Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 21 мая 2009 г. N 9
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 9 от 15.05.2009 года по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в магазине "Статус", индивидуальным предпринимателем <> рекламы пива с признаками нарушения пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - <> установила:
Управлением федеральной антимонопольной службы в порядке осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 23 апреля 2009 года N 71, проведена проверка рекламы пива, распространяемой в магазине продуктов "СТАТУС", расположенного по адресу: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, район территории ДЭП-217.
В результате проверки установлено, что магазин продуктов "СТАТУС" принадлежит индивидуальному предпринимателю <>.
Витрины магазина, обращенные на улицу Ленина, оборудованы полотнами в виде штор, изображения на которых носят рекламный характер. Рекламируемым товаром является пиво различных наименований. На центральной витрине размещены три полотна.
На одном полотне изображен деревянный бочонок с ввернутым краном. Из крана в кружку прозрачного цвета льется жидкость, внешне напоминающая пиво. Рядом с бочонком, на переднем плане, изображены две пластиковые бутылки с этикетками. На этикетках, в верхней части изображен деревянный бочонок и надпись: "ПИВО". По центру имеется надпись: "Сибирский бочонок. Специально для сибиряков. Сварено в Сибири". В верхней части рекламного объекта расположена надпись в виде таблички: "СИБИРСКИЙ БОЧОНОК".
На другом полотне изображена пластиковая бутылка с надписью "Bagbier 1.5 л." на фоне провинциального городского квартала, напоминающего архитектуру Германских городов. В верхней части расположена надпись: "ОТЛИЧНОЕ ПИВО!". Ближе к центру расположена надпись: "И С ЦЕНОЙ ПОРЯДОК!".
На третьем полотне изображена стеклянная бутылка с этикеткой. На этикетке написано: "КЛИНСКОЕ УЛЬТРА". В нижней части полотна расположена надпись: "КЛИНСКОЕ - совсем другая".
На правой витрине помещено полотно с изображением банки пива "БАЛТИКА - 7". Рядом с пивной банкой стоит прозрачный фужер и стеклянная бутылка. На них также имеется надпись: "БАЛТИКА - 7". В верхней части рекламного поля имеется надпись: "Прозрачная Этикетка". В нижней части: "БАЛТИКА ЭКСПОРТНОЕ. ТВОЙ МИР БЕЗ ГРАНИЦ". С левой стороны рекламного полотна изображены пивная банка, и бутылка на которых написано: "БАЛТИКА ДЕВЯТКА КРЕПКОЕ".
При дальнейшем осмотре данных рекламных объектов внутри помещения было установлено, что в нижней части на них имеются надписи: "Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью", однако эти предупреждения скрыты от потребителей рекламы по причине несоответствия размера рекламных полотен, размеру витрин, на которых они расположены.
В торговом зале магазина установлены холодильные шкафы, предназначенные для охлаждения напитков. Стенки этих холодильных шкафов оформлены наклейками и плакатами. На шкафах установлены рекламные короба. На коробах, наклейках и плакатах изображено пиво различных наименований: КЛИНСКОЕ, АРСЕНАЛЬНОЕ, НЕВСКОЕ, TUBORG, Carlsberg, Velkopopovicky Kozel. Между холодильными шкафами на стене наклеен плакат, на котором изображена бутылка пива "Балтика-3". Изображение сопровождается текстом: "Балтика-3. Новый стандарт Российского пива. Там, где Россия".
На отдельных рекламных объектах имеются предупреждающие надписи о вреде чрезмерного потребления пива.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N38-ФЗ "О рекламе" гласит: "Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке".
Вышеуказанная распространяемая информация полностью соответствует определению понятия "реклама". Она публична, ориентирована на неопределенный круг лиц, привлекает внимание и направлена на формирование у потребителя рекламы интереса к товару (пиву), что способствует продвижению товара на рынке.
Пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" гласит: "Рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств".
В данном случае рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель <>, в чьем магазине была распространена реклама пива. В своем объяснении Наталья Николаевна пояснила, что объекты рекламы были предоставлены магазину на безвозмездной основе торговыми представителями-поставщиками пива, с которыми заключены договоры о поставке пива на реализацию. Данные рекламные объекты были размещены в магазине торговыми представителями-поставщиками пива с устного разрешения владельца магазина.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", реклама пива и напитков, изготовляемых на его основе не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
На запрос от 27.04.2009 года N 625/05 администрация Майминского муниципального образования сообщает, что здание магазина "Статус" располагается в селе Майма, по ул. Ленина в районе территории ДЭП-217 на расстоянии 90 метров от здания Майминской районной Школы искусств, расположенной по адресу: с. Майма, ул. Ленина, 15А.
Изучив материалы дела и объяснения <>, Комиссия пришла к выводу, что распространяемая в магазине "СТАТУС" реклама пива: "СИБИРСКИЙ БОЧОНОК", "Bagbier", "КЛИНСКОЕ УЛЬТРА", "БАЛТИКА - 7", "БАЛТИКА ДЕВЯТКА КРЕПКОЕ", "АРСЕНАЛЬНОЕ", "НЕВСКОЕ", "TUBORG", "Carlsberg", "Velkopopovicky Kozel", на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года N38-ФЗ "О рекламе", является ненадлежащей.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 6 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель.
Индивидуальный предприниматель <> признала факт нарушения рекламного законодательства, выразившегося в распространении рекламы пива на расстоянии менее чем 100 метров от районной школы искусств. В свое оправдание сказала, что на момент распространения рекламы пива не знала, что своими действиями нарушает рекламное законодательство. Выразила недовольство в отношении торговых представителей-поставщиков пива, предоставивших рекламные объекты магазину. Наталья Николаевна предположила, что торговые представители -поставщики пива, зная рекламное законодательство в рамках распространения рекламы пива, поступили с ней не честно, предложив разместить в ее магазине рекламу пива.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 6 части 2 статьи 22, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать индивидуального предпринимателя <> нарушившей требования пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", а именно размещение рекламы пива в принадлежащем ей магазине "СТАТУС", расположенного по адресу: 649100, Республика Алтай, село Майма, ул. Ленина в районе территории ДЭП-217, на расстоянии ближе, чем сто метров от здания Майминской районной школы искусств, расположенной по адресу: 649100, Республика Алтай, село Майма, ул. Ленина, 15А.
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <> предписание о прекращении нарушения требования пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ
"О рекламе";
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламораспространителя указанной рекламы индивидуального предпринимателя <>
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 9 от 15.05.2009 г.
21 мая 2009 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, на основании своего решения по делу N 9 от 21.05.2009 года о признании ненадлежащей рекламы пива, распространяемой в магазине "СТАТУС", по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, район территории ДЭП-217, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <>, в срок до 8 июня 2009 года прекратить нарушение пункта 6 части 2 статьи 22 Федерального закона "О рекламе", а именно: исключить рекламу пива в магазине "СТАТУС", расположенном по адресу: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, район территории ДЭП-217;
2. Индивидуальному предпринимателю <> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 июня 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе УФАС по Республике Алтай вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от 12 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 21 мая 2009 г. N 9
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016