Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 21 мая 2009 г.
Резолютивная часть оглашена 20 мая 2009 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнева Ю.Н. |
- |
председателя комиссии, заместителя руководителя управления; |
- Валитова М.А. |
- |
члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля; |
- Камильской Л.А. |
- |
члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля; |
- Масловой Т.В. |
- |
члена комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля экономической концентрации, |
при участии:
Хлапова Александра Львовича - консультанта-юриста Министерства здравоохранения Нижегородской области (доверенность от 22.01.2009 N 315-02-01-11/13),
рассмотрев дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Министерства здравоохранения Нижегородской области,
установила:
11 декабря 2008 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "АКСОН" (далее - ООО "АКСОН", заявитель, общество) на действия Министерства здравоохранения Нижегородской области (далее - Министерство, ответчик).
По мнению ООО "АКСОН", Министерство в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отказало заявителю в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности по психиатрии.
В результате такого незаконного отказа обществу ограничен доступ на рынок оказания платных медицинских услуг в рассматриваемой сфере (психиатрии), что на его взгляд, свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом Управления от 17.02.2009 в отношении Министерства возбуждено дело о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На заседании комиссии, состоявшемся 19.03.2009, директор ООО "АКСОН" поддержал доводы своего обращения в антимонопольный орган, просил выдать ответчику предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путём отмены уведомления N 315-02-03-19/412 от 21.11.2008, изданного Министерством.
Определением комиссии от 19.03.2009 производство по делу N 48-ФАС 52-ТР-15-02/02-09 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009 по делу N А43-30991/2008-1-458.
Определением комиссии от 27.04.2009 производство по настоящему делу возобновлено.
На заседание комиссии, несмотря на надлежащее извещение, представители заявителя не прибыли, в связи с чем дело рассмотрено без их участия по правилам части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции.
Представитель Министерства просил производство по делу прекратить, поскольку законность отказа Министерства в выдаче лицензии по психиатрии ООО "АКСОН" подтверждена арбитражным судом.
Изучив материалы дела, заслушав выступление представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ООО "АКСОН" в целях получения лицензии на медицинскую деятельность по психиатрии направило в Министерство пакет документов, включающий заявление, копию устава общества, копию решения учредителя Общества N 5 от 05.04.2008 о назначении на должность директора ООО "АКСОН" Козлова А.А., копию платежного поручения, подтверждающего уплату государственной пошлины, копии санитарно-эпидемиологических заключений Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области о соответствии условий предоставления ООО "АКСОН" услуг по рентгенологии, лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, психиатрии и пр. государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также копии сертификата о присвоении специальности "психиатрия", диплома о присвоении квалификации врача по специальности "лечебное дело" и удостоверения о прохождении интернатуры по неврологии, нейрохирургии и психиатрии.
Письмом от 21.11.2008 N 315-02-03-19/412 ответчик уведомил общество о том, что оно, как соискатель лицензии, не соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом, как следует из указанного уведомления Министерства и выяснилось в ходе рассмотрения данного дела комиссией, основной причиной отказа в выдаче лицензии заявителю явилось то обстоятельство, что ООО "АКСОН" не вправе оказывать психиатрическую помощь в силу части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" (далее - Закон о психиатрической помощи).
Правило, закрепленное вышеприведенной нормой, заключается в том, что психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В процессе производства по делу установлено, что ООО "АКСОН", наряду с обращением в антимонопольный орган, оспорило отказ Министерства в выдаче лицензии, оформленный уведомлением от 21.11.2008 N 315-02-03-19/412, в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009 по делу N А43-30991/2008-1-458 (вступило в законную силу 22.04.2009 с учетом постановления Первого арбитражного апелляционного суда) ООО "АКСОН" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным уведомления Министерства от 21.11.2008 N 315-02-03-19/412.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что часть 1 статьи 18 Закона о психиатрической помощи предполагает возможность оказания психиатрической помощи только теми юридическими лицами, которые созданы в форме учреждений, вследствие чего Министерство обоснованно отказало обществу в выдаче соответствующей лицензии.
Изложенные выводы арбитражных судов свидетельствуют о том, что ответчиком не допущено препятствования хозяйственной деятельности заявителя, противоречащего какому-либо закону, вследствие чего отсутствует и нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, вывод, содержащийся в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009 по делу N А43-30991/2008-1-458, о соответствии закону отказа Министерства в выдаче лицензии в области психиатрии ООО "АКСОН" не может быть переоценен административным органом.
Кроме того, сложившаяся практика правоприменения выработала правило: если лицу отказано в удовлетворении какого-либо требования в судебном порядке, то возможность его удовлетворения в административном порядке исключается.
Таким образом, выдать ответчику предписание об отмене уведомления N 315-02-03-19/412 от 21.11.2008, изданного Министерством, на чем настаивал заявитель, антимонопольный орган правовых оснований не имеет.
С учетом изложенных обстоятельств, руководствуясь статьями 23, 41, 48 Закона о защите конкуренции, комиссия
решила:
производство по делу N 48-ФАС52-ТР-15-02/02-09 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства здравоохранения Нижегородской области прекратить в связи с наличием вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009 по делу N А43-30991/2008-1-458, в котором содержатся выводы об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии М.А. Валитов
Л.А. Камильская
Т.В. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 21 мая 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016