Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 9 декабря 2015 г. N 08-01-490
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы ООО "СаТиКом" (уведомлено надлежащим образом),
в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская больница N 3" (далее - ГБУЗ НСО "ГБ N3"): "_" (по доверенности), "_" (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "СаТиКом" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГБ N3" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Ванкомицин, Цефтриаксон) на 1 полугодие 2016 г. (извещение N 0351300023415000212), начальная (максимальная) цена контракта 427 271,81 руб., установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "СаТиКом" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГБ N3" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Ванкомицин, Цефтриаксон) на 1 полугодие 2016 г. (извещение N 0351300023415000212).
Суть жалобы заключается в следующем. По мнению ООО "СаТиКом", описание объекта закупки по данному электронному аукциону не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности, установление заказчиком требования к сроку, в течение которого лекарственный препарат сохраняет свою стабильность, приводит к ограничению конкуренции.
На основании изложенного, ООО "СаТиКом" просит выдать ГБУЗ НСО "ГБ N3" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО "СаТиКом" от заказчика - ГБУЗ НСО "ГБ N3" поступили возражения, в которых указано следующее.
Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы, поскольку требования к температурному режиму и стабильности готового раствора могут приводить к ограничению числа участников закупки. Однако участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке лекарственные средства, соответствующие требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчиков, количество таких участников не ограничено.
Требованиям, установленным в описании объекта закупки аукционной документации по позиции с МНН "Цефтриаксон", соответствуют лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Цефтриаксон" и "Роцефин" (производитель "Белхимпрепараты") и "Азаран" (производитель "Хемофарм А.Д.").
Из изложенного следует, что заказчик, соблюдая принципы достижения результатов обеспечения нужд учреждения, в целях осуществления надлежащего использования препаратов для лечения пациентов и предотвращения неэффективного расходования бюджетных средств, указал характеристики в соответствии с требованиями ФЗ N 44-ФЗ, отвечающие потребностям заказчика и не ограничивающие потенциальное число участников закупки.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в описании объекта закупки по позиции с МНН "Цефтриаксон" установлено следующее требование: "Свежеприготовленный раствор, приготовленный на основе 0,9% раствора натрия хлорида, 5% или 10% раствора декстрозы, 5% раствора левулозы, стабилен в течение не менее 6 часов при комнатной температуре и в течение не менее 24 часов при температуре 2-8 ° С".
Согласно письму ФАС России N АК/58960/15 от 26.10.2015 г. "ФАС России считает, что установление заказчиками в документации о закупке требований к температурному режиму хранения лекарственных препаратов и сроку, в течение которого лекарственный препарат сохраняет свою стабильность, может приводить к сокращению количества участников закупки и содержит признаки ограничения конкуренции и не соответствует требованиям антимонопольного законодательства и Закону о контрактной системе".
Однако Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе описания объекта данной закупки было установлено, что требованиям, установленным к лекарственному препарату с МНН "Цефтриаксон" соответствуют лекарственные препараты с различными торговыми наименованиями различных производителей, а именно, "Цефтриаксон" производителя РУП "Белмедпрепараты", Беларусь, "Роцефин" производителя "Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд", Швейцария, "Азаран" производителя "Хемофарм А.Д.", Сербия, что свидетельствует о том, что описание объекта данной закупки не приводит к сокращению числа участников закупки и ограничению конкуренции. Таким образом, доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе описания объекта закупки было установлено, что по позиции с МНН "Ванкомицин" заказчик установил следующие требования: "лекарственная форма, дозировка, количество единиц в упаковке, активные вещества (при необходимости): лиофилизат для приготовления р-ра для инфузий 1 г, N 10 (индивидуальная упаковка), единица измерения: флак, кол-во: 130". Однако на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика пояснил, что при указании единиц измерения была допущена ошибка, предполагалось указание "упаковка", общее количество флаконов, необходимых к поставке, должно составить не 130, а 1300, или 130 упаковок по 10 флаконов. Таким образом, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
Кроме того, установленное заказчиком требование ввело в заблуждение участника закупки, подавшего заявку N 3, поскольку данным участником было предложено 130 флаконов лекарственного препарата с МНН "Ванкомицин", что соответствует требованиям аукционной документации, однако единая комиссия заказчика в нарушение ч.3 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ отказала данной заявке на участие в электронном аукционе на основании п.2 ч.4 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ, обосновав отказ необходимостью поставки 130 упаковок.
В соответствии с описанием объекта закупки, на момент поставки остаточный срок годности товара должен быть, в том числе, в случае общего срока годности от 1-го до 3-х лет - не менее 12 месяцев, однако по лекарственному препарату с МНН "Цефтриаксон" заказчиком установлено следующее требование к остаточному сроку годности: "не менее 19 месяцев", кроме того, заказчиком установлен безальтернативный срок годности данного препарата, а именно, "2 года".
Таким образом, заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ в описании объекта закупки размещена противоречивая информация относительно остаточного срока годности товара на момент поставки, а также безальтернативные требования к сроку годности, способные привести к ограничению количества участников закупки.
При анализе заявки ООО "Медтрейд" (заявка N 2), признанной единой комиссией заказчика победителем электронного аукциона, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в первой части заявки данный участник предложил к поставке по позиции с МНН "Ванкомицин" лекарственный препарат с торговым наименованием "Ванкомицин" со следующими характеристиками: "лиофилизат для приготовления р-ра для инфузий_", однако во второй части заявки приложено регистрационное удостоверение на лекарственный препарат с торговым наименованием "Ванкомицин", но с иной лекарственной формой, а именно, "порошок для приготовления раствора для инфузий". Таким образом, вторая часть данной заявки не содержит регистационное удостоверение на представленный в первой части заявки лекарственный препарат "Ванкомицин" в лекарственной форме "лиофилизат", единая комиссия в нарушение ч.2 ст.69 ФЗ N 44-ФЗ неправомерно приняла решение о соответствии заявки ООО "Медтрейд" (заявка N 2) требованиям аукционной документации.
В соответствии с письмом ФАС России NАК/28644/15 от 09.06.2015 г. одним из наиболее типичных примеров ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых харастеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе, указание конкретных лекарственных форм препаратов, предназначенных для парентерального (инъекционного) введения ("лиофилизат", "порошок", "лиофилизированный порошок", "концентрат", "раствор", "суспензия" и т.д.).
Заказчиком в аукционной документации установлены требования к конкретным лекарственным формам лекарственных препаратов, а именно, "лиофилизат для приготовления раствора для инфузий" (МНН "Ванкомицин"), "порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения" (МНН "Цефтриаксон"), однако возможность поставки лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах не установлена, что в нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ способно привести к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Однако заказчиком в нарушение ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта ровно на 1 (один) месяц.
Заказчик в аукционной документации указал, что осуществляет данную закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ. Однако заказчик в печатной форме извещения, в форме извещения, формируемом на официальном сайте закупок, а также в аукционной документации указал ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ как в графе "ограничения в определении поставщика" так и в графе "преимущества".
Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона N 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ N 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п.4 ч.3 ст. 49, п.5 ч.5 ст.63 и п.6 ч.1 ст.73 ФЗ N 44-ФЗ в извещениях о проведении аукциона, открытого конкурса и запроса котировок указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ N 44-ФЗ.
Нормы указанных статей корреспондируют со статьями 28, 29 и 30 ФЗ N 44-ФЗ. Статьи 28, 29 и 30 являются специальными нормами ФЗ N 44-ФЗ, предусматривающими порядок предоставления преимуществ и установления ограничений в закупках.
Статьи 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ прямо предусматривают предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.
В свою очередь, статья 30 ФЗ N 44-ФЗ прямо предусматривает установление в извещениях об осуществлении закупок ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч.3 и ч.8 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ). Положения статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ не содержат норм о предоставлении каких-либо преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное обстоятельство связано с тем, что в случае установления ограничения участия в закупке по статье 30 ФЗ N 44-ФЗ, ее участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с этим, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям перед этими же участниками закупки является абсурдным. Таким образом, предоставление преимуществ, не предусмотренных статьей 30 ФЗ N 44-ФЗ, является деянием, противоречащим нормам ФЗ N 44-ФЗ.
Более того, статьи ФЗ N 44-ФЗ, регламентирующие порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок (ст.51, ст.66, ст.73), предусматривают представление в заявках документов, подтверждающих получение преимуществ только по статьям 28, 29 ФЗ N 44-ФЗ. При этом, в данных статьях установлено требование о предоставлении в заявке участника закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ.
Совокупность указанных норм свидетельствует о невозможности предоставления преимуществ в соответствии со ст.30 ФЗ N 44-ФЗ и указание о возможности предоставления преимуществ вводит участников закупок в заблуждение, не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.
Части 5 и 6 ст.30 ФЗ N 44-ФЗ устанавливают требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием в контракте объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Данные положения не предусматривают каких - либо преимуществ субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям перед другими участниками закупки, а трактуют условие исполнения заключенного контракта в части привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно ч.2 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Согласно ч.11 ст.21 ФЗ N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ N 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития России N 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 г. "Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы" планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Согласно п.5 указанного Приказа размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом N 761/20н, осуществляется с учетом следующих положений:
2) в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются:
е) в столбце 6:
предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ);
информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии таких ограничений или требований).
Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С учетом вышеуказанных обязательных особенностей размещения планов-графиков на официальном сайте заказчики при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций указывают информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 ФЗ N 44-ФЗ. А при наличии преимуществ указывают преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ N 44-ФЗ. Таким образом, заказчик нарушил ст.30 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "СаТиКом" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская больница N 3" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Ванкомицин, Цефтриаксон) на 1 полугодие 2016 г. (извещение N 0351300023415000212) необоснованной.
Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, ст.30, ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ.
Признать единую комиссию нарушившей ч.3 ст.67, ч.2 ст.69 ФЗ N 44-ФЗ.
Выдать заказчику и единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Передать материалы уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-492
об устранении нарушения законодательства в сфере закупок
09 декабря 2015 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N08-01-490 от 09.12.2015 г. по жалобе ООО "СаТиКом" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГБ N3" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Ванкомицин, Цефтриаксон) на 1 полугодие 2016 г. (извещение N 0351300023415000212), предписывает:
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок заказчику - ГБУЗ НСО "ГБ N3" необходимо:
Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, надлежащим образом формировать описание объекта закупки в соответствии с потребностями заказчика, прекратить устанавливать в описании объекта закупки требования, ограничивающие количество участников закупки, в частности, относительно конкретных лекарственных форм без возможности поставки лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах, прекратить устанавливать срок годности товара в виде конкретного срока, прекратить размещать противоречивую информацию относительно остаточного срока годности товара.
Прекратить нарушение ст.30 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в аукционной документации преимущества участникам закупки, не предусмотренные указанной статьей ФЗ N 44-ФЗ.
Прекратить нарушение ч.3 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, устанавливать срок действия банковской гарантии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Внести изменения в документацию об электронном аукционе N 0351300023415000212 в соответствии с решением N 08-01-490 от 09.12.2015 г. и настоящим предписанием.
Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок единой комиссии заказчика необходимо:
Прекратить нарушать ч.3 ст.67 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить отказывать в допуске к участию в электронном аукционе первым частям заявок, соответствующим требованиям аукционной документации.
Прекратить нарушение ч.2 ст.69 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, прекратить признавать соответствующими требованиям аукционной документации заявки, не соответствующие данным требованиям, содержащие недостоверную информацию.
Отменить решения единой комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ООО "РТС-тендер" обеспечить возможность исполнения решения N 08-01-490 от 09.12.2015 г. и настоящего предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок до 28.12.2015 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 9 декабря 2015 г. N 08-01-490
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016