Е.- и.о. начальника отдела государственного заказа и контроля органа власти, член Комиссии:
Кыйгасов А.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;
в присутствии представителя по доверенности ОАО "Горно-Алтайгаз" в лице Басаргиной Любовь Алексеевны (доверенность б/н от 07.05.2009 г.), рассмотрев дело N 17 от 30.04.2009 г. о нарушении ОАО "Горно-Алтайгаз" (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина N261) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В УФАС по РА 20.02.2009 г вх. N282 поступило заявление от гражданина Курочкина П.А., проживающего по адресу г. Горно-Алтайск, пер. Антоновский, дом 14, по вопросу законности установления цены на сжиженный газ, реализуемый ОАО "Горно-Алтайгаз" для бытовых нужд населению.
08.05.2009 года Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив представленные документы, пришла к выводу:
В соответствии с приказом УФАС по РА от 20.03.2009 г N33 проведена камеральная проверка, по результатам которой установлено следующее:
1. В действиях ОАО "Горно-Алтайгаз" усматриваются признаки нарушения, которые выразились в том, что часть объема балансового сжиженного углеводородного газа (далее- СУГ) закупленного по оптовым регулируемым ценам реализовано иным коммерческим организациям по свободным ценам, однако балансовые объемы должны реализовываться только населению и по ценам, утверждаемым Комитетом по тарифам РА.
2. Механизм регулирования цен на СУГ для бытовых нужд реализуется путем установления оптовых и розничных цен на СУГ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", оптовые цены на СУГ для бытовых нужд населения утверждаются ФСТ России, розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами Исполнительной власти субъектов РФ.
СУГ в рамках балансовых заданий поставляется по оптовым ценам установленным письмом Федеральной службой по тарифам от 25.08.2008 NНБ-4792/9 "О прогнозном уровне оптовых цен на сжиженный газ" (с 1 января 2009 - 5750 руб. за тонну) и приказом ФСТ России от 21.08.2007 N168-э/3 "Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд" (с 1 января 2008 - 4500 руб. за тонну).
Розничные цены на СУГ, реализуемый населению для бытовых нужд, в Республике Алтай устанавливает Комитет по тарифам Республики Алтай.
ОАО "Горно-Алтайгаз" ежегодно представляет в Комитет по тарифам РА (далее - Комитет) материалы экономического обоснования для пересмотра розничных цен на СУГ, реализуемый населению, исходя из роста оптовых цен на сжиженный газ, затрат на его транспортировку, роста собственных эксплуатационных затрат, прогнозной потребности в СУГ на следующий год.
ОАО "Горно-Алтайгаз" осуществляет реализацию газа как с доставкой до потребителя, так и от газонаполнительной станции и следовательно должно представить в регулирующий орган заявление об установлении цен с учетом системы франкирования в зависимости от категории. Вместе с тем, Комитетом утверждена розничная цена на сжиженный газ, реализуемый ОАО "Горно-Алтайгаз" для населения Республики Алтай для бытовых нужд без учета системы франкирования в зависимости от категории в соответствии с пунктом 14 Методических указаний утвержденных приказом ФСТ N129-э/2 от 15.07.2007 г. в редакции приказа ФСТ РФ от 29.04.2008 г N110-э/7, т.е. только с доставкой до потребителя.
Так же в ходе проверки установлено, что ОАО "Горно-Алтайгаз" заключало с покупателями СУГ договоры вида "Договор о предоставлении услуг по газоснабжению", в которых при прочих равных условиях договора покупателям товара в разделе "Абонент обязуется" по-разному устанавливалась дата оплаты за потребленный газ.
По договору N2/1 от 21.05.2007 г. с Кашлыгиным Николаем Ивановичем (Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 2-1) срок оплаты за потребленный газ установлен до 10 числа месяца следуюшего за отчетным. В договоре N2/2 от 22.07.2003 г. с Ребицкой Люсетой Ивановной (Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 2-2) срок оплаты за потребленный газ установлен до 20 числа месяца следующего за отчетным.
В вышеуказанных договорах о предоставлении услуг по газоснабжению усматриваются признаки злоупотребления ОАО "Горно-Алтайгаз" своим доминирующим положением, т.к. действия ОАО "Горно-Алтайгаз" по установлению разной даты оплаты за потребленный газ ставят одних покупателей в преимущественное положение перед другими, и приводят к ущемлению интересов других лиц, однако данное нарушение ОАО "Горно-Алтайгаз" устранил до рассмотрения дела на Комиссии, в договорах о предоставлении услуг по газоснабжению, путем установления единой даты оплаты за потребляемый газ до 10 числа следующего за отчетным месяцем.
На основании вышеизложенного по результатам проведенной камеральной проверки ОАО "Горно-Алтайгаз" усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по итогам проведенной камеральной проверки ОАО "Горно-Алтайгаз" возбудило дело N17 от 30.04.2009 г. в отношении ОАО "Горно-Алтайгаз" по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части "нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования", и назначила рассмотрение дела на 08.05.2009 г.
Комиссия УФАС по РА 08.05.2009 г. в ходе рассмотрения дела N17 от 30.04.2009 г., заслушав устные доводы представителя ОАО "Горно-Алтайгаз", а также изучив представленный на комиссию приказ N048 от 05.05.2009 г. (входящий N903а от 08.05.2009 г.) "Об установлении розничной цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд без доставки до потребителя" установила, что данный локальный акт противоречит пункту 2 Постановления Правительства РФ N 332 от 15.04.1995 г. в редакции от 12.06.2008 г. где сказано, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с методическими указаниями утвержденными приказом ФСТ N129-э/2 от 15.07.2007 г. "Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд" на основании которого разработан порядок установления регулируемых розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, в зависимости от категории франкирования.
ОАО "Горно-Алтайгаз" включено в Реестр субъектов имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ N7/1 от 12.02.2000 г). По основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" ОАО "Горно-Алтайгаз" занимает доминирующее положение в данной сфере услуг и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции";
В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия ОАО "Горно-Алтайгаз" нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, являются злоупотреблением доминирующим положением и недопустимы в соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В целях пресечения злоупотреблением доминирующим положением ОАО "Горно-Алтайгаз", Комиссия Управления, считает необходимым выдать ему предписание в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 45, 49, 50 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "Горно-Алтайгаз" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"; в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. Выдать ОАО "Горно-Алтайгаз" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
08 мая 2009 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Косолапова Н.Г.- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Тотадзе Н.В.- начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;
Гуткович А.Е.- и.о. начальника отдела государственного заказа и контроля органа власти, член Комиссии:
Кыйгасов А.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы, член Комиссии;
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 08 мая 2009 года по делу N 17 от 30.04.2009 г. о нарушении ОАО "Горно-Алтайгаз", Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина N261, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Горно-Алтайгаз" в срок до 30.06.2009 г прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В этих целях ОАО "Горно-Алтайгаз" необходимо в соответствии с действующим законодательством (пункт 14 Методических указаний в редакции Приказа ФСТ РФ от 29.04.2008 г N110-э/7) утвердить в Комитете по тарифам Республики Алтай розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям:
а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя;
б) реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя;
в) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок;
г) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада).
2. Не допускать случаев реализации объема балансового СУГ, закупленного по регулируемым ценам, иным коммерческим организациям;
3. ОАО "Горно-Алтайгаз" в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания обеспечить предоставление информации Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай об исполнении предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.5 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 8 мая 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016